«Не должно быть страха»

Беседа с петербургским священником-врачом Евгением Горянчиком

Протоиерей Евгений Горянчик

– Отец протоиерей, как вы относитесь к идее некоторых церковных деятелей отменить пост для пожилых людей?

– Церковные деятели пост отменить не могут. Пост – это разумное, всестороннее воздержание человека. Когда люди становятся более воздержанны, не посещают увеселительные мероприятия, больше молятся, каются в грехах своих, они тем самым улучшают состояние своей души и психики. Вместе с психикой гармонизируются и все остальные системы организма. Главное – пост не мешает борьбе с вирусом, а помогает.

– Протоиерей Дмитрий Готовкин из Валуйской епархии говорит относительно причастия, что в Церкви нет учения, что Таинство меняет природу вещества, вода в крещальной купели физически остаётся просто водой, вино и хлеб в Чаше остаются хлебом и вином, то есть от Святых Даров можно заразиться. Что вы думаете по этому поводу?

– За время своего служения я много раз наблюдал выздоровление людей после причастия, по крайней мере улучшение самочувствия, и ни разу не сталкивался с тем, чтобы кто-то заразился. Поэтому мы не теоретизируем, а исходим из практики.

– Как заранее отвечает на подобные возражения отец Дмитрий, никакой статистики на этот счёт не существует.

– Такую статистику никто не вёл, потому что для этого не было никаких оснований. Скажем, появляется повод – начинают изучать. А если повода нет – а его нет, то какой смысл изучать эту тему? Практика причастия существует с древнейших времён, опыт предшествующих веков накладывается для меня на собственный опыт и других отцов, с которыми я знаком. Этот опыт говорит, что мы имеем дело с надуманной идеей.

– Прежде такого никто не говорил. Что изменилось? Откуда такая откровенность – пост отменить, Святые Дары опасны для здоровья?

– Подобные мысли высказывались и раньше, но сейчас, в связи с актуальностью темы, об этом заговорили громко. Мы, конечно, должны дать ответ. Он лежит в области церковной практики.

– Как медик, что вы думаете о ситуации с вирусом, чем он отличается от других?

– Я получаю информацию из общих источников, отчасти специализированных, но в целом знаю примерно то же, что и остальные. Если говорить о моей собственной позиции, то сошлюсь на академика Александра Григорьевича Чучалина, который в своём докладе говорит о том, что этот вирус по своим характеристикам схож с прежними, летальность даже ниже, чем при некоторых других заболеваниях.

– Почему нельзя крест целовать, ведь им священник освящает воду?

– Есть решение епископата на этот счёт. Неважно, что я сам думаю, из послушания нужно следовать установленному нашей Церковью. Основания для этого есть. Первое – сказано: «Не искушай Господа Бога твоего», второе – не стоит давать повода ищущим повода. Святыня для нас остаётся источником сил, исцеления. Но прилагаться ли губами или прикладываться лбом, никого не искушая, не тщеславясь, думаю, большой разницы нет. Послушание – важнейший элемент нашей церковной жизни. Другое дело, если кто-то начинает покушаться на вероучение. Тут мы должны быть категоричны. Пока таких нарушений, проявлений неблагочестия я не вижу.

– Во всех благочиниях Петербурга состоялись собрания духовенства относительно пандемии. К какому мнению принадлежит ваше благочиние и что обсуждалось?

– Наше благочиние называется «социальным» – занимаемся окормлением больниц. Возглавляет его протоиерей Николай Брындин, известный, уважаемый пастырь. Обсуждали меры, которые предлагает Патриархия. Были вопросы технического характера, например, как будут располагаться во время причастия помощники, алтарники. Мы постоянно общаемся с больными, в том числе инфекционными, есть определённый опыт.

– Вы потребляете Дары после причастия инфекционных больных?

– Мы причащаем их особо, частичками – запасными Дарами, поэтому не потребляем. А если кто из больных приходит в храм на службы, то, конечно, потребляем, ничего не опасаясь. Медики не раз говорили нам, что после причастия лечение больных проходит успешнее. Когда на сердце радость, это отражается и на здоровье.

– От вас, священников, требуют в больнице одеваться каким-то особым образом: маску надевать и так далее?

– Я лично не работал в специализированных инфекционных отделениях, но в реанимациях иногда просят надеть халат, бахилы, шапочку и всё, что положено.

– Запрета для окормления непосредственно больных коронавирусом не было?

– Нет, наоборот, такого рода больные особо нуждаются в участии. Мы к ним придём, соблюдая необходимые меры безопасности. Очевидно, будут маски, но они не препятствие для того, чтобы помолиться, поговорить с людьми.

– Спада прихожан в храмах нет?

– Я служу в церкви Иконы Божией Матери «Живоносный источник», в 26-й больнице. У нас спада нет. В обычных храмах число прихожан уменьшилось незначительно, потому что многие выезжают за город, некоторые пожилые люди остаются дома. Что будет дальше, пока непонятно. Появятся ли распоряжения о посещении храмов? Сейчас известно, что губернатор такую рекомендацию дал, но со стороны священноначалия никаких указаний не поступало.

Если в целом о том, что происходит: Господь всё устраивает во благо, поэтому не должно быть страха. Сейчас важно хранить церковное единство. Думаю, неслучайно эпидемия началась во время Великого поста, напоминая нам о покаянии.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий