Одиннадцатый выпуск – июнь 2023 (№ 925)
Трудное возвращение
Когда какой-нибудь либеральный листок пишет: «Эрмитаж проиграл Церкви многолетнюю борьбу за раку Александра Невского» – это понятно. Для них это игра, ну или война между прогрессивной общественностью и мракобесами-церковниками. Но когда это пишет такой православный ресурс, как «Царьград», становится понятно, сколь накалена ситуация с возвращением когда-то отнятых у Церкви святынь. Речь идёт о раке из серебра, внутри которой находится «малая рака», деревянный гроб, в котором с 1695 года хранились мощи святого Александра… Это грандиозное произведение церковного искусства до 1922 года стояло в Лавре, пока его едва не переплавили в слитки в ходе кампании по изъятию церковных ценностей. Спасли музейщики. В 1989 году мощи были возвращены Церкви, рака – нет.
Земнаго не сведая
Нынче в Дни славянской письменности и культуры епископ Луховицкий Евфимий, председатель Синодального миссионерского отдела, предложил в школьную программу внести преподавание церковнославянского языка. Сам владыка Евфимий по образованию филолог – в своё время окончил МГУ – и вполне компетентно аргументировал, что церковнославянский является «неотъемлемой частью русского языка». На этом бы и поставить точку – лучше и точнее уже не скажешь.
15 фактов о празднике Троицы
Празднование Святой Троицы нынче выпадает на 4 июня. К этому дню приурочен материал из ставшей уже традиционной серии «Только факты». Встречается ли слово «Троица» в Библии? В каком веке начали отмечать Троицу? В чём особенности богослужения праздника? Уметь ответить на эти вопросы должен каждый православный.
Зачем мирянам богословие?
Стоит ли обычному прихожанину грузить голову мудрёными богословскими терминами, вникать в теологические тонкости, полезно ли это? За ответом наш корреспондент отправился в Николо-Богоявленский Морской собор Санкт-Петербурга, где организованы богословские курсы для мирян. На его вопросы ответил протодиакон Константин Маркович, руководитель курсов.
Русский космос села Тетеринского
Храм в селе Тетеринском, что в костромских пределах, снаружи выглядит довольно аскетично. Однажды сотрудники музеев Московского Кремля, гостя в селе, даже заходить не хотели: что интересного можно увидеть в обычной сельской церкви? Но когда всё-таки зашли, взыскательные гости ахнули. Поражены были и корреспонденты «Веры»…
Белорусский рубеж
Брестская крепость почему-то оживила в памяти гору Приполярного Урала. Лезешь-лезешь туда, под ногами и руками одни голые камни – нет уже жизни, даже мха нет. И вот ты на вершине. Камень и облака. Молчание и вечность. Но тут из тумана выступают… пирамидки из булыжников, таблички с надписями «мы здесь были», всякие предметы, оставленные «на память». И здесь такой же контраст: величие циклопического сооружения и разные памятные знаки. Одна табличка сообщает, что здесь в 1965 году посадили деревья победители Всесоюзного похода по следам боевой славы советского народа. На другом стенде – прямо напротив монумента «Мужество» и плит, под которыми лежат 850 защитников крепости, – рисунок с исторической справкой, что здесь были костёл и коллегиум иезуитского ордена.
Церковный повар
Как-то так получилось, что за многие годы существования газеты мы не посвятили отдельной публикации послушанию церковного повара. А ведь в храме это важное служение! Наш корреспондент, побывавший в Воркуте, поговорил «за жизнь» с Галиной Ивановной Шкеневой, почти два десятилетия готовившей трапезу в храме. Она поделилась с нашими читателями своими фирменными рецептами блюд.
Стеклянное чудо
Если вдуматься, друзья: много ли до нас дошло памятников культуры, созданных не одно тысячелетие назад? Египетские гробницы фараонов, античные мраморные статуи, фрагменты древних городов и крепостей… вот, кажется, и всё. Но нет! Есть ещё великолепный памятник раннехристианского искусства – византийские мозаики. В Византийской империи, от которой Русь приняла православную веру, это искусство достигло наивысшего расцвета.
Царственная особа
В Санкт-Петербурге, ребята, есть удивительное место – водная оранжерея Ботанического сада имени Петра Великого. Перешагнув её порог, мы окажемся уже вовсе не на берегу речки Карповки, а в самых настоящих тропиках на берегу Амазонки! Здесь жарко и влажно, как в бане, повсюду пышные шапки диковинных растений и душистых цветов. Того и гляди, спрыгнет на тебя с пальмы обезьянка или спустится с неба райская птица – обитательница тропического леса. Но над нами стеклянный купол, на который садятся лишь петербургские голуби да воробьи.
После мамы
После похорон мамы Фёдору безумно хотелось остаться одному со своей болью, со своей памятью, со своим сиротством. Он почти физически ощутил себя круглым сиротой, несмотря на то что у него давно уже была своя семья, жена, сын. Такое чувство сиротства он уже пережил однажды в своей жизни.
В зеленеющем мае
На выпускном в школе Роман спел под гитару для Кати песню, которую в давние времена исполнял ансамбль Стаса Намина «Цветы», – «Звёздочка моя». Он сказал, обращаясь к замершему залу:
– Пою для самой прекрасной, чистой и строгой девушки нашего города, а может быть, и всей страны.
Никто из ровесников и преподавателей не сомневался, что Роман и Катя поженятся, что это будет редкая по единомыслию и верности семья. И вот – монастырь!
Сашины подарки
На дворе 11 апреля, мой день рождения. Проснулась рано. На стуле – новое голубое платье и маленькая сумочка. Прыгаю от радости. Дома не сидится. Выглядываю в окно. Саша уже ждёт у ворот. Долбит пяткой промёрзшую лужу. С Сашей дружба у нас давняя-предавняя. Мы живём рядом.
«Милостыня есть богатый дар для всех, кто творит её пред Всевышним» (Притч. 19, 11)
Просьбы о помощи
Путешествие на Юг
Однажды осенью на забор птичьего двора уселась стая ласточек – они летели на Юг. Их беспокойный щебет между собой услышали курицы, клевавшие зёрнышки во дворе: перелётные птицы говорили о южных краях, куда им предстоит лететь. Когда ласточки улетели, весь курятник заговорил о ласточках и о Юге.
Добавить комментарий