Церковь во время эпидемии

Срывая маски

Появилось сообщение, что закрыт храм Гроба Господня. Первая мысль – а как же схождение Благодатного огня? Слава Богу, следом Иерусалимская Патриархия оповестила, что все три общины собора решили не прекращать богослужений в главном православном соборе.

Развитие событий: в Храме Гроба Господня церемония схождения Благодатного огняв впервые за 10 веков прошла в закрытом режиме. Свидетелями пасхального чуда стали не тысячи паломников, а лишь несколько представителей религиозных общин. Фото: pbs.twimg.com

Последствия как самого коронавируса, так и страхов, им рождённых, стали испытанием, которое застало нас врасплох. Речь не о том, что подобного бедствия не ждали, что к нему не готовились. После эпидемии 2009 года были приняты меры, чтобы встретить следующую во всеоружии. Медики тогда, в частности, заявили, что им нужны 20 ИВЛ (аппарат искусственной вентиляции лёгких) на каждые 100 тысяч населения. В итоге их сейчас даже больше – 27. Для сравнения: Италия и Украина имеют по 8 аппаратов, Англия – 12, США – 18. Кстати, в Молдавии, несмотря на её бедность, около 20. Советская санитарно-эпидемиологическая система всё ещё работает, хотя и не везде – к медикам этого профиля стараются относиться серьёзно.

Так что проблема вовсе не в том, что слаба оказалась материальная база для борьбы с вирусом. Мы не смогли подготовиться психологически, как, впрочем, и весь остальной мир. Социальные сети уже сыграли свою роль в распространении цветных революций в исламском мире, а затем и на Украине. Теперь вот вирус, но и это, похоже, ещё только цветочки. Истончились защитные механизмы.

Друг пишет из Германии: «Привет, Володя! Люди проснулись! Вирус разбудил. Евросоюз забыл про Евросоюз. Закрывают границы. Каждый за себя. За туалетную бумагу скоро будут, наверное, драться. До сих пор не могу понять, зачем она им в таком количестве? Спрашиваю всех подряд. Никто ничего вразумительного. Чтобы было! Запад сразу забыл о ценностях, которые усиленно прививал всему миру… Похоже, это паника. А это гораздо страшнее вируса. Мне всегда приятно, когда человек честно выражает себя. Здесь с этим проблема. Уже разуверился, что можно стереть резиновое дружелюбие с западных лиц. Вирус легко это сделал…»

Новая реальность срывает маски. Каждая страна оказалась сама за себя, кроме, пожалуй, России, Китая и Кубы. Только они оказывают Италии существенную помощь. Германия сделала некий символический жест лишь после того, как опозорилась с кражей 830 тысяч масок, закупленных итальянцами в Китае, – их реквизировали для своих нужд в берлинском аэропорту. Часть масок украла Чехия. Напрасны были ожидания итальянцев, что поможет Америка, на которую в Европе только что не молились. Соединённые Штаты тоже ограничились имитацией поддержки, зато через газету «Ла Стампа» обвинили Россию в том, что она как-то не так помогает Италии, – и в этом не было ни слова правды.

Мы убеждаемся, что у современного капитализма нет перспектив. Может, прав один мой знакомый, кстати, православный монархист, сравнивший Советский Союз с дверью – косой, сколоченной из нестроганных досок, со щелями, но в другое будущее. Речь, конечно, не о преимуществах социализма – об обществе, основанном на солидарности, а не на потреблении. Правда, захлопнули эту дверь сами коммунисты. Люди в стране одичали без веры – как следствие, всё, что смогли построить, выстрадать, поглотила та пустота, что заняла место Бога.

Бог весть, сможем ли мы соединить все достоинства Российской империи, СССР и современной России, чтобы создать что-то новое. Опыт есть, но есть одно условие – делать это необходимо вместе с Богом. Не имея воли доверять Ему, мы снова окажемся у разбитого корыта – и напрасны окажутся все жертвы. Это то, что нам хорошо бы понять в происходящем сегодня. Война идёт не столько с вирусом, сколько с безверием.

Нести ответственность

Читинский митрополит Димитрий (Елисеев) заявил, что службы в храмах его епархии не прекратятся из-за вируса. «Не представляю себе, что должно произойти, – сказал он, – чтобы я отказался от совершения службы. Хуже, чем в советское время. Я понимаю, что это нарушение, но готов нести ответственность».

Сын офицера, сам в прошлом офицер, закончивший Киевское танковое инженерное училище, он настроен решительно. Говорит, что прекратит службы, только если его поставят к стенке: «И не просто к стенке, а если и выстрел».

При этом мягко просит сомневающихся не посещать службы, сказав, что не упрекает их.

26 марта губернатор Петербурга Александр Беглов подписал постановление о запрете работы ресторанов, кафе, буфетов, парков и скверов, а также церквей. В ответ на это наместник Александро-Невской лавры епископ Назарий заявил, что Лавра не будет закрыта, если только это не будет сделано с помощью правоохранительных органов. «Мы не позволим “внешним” закрыть храмы нашими собственными руками. Если это сделают силовые структуры, то все последствия будут на их совести», – заявил епископ.

Через несколько часов в дело вмешалось правовое управление Московской Патриархии. Оно обвинило власти Петербурга в нарушении Конституции. Иудеи и мусульмане закрыли синагоги и мечети безропотно, но с Церковью это явно не пройдёт – той самой Церковью, которую у нас только ленивый не обвинял в сращивании с государством. Теперь те же самые люди недовольны по прямо противоположному поводу. Никак им не угодишь.

Вслед за Бегловым запрет на посещение храмом огласил глава Карелии. Это по всей стране, и не только у нас. В Греции правительство запретило на две недели проведение литургий (а поскольку Церковь там государственная, ей пришлось подчиниться). В Голландии отменили публичное празднование Пасхи и Троицы. В Италии идёт следствие в отношении людей, крестивших ребёнка. Под суд попали священник, родители ребёнка, крёстный отец и почему-то фотограф. В Англии из всех богослужений разрешено только отпевание. Продолжают держаться только католики и православные. В Италии, на момент написания этой статьи, умерло 69 священников, заразившихся, навещая больных. Гибнут, исполняя свой долг.

Это вовсе не следствие пренебрежения болезнью со стороны христиан. Русская Православная Церковь издала в каком-то смысле беспрецедентную инструкцию о противодействии вирусу.

Отказались от целования креста после литургии. Пожилых людей попросили приходить только на причастие, не стоять на службах. Преподавать Святые Христовы Тайны должно теперь с обтиранием лжицы пропитанным спиртом платом. Для утирания уст использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Причастникам рекомендовано воздерживаться от лобзания Чаши. Предлагать запивку в одноразовой посуде. Для раздачи антидора и просфор использовать одноразовые гигиенические перчатки. Для миропомазания и помазания елеем использовать для каждого прихожанина отдельную ватную палочку. При крещении менять и освящать воду для каждого новокрещаемого отдельно, постоянно протирая купель.

Но вот первые слова практической части инструкции:

«Имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела».

Это черта, дальше которой, верю, Церковь не отступит, соответственно, не будут закрыты храмы, не будет отказа от причастия. Как заметил один из киевских диаконов, если бы можно было заразиться через причастие, священнослужители, которые потребляют оставшиеся Дары, давно бы вымерли, как мамонты. Ему вторит митрополит Макариос (Тиллиридис), возглавляющий миссию в Кении. Десятилетиями он причащает людей, страдающих самыми жуткими инфекционными заболеваниями, которыми полна Африка. И ничего, живой.

Кто поджёг Рим?

Американские центры по контролю и профилактике болезней заявили о необходимости избавляться от «растительности на лице». Утверждают, что борода в тысячу раз повышает риск заразиться коронавирусом. Если это будет подхвачено, как бы опять не начали брить бороды на Руси, на этот раз духовенству.

Это невесёлая, но шутка. Если серьёзно, в покое христиан, конечно, не оставят. В светских СМИ вновь оказался чрезвычайно востребован о. Андрей Кураев, ведь он говорит вещи, которые близки не только некоторым противникам Церкви, но и значительной части чиновничества. Это ослабляет позиции православных, которых поучают, ссылаясь на высказывания отца протодиакона: вот, мол, как надо здраво рассуждать, понятно даже неверующим. Хотя, собственно, только маловерам и понятно. Увы, это примерно 4/5 населения.

Идеи Кураева, без сомнения, креативны – скажем, начертить на храмовом полу клеточки размером полтора на полтора метра, чтоб в каждом квадрате находился лишь один человек. До многого из предложенного додумались и без него, например протирать иконы или отказаться от целования руки священника. Всё это допустимо в критических обстоятельствах. Главное – знать, где остановиться.

К сожалению, именно с этим у отца Андрея получается откровенно плохо. Оцените его иронию в отношении соборования: «Конечно, я запретил бы в этом сезоне проводить новомодные массовые соборования, то есть многочасовые собрания и так не очень здоровых пожилых, полураздетых людей, стоящих плотными рядами». Можно согласиться с тем, что соборования сейчас нужно проводить для небольшого числа людей, сохраняя дистанцию между ними. Но «новомодным» елеосвящение перестало быть полторы тысячи лет назад, оно совершается в храмах с шестого века.

Не прошёл богослов и мимо Таинства причастия: «В Чаше, конечно, Кровь Христова, но это не гарантирует Чашу от попадания туда ещё и чего-то другого (хоть мухи, хоть вируса)». Узнав, что Синод Элладской Церкви официально заявил, что коронавирус не может передаваться через причастие, отец Андрей выдвигает обвинение: «Тут сквозь благочестивые словеса проглядывает простая тревога за свой бизнес». Оказывается, мы из-за денег сохраняем веру в Таинства.

Похоже, мы возвращаемся в те времена, когда христиан обвиняли во всём на свете – засухах, голоде, землетрясениях. Кто поджёг Рим? Христиане. Только оформляется это сегодня иначе: утверждается, что православные игнорируют меры безопасности из-за каких-то непонятных принципов и просто отсталости.

Победители «мракобесия»

Налицо сегодня последствия старой опасной идеи, что из миссионерских соображений нужно идти на чрезвычайные уступки миру, подстраиваться под него, делать вид, что мы, христиане, свои в доску. Сейчас мы наблюдаем окончательный крах этой попытки комфортно устроиться на двух стульях. О том, можно ли заразиться коронавирусом через причастие, порталу «Правмир» рассказал протоиерей Дмитрий Готовкин из Валуйской епархии. По его словам, «в Церкви нет учения о том, что Таинство меняет природу веществ», которые «имеют свойство портиться и становиться рассадниками грибков, бактерий и вирусов». Это не мимоходом сказано – опубликован большой текст, в котором отец Дмитрий доказывает недоказуемое: что причастие может быть заразно.

«Когда писались последние правила о порядке причастия в Церкви, никто даже не подозревал о том, что могут быть такие невидимые паразиты, способные убить человека», – пишет он, сетуя на то, что Церковь не прислушивается к доводам науки, врачей.

Не будем, однако, вступать в бесплодную дискуссию с магистром богословия отцом Дмитрием, примем к сведению его слова о том, что он, причащавший в своё время туберкулёзных больных, «должен быть готов умереть в любой день от любой болезни и любой смерти». Правда, всё это время, оказывается, не был уверен в своей безопасности, но готов был пожертвовать собой.

Те, кто изучал историю обновленчества, знают, что и там немало было подобных людей, вполне самоотверженных. Их беда была в другом. Они слишком далеко зашли, пытаясь примирить Божественное и мирское, науку и веру, игнорируя основные принципы и того и другого.

Вера – это доверие Богу, её невозможно обосновать, апостол Петр идёт по волнам без каких-либо объяснений. Наука, в свою очередь, базируется на фактах, а не на предположениях, будь они трижды рациональны. Научны ли идеи Андрея Кураева и Дмитрия Готовкина?

Вопрос о том, можно ли заразиться через причастие, наука исследовала по меньшей мере 110 лет. В 1888 году в одном из медицинских журналов появилось понятие «отравленная чаша для причастия». Таковой, как предполагали врачи, является любая, поскольку все они создавали риск заболевания. Изучали, проверяли, искали аргументы, пока в 1998 году в «Американском журнале инфекционного контроля» не вышел короткий обобщающий текст за рядом подписей сотрудников центров по контролю и профилактике заболеваний США (ЦКПЗ). Вот он:

«Внутри ЦКПЗ есть консенсус, что теоретический риск передачи инфекционных заболеваний через причастие существует, но риск этот так мал, что его невозможно обнаружить».

Наука, несмотря на все усилия, так и не обнаружила случаев заражения через причастие. Не только у православных, вообще ни у кого. Да, бывало, что умирали, заразившись в церкви, епископы, миряне – но не от причастия. Так что мракобесами являемся не мы, христиане, продолжая принимать Святые Дары, а те, кто обвиняет нас в игнорировании опасности.

* * *

Зашёл днесь в торговый центр. Народу – море, огромные очереди, где люди стоят вплотную, закупая множество продуктов. Наверное, чтобы переждать вирус. Никаких клеточек на полу. Пожилые толкутся среди молодых. Интересно, есть ли среди них те, кто, начитавшись прогрессивных православных священнослужителей, воздерживается от посещения храма во время эпидемии?

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий