Стеклянное чудо
Если вдуматься, друзья: много ли до нас дошло памятников культуры, созданных не одно тысячелетие назад? Египетские гробницы фараонов, античные мраморные статуи, фрагменты древних городов и крепостей… вот, кажется, и всё. Но нет! Есть ещё великолепный памятник раннехристианского искусства – византийские мозаики. В Византийской империи, от которой Русь приняла православную веру, это искусство достигло наивысшего расцвета.
Настенные храмовые изображения, набранные из мелких кусочков цветного стекла (смальты), до сих пор сохранили первозданную яркость и блеск, словно выполнены недавно, а не почти два тысячелетия назад. Эти сокровища дошли до нас чудом, ведь и Рим, и Равенну, главные хранилища византийских мозаик, во время Второй мировой войны бомбили нещадно. Слава Богу! И сегодня, попадая в храмы Санта-Мария Маджоре в Риме и Сан-Витале в Равенне, многие люди не могут удержаться от слёз при виде такой красоты.
В Древнем Риме, от которого Византия унаследовала культурные традиции, искусство мозаики уже существовало, но цветовая гамма была ещё очень бедна. Именно византийцы до того преуспели в этом ремесле, что научились передавать тончайшие оттенки цвета. А ещё придумали золотую мозаику, ведь золотой цвет символизирует Фаворский свет и без него не обойтись. Мастера подкладывали под кусочки прозрачного стекла золотую фольгу.
Древняя Русь восприняла от Византии православную веру вместе со всей сокровищницей церковного искусства. Под руководством византийских наставников древнерусские мастера стали овладевать искусством мозаики из смальты. И первым храмом, который они украсили, стал, конечно же, главный русский храм той поры – собор Святой Софии в центре Киева, построенный в XI веке по приказу Ярослава Мудрого. И хотя внешне храм за тысячу лет стал совершенно другим, внутри его сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами.
Но после монголо-татарского ига, на века тёмной тучей накрывшего Русь, у нас перевелись мастера-мозаисты. А возродил это искусство великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов, происходивший, как известно, из архангельских поморов. Случилось это так. В 1745 г. канцлер Воронцов привёз из Рима и показал Ломоносову несколько мозаичных картин. Учёного восхитило, что из кусочков цветного стекла можно составлять картины и портреты. Но итальянцы держали в секрете способы получения цветного стекла, унаследованные от византийских мастеров. И тогда Ломоносов засучил рукава – он поставил перед собой задачу возродить в России забытое искусство!
Четыре тысячи сложнейших опытов привели к тому, что была получена смальта без малого 180 оттенков. В 1752 году Ломоносов закончил первую художественную мозаичную работу – образ Богоматери. На неё было положено очень много труда и сил. Для получения нужных оттенков неутомимый экспериментатор проделал 2184 опыта! Следующей мозаикой был образ Спаса Нерукотворного. (Интересный факт: до революции 1917 года он находился в тверском Николо-Малицком монастыре, потом попал в краеведческий музей Твери, а оттуда в 1948-м его передали в Московский исторический музей, где он хранится и поныне.) Вот с каких изображений начал возрождать Ломоносов утраченное древнерусское искусство! Бог благословил его труды, и благодаря Михаилу Васильевичу мозаикой у нас вновь стали украшать храмы. Это и Исаакиевский собор, и храм Спаса-на-Крови – гордость российского храмового зодчества.
Традиция украшать новые храмы таким способом жива и в наши дни. Например, мозаикой выложены стены главного храма Вооружённых сил России в Подмосковье. А когда в Белграде, столице братской Сербии, в 2014 году был возведён величественный кафедральный собор в честь Святого Саввы – между прочим, самый большой православный храм в Европе! – то глава Сербской Православной Церкви Патриарх Ириней и президент Сербии попросили помощи у русских мастеров в благоукрашении храма. И наши художники под руководством Николая Мухина с честью это исполнили, создав красоту, какой свет не видывал – говорят, сама Святая София в Константинополе, главный храм Византийской империи, так не наряжалась. На работу ушло 50 миллионов кусочков смальты!

Над мозаиками собора Святого Саввы в Белграде мастера трудились несколько лет (фото: gazprom-neft.ru)
Как признался в одном из интервью Николай Мухин, когда работы были закончены и Патриарх Сербии Ириней вместе с президентом страны впервые восхищённо разглядывали мозаичное убранство храма, не было человека счастливее его.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий