Седьмой выпуск — апрель 2020 (№849)
Особые обстоятельства
Поучительно наблюдать, кто как ведёт себя во время пандемии. Депутат Оксана Пушкина использовала момент, чтобы вновь заявить о необходимости принятия закона о домашнем насилии: мол, карантин, когда люди сидят по домам, может спровоцировать конфликты даже в тех семьях, где раньше не было агрессии. Заявление депутата прозвучало как-то глуповато в сложившейся ситуации, и вот думаю: что двигает этим политиком – сама-то она верит в свою идею-фикс? По-новому увидел я и то, чем занимаются «плоскоземельщики», за которыми давно наблюдаю. Есть такое общество, довольно влиятельное (в одной только группе соцсети более 30 тысяч адептов), которое выступает против клерикализации науки.
Алгоритм согласия
В столице при помощи камер наблюдения выявили более 200 нарушителей домашнего карантина, отчиталась полиция. Всеобщие бурные аплодисменты, в том числе от православных. «Нам нечего скрывать!» – гордо заявляют они по традиции. Это да. А если по ошибке вас опознают как рецидивиста? Ведь не отмыться потом! Или вот гипотетический сценарий, который сегодня уже не видится столь фантастическим: завтра Пасха, а власти запретили совершать праздничную литургию. Карантин, военное положение, задымление от пожаров, заключённые сбежали из тюрем – да что угодно. И вот вы, сговорившись с прихожанами, выезжаете на природу, где под открытым небом на переносном антиминсе батюшка будет совершать главную литургию года. А на выезде из города – раз, и прихватили вас!
День на Сие
С Антониево-Сийским монастырём нас связывают давние узы. Так уж случилось, что наша редакция и возрождённый монастырь почти одновременно явились на свет. Здесь игуменствовал наш духовный попечитель отец Трифон и подвизались в разное время дорогие нам люди. О жизни монастыря мы не раз писали. И вот теперь, в преддверии 500-летия обители, встал вопрос: что же нового рассказать читателям? И мы обнаружили, что за четверть века в газете не было ни одной обзорной публикации о монастыре: что и как в нём. Наш корреспондент отправился туда, предварительно попросив старого друга редакции, игумена ВАРСОНОФИЯ (Чугунова), провести своего рода экскурсию.
Кончай работу. Война!
«22 июня, в воскресенье, я позвал соседей бить печь. У нас их бьют из глины. Забегает к нам председатель в избу и говорит мне: “Степан, кончай работу, война, пойдём на фронт”». Так о первом дне войны написал в воспоминаниях Степан Мышкин, вятский крестьянин. Без украшательств и лозунгов описывает свою предвоенную и фронтовую жизнь. Сложное время в его судьбе сменялось мучительным и переходило в бедственное. Но он прошёл без уныния все испытания.
Ветер с моря
«В былые времена путь на Кий-остров во время отлива монахи посуху знали. Ну а мы решаемся в буквальном смысле не ждать у моря погоды, а отправляемся в Ворзогоры. Казалось бы, всего лишь Онегу переплыть на катере, а с утра на пристани разговоры, пойдёт сегодня кораблик или нет. Уж слишком сильное волнение, почти как на море…» Дневники экспедиции по следам исповедника веры прот. Иоанна Серова (начало – в №№ 838-842, 844-848). Село Ворзогоры у Белого моря: встреча с героями публикаций «Веры» супругами Слепиниными и знакомство с хранителем музея Николаем Гуниным
Церковь во время эпидемии
Последствия как самого коронавируса, так и страхов, им рождённых, стали испытанием, которое застало нас врасплох. Речь не о том, что подобного бедствия не ждали, что к нему не готовились. После эпидемии 2009 года были приняты меры, чтобы встретить следующую во всеоружии. Медики тогда, в частности, заявили, что им нужны 20 ИВЛ (аппарат искусственной вентиляции лёгких) на каждые 100 тысяч населения. В итоге их сейчас в России даже больше – 27. Проблема не в том, что слаба оказалась материальная база. Мы не смогли подготовиться психологически, как, впрочем, и весь остальной мир.
«Не должно быть страха»
«Почему нельзя крест целовать, ведь им священник освящает воду?» – «Есть решение епископата на этот счёт. Неважно, что я сам думаю, из послушания нужно следовать установленному нашей Церковью. Основания для этого есть. Первое – сказано: “Не искушай Господа Бога твоего”, второе – не стоит давать повода ищущим повода». Беседа с петербургским священником-врачом Евгением Горянчиком.
«Верую» для верных
В деревне друг о друге все знают: кто такой, куда пошёл и зачем. Если иду в левую сторону от дома, значит, в клуб, а если в правую, то в церковь.
В тот день я пошёл в церковь, ведь был великий праздник. Что пели и читали в храме, я не понял, но на всю жизнь запомнил, как у всех в руках горели свечи, как пели хором, всей церковью.
«Крепко жму руку!»
В конце декабря 1942 года под воронежской деревней Селявное, защищая подступы к Сталинграду, погиб в бою солдат с простой фамилией Ильин. В мирной жизни все звали его Николаем Алексеичем – он был учителем математики и физики в сельской школе Мордовии.
А в марте 1944-го по Всесоюзному радио передали важное правительственное сообщение: в стране появилась высшая морская награда – орден имени адмирала Ушакова, которым будут награждать самых отличившихся в боях моряков-офицеров.
И кто бы мог подумать, что в этом событии скромный сельский учитель Ильин сыграл большую роль!
О правде Божией
Когда в Православной Церкви крестят человека, священник умоляет Бога: «Господи… сокруши сатану под нозе его вскоре и даждь ему победы на него и нечистыя его духи». Как же немощный человек, тем более ребёнок, будет побеждать могущественного сатану и его войско? Божьей правдой, а она в том, что Христос есть любовь, путь, истина, жизнь. В 70-м псалме четыре раза встречается словосочетание «правде Твоей», а заканчивается он словами: «Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне».
Но есть и другая правда, которая иногда служит сатане – разделению и распрям среди людей.
Пойди и возьми
В один из летних вечеров, когда вовсю стрекотали сверчки, глава семьи поставил вопрос ребром: пришло время подумать о потомстве! Лида замолчала и, как когда-то, замкнулась в себе, выйдя на кухню. Удивлённый таким поворотом, Бичико последовал за женой и нашёл её беззвучно рыдающей на кухонной табуретке. Очки, которые она носила с недавних пор, запотели… «Скажи, что, что не так? Чем обидел я тебя, родная моя?»
Беломорский батюшка
Верхом на красном подростковом велике едет по городу огромного роста поп в рясе, за спину сумка закинута, а на груди мешочек со Святыми Дарами. Таким запомнил наш корреспондент Михаил Сизов о. Сергия Михайлова, встречаясь с ним во время своих визитов на родину, в Беломорск. 20 января батюшка отмучился, долго и тяжело болея перед смертью, – мы не сразу узнали об этом. В последний путь провожали о. Сергия почти все беломорчане, сказали о нём немало добрых слов. Присоединились к ним и мы.
Ещё раз об отношении к священнику
Здравствуйте, чудо-богатыри! Хорошо пишете, давно читаю. Считаю, что важное достоинство газеты – разносторонность. Для любого читателя найдётся тема с пользой и интересом.
Вчера попалась на глаза статья В. Григоряна «На смерть пастыря» (№ 842, январь 2020 г.). К сожалению, так оно и есть. Я служу недавно, хотя в Церкви давненько. Думал, что многое видел и всё понимаю, но когда стал священником, первое, что меня поразило, – это как раз отношение к священнику. И не столько «снизу», сколько «сверху».
«Мама пред нею молилась»
Уважаемая редакция! Давно собиралась вам написать о дорогой мне иконе, да всё болезнь не позволяла. А история такова. В соседней, сожжённой немцами деревне моя мама на пожарище часовни нашла хоругвь. На одной стороне была изображена Богоматерь, но изображение от воды сильно пострадало; а на другой стороне – Николай Чудотворец. Мама решила сделать из хоругвя икону. Позвала меня подержать хоругвь, когда она отпиливала древко. Ещё она принесла с пожарища лампадку. Так появился в нашей маленькой избушке святой уголок, который освящал жизнь в трудное послевоенное и последующее время.
Чашка кофе
Везде только и разговоров, что о вирусе. В троллейбусе вчера кондуктор беседуют с пассажиркой на эту тему – и так доверительно, со знанием дела. Я пытаюсь протянуть кондуктору карточку для проверки, но она не обращает на неё и на меня никакого внимания.
А сегодня 10-летнему сыну Саше приснился сон, будто страшная молния бушует вокруг, она ударяет в дом – он переворачивается, ударяет ещё – дом опять встал на место. Но и дом, и все жильцы в нём остались живы и невредимы. Только перепугались все…
Добавить комментарий