Третий выпуск — февраль 2020 (№845)
Пока Бога нет в законах
Львиная доля моральных сил у меня в последнее время уходит на «борьбу с коррупцией». Как известно, «коррупция» с латинского означает «подкуп, продажность» – использование властных полномочий в целях наживы. Года три назад нашу редакцию обязали бороться с нею в нашем крошечном коллективе, который едва сводит концы с концами. Требуют проводить собрания, писать отчёты, протоколы, заполнять анкеты с указанием мест работы моих родителей, родных жены и так далее. Объясняем нелепость ситуации, говорим об отсутствии людей, которые могли бы всем этим заниматься. Чиновники, конечно, понимают нас, пытаются помочь, но указания идут «сверху», из Москвы, к тому же над ними висит топор прокуратуры, от которой, в свою очередь, тоже требуют сверху отчётов об активной борьбе с коррупцией.
Ещё одно предупреждение
О коронавирусе сегодня мы слышим, что называется, из каждого утюга. Вести из китайского мегаполиса Уханя одна страшнее другой. О происхождении вируса пишут разное. Одна из версий – это апробирование расового оружия. Основывается она на том, что носителями коронавируса являются исключительно люди с жёлтым цветом кожи. Вторая конспирология предполагает, что вирус по недосмотру вырвался из какой-то секретной бактериологической лаборатории в Ухане. Официально, однако, сообщается о заражении людей от животных, в частности от летучих мышей и змей.
Опалённые войной
Находясь в городе нефтяников Ухте, зашёл я в совет ветеранов, попросил дать адреса детей Великой Отечественной войны. Была у меня задача записать рассказы, как жили здесь в «сороковые, роковые». Встретили меня очень радушно, подняли списки. Выбрали три адреса самых пожилых, которые застали войну, и на всякий случай добавили ещё один: «Александру Степановичу Межогских восемьдесят лет, но очень активный человек, спортом занимается, программирование изучил и, представляете, сайты делает. Ещё с супругой в нашем хоре ветеранов поёт»…
Ветер с моря
«Всякий раз в экспедиции, оказавшись в новом для себя месте, пусть даже в самой маленькой деревеньке, думаешь: ради какого жизненного урока ты здесь оказался? что важного приготовил тебе Господь через встречи с местными жителями? Ну и как-то сосредотачиваешься, по-особому внимательно смотришь, пытаешься проникнуться жизнью и пообщаться с людьми без самонадеянности и готовых шаблонов. С таким настроением я и въезжал в деревню Большой Бор: что-то здесь меня ждёт? И не ошибся». Дневники экспедиции по следам исповедника веры прот. Иоанна Серова (начало – в №№ 838-842, 844).
Горн и молот
«Господи, как же он меня раздражает – Александр. Если ругаю, отвечает: “Ругайте, ругайте, мне это спасительно!” Всех поучает, во всё суётся, везде его слово должно быть последним. Смотрю в окно: возит дрова в корытце, по десять поленьев. А я привожу на санках по сотне. Но ходит радостный такой, подпоясанный верёвкой. Видно, что ему хорошо. Задумываюсь, что же им движет. Сдаётся мне, что тщеславие. Узнаю в нём себя, только у меня тщеславия ещё больше, просто оно не так бросается в глаза. В детстве я сделал выбор: пускай меня лучше хвалят, чем ругают, и старался жить так, чтобы хвалили. К этому подталкивали советская педагогика, комсомол, весь строй жизни. ..»
Третье обретение
Преподобный Варлаам Керетский, покровитель мореплавателей, как и Николай Чудотворец, издавна был одним из любимых святых на Крайнем Севере. Обретённые в 1722 году его нетленные мощи в начале 1960-х были утеряны. И вот только спустя полвека святой начал возвращаться к нам. Ровно пять лет назад в п. Лоухи в Карелии была обретена часть мощей преподобного Варлаама. В чине обретения мощей тогда участвовал епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин), давно занимающийся исследованием жизни святого. И вот он же возглавил богослужение при новом обретении мощей преподобного…
Бумажные самолётики
Популярна была в своё время такая рубрика в газетах: «Журналист меняет профессию». Наш корреспондент попыталась стать на время учителем для детей. Причём случай трудный: в одном классе собрались малыши и подростки – попробуй увлечь уроками тех и других, да ещё в условиях, когда оценки им ставить нельзя… Читайте том, что получилось из этой затеи.
С больной головы на здоровую
«По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, – не будет у России, и никогда ещё не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит». Это слова Ф.М. Достоевского. Как в воду смотрел! Поляки дошли до того, что в развязывании Мировой вой-ны нас обвинили… Читайте разбор этой истории.
От Николы в Пупышах – до Николы в Кузнецах
Ещё недавно, в 60-е годы, в центре Москвы был такой переулочек – Пупышев. Он выходил на набережную Москва-реки. На углу его когда-то высилась церковь – нарядная, с шатровой колокольней. Она была украшением этой местности, возвышаясь над тихими московскими двориками (кстати, на знаменитой картине Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик» изображён очень похожий храм – Спаса на Песках, который, к счастью, уцелел до наших дней).
Церковь Святителя Николая в Пупышах – так её звали москвичи.
Арктический единорог
Холодные воды Атлантики и Северного Ледовитого океана – родная стихия для одного необычного морского зверя. Внешне он похож на шило, которым сапожник протыкает голенище сапога. Только вот сапожник этот должен быть великаном высотой с небоскрёб.
Тату для Тимура
…2015 год, Крым, город Саки. На густонаселённом пляже я арендую лежак и любуюсь видом на море. Время от времени названивает сын с вопросами вроде: «Мам, а где моя синяя футболка?»
Пока я объясняю, со счёта списывается стоимость трёх футболок. Что поделаешь, роуминг.
Вечереет. Вдруг вижу прогуливающегося по пляжу мужчину, забинтованного от головы до пят. Примерно так на иконе выглядит Лазарь Четверодневный. Мужчина, как привидение, прогуливается по берегу, а потом исчезает.
Ангел над морем
Прочитал в газете «Вера» отчёт по летнему маршруту в «зоне арктического вторжения» («Ветер с моря», №№ 838–842), а потом вскоре ещё и воспоминания про давнее путешествие на Алтай («Испытания гор», № 843). И так всё это легло-пересеклось с моими походными воспоминаниями, столько аналогий и похожих переживаний…
На чужом языке
В газете «Вера» не раз поднимался вопрос о несправедливом устройстве нашей жизни, при котором малый процент населения получает сверхдоходы, а остальные часто оказываются за чертой бедности. «Наверно, нужен какой-то новый общественный договор, очищение и перезагрузка всей системы, после чего произойдёт смена элиты и обществу будет перепоручена часть полномочий», – писали мы («Жизнь по лицензии», № 839, ноябрь 2019 г.)… Много у нас несовершенств. Вот ещё один взгляд на то, откуда они произрастают.
Проход для молящихся
Здравствуйте, уважаемая редакция любимой газеты «Вера».
Прочитав статью об Исаакиевском соборе («Святое место», № 844, январь 2020 г.), я, как жительница Санкт-Петербурга, не могу промолчать. Так случилось, что как раз недавно с мужем и младшим сыном мы выбрались в центр города и решили зайти в Исаакий. Историю с конфликтами на фоне передачи/не передачи храма я слышала, но, честно говоря, сильно не вникала. Что же я увидела, решив посетить красивейший храм моего родного города?
Свидетельница века
Она ушла 21 января. За таких старушек не страшно, когда они уходят от нас, потому что знают, куда идут и Кого встретят. К этой встрече они шли и готовились всю жизнь.
Кажется, что с уходом Ольги Борисовны Анисимовой (в девичестве Малышевой) ко Господу закрыта та страница твоей жизни, которую мы с ней писали вместе. Тихий домик на улице Урицкого, 23 в Вышнем Волочке был для меня словно мостик в иную, совсем незнакомую жизнь, пронизанную теплом и светом.
Цветник духовный
Эту притчу рассказал в своей книге «Беседы на Евангелие от Марка» святитель Василий Кинешемский:
«Однажды, давно-давно, на одной из верфей строился корабль. Для киля, или для основной балки, к которой прикрепляются рёбра – шпангоуты, нужно было найти хорошее длинное крепкое бревно. В грудах леса, сложенного на дворе верфи, два рабочих нашли одно, казавшееся, на первый взгляд, подходящим.
Добавить комментарий