Проход для молящихся

Мария САГИЯН

 Здравствуйте, уважаемая редакция любимой газеты «Вера».

Прочитав статью об Исаакиевском соборе («Святое место», № 844, январь 2020 г.), я, как жительница Санкт-Петербурга, не могу промолчать. Так случилось, что как раз недавно с мужем и младшим сыном мы выбрались в центр города и решили зайти в Исаакий. Историю с конфликтами на фоне передачи/не передачи храма я слышала, но, честно говоря, сильно не вникала. Что же я увидела, решив посетить красивейший храм моего родного города?

Во-первых, плата за вход 350 рублей. Я шла с мужем и сыном – итого 1050. Вроде бы и Бог с ними, с деньгами этими. Но… Я думала, что только подъём на колоннаду платный. Зайдя в храм, я была удивлена тем, что Царские врата открыты. Я не слишком знаю тонкости богослужения, но для меня открытие Царских врат – это некое священнодействие, торжество. Шёл Рождественский пост, вроде бы не время держать постоянно открытым алтарь на всеобщее обозрение зевак. Сначала ужаснулась – не заметила, что всё же стоят заграждения перед солеей и в алтарь не пробраться толпе. Поставить свечи можно было лишь в левом приделе, там же есть мощевики, икона праздника.

Толпы туристов, экскурсоводы. Не могу верно подобрать слова, но всё же человек, входящий в храм (нормальный, культурный человек, которых, конечно же, больше), ведёт себя несколько иначе, входя в музей. Благоговения, что ли, не хватает… Я понимаю, что это величайший памятник культурного наследия и люди хотят его видеть. Но это ведь и храм Божий! Очень тягостные ощущения от посещения. Туристы – на первом месте. Их много. Если бы Исаакий был в первую очередь храмом, то можно было бы как-то кого-то урезонить – в смысле поведения. Была в Никольском соборе – там стоит заграждение и на нём табличка: «Проход только для молящихся». Возможно, это радикально, но зато сразу понятно, что вот вы – туристы, здесь разглядывайте-смотрите, а если за ограждение хотите пройти, то ведите себя как приличествует в храме. Там же не стоит охранник с дубинкой и не гонит туристов, нет турникета, к которому билет надо приложить и платно зайти. Сразу видно, что же это за здание в первую очередь. Дом Божий ведь должен быть домом молитвы, какое бы ведомство за него не отвечало…

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

2 комментариев

  1. Николай:

    Не совсем соглашусь были в Исаакиевском в августе прошлого года, приехали из Орла, и впервые в Петербурге, остались под впечатлением. Во время службы левый предел был огорожен, там шла служба и пускали на нее бесплатно со стороны улицы. Конечно чтоб осмотреть красоту всего внутреннего убранства пришлось потом заплатить денюшку, и зайти с центрального хода но зато всю эту красоту получилось запечатлеть на фотокамеру, в отличие от храмов где на это прежде необходимо взять благословение (работа такая, да и нравится красоту храмового убранства снимать). Мне показалось что туристы нисколько не мешают, тем кому не надо было стоять службу, помолится или ставить свечи просто туда не заходили, хотя в храме находилось три организованные группы не сказал бы что кто-то вел себя шумно, из них поставить свечку заходили единицы, но службу можно было услышать находясь и в центре храма при этом любуясь главным алтарем.

    • Мария:

      Может быть дело в том, что мы с семьёй были тогда, когда туристов было в разы больше, чем в 2020 году, а может быть дело в моем личном восприятии… Рада, что вас ничего не смутило) И я, честно говоря, не знаю как зайти в храм бесплатно… Есть отдельный вход? Мы были не на службе и не с организованной группой паломников. Вход был открыт только один – центральный, платный.

Добавить комментарий