Десять дней счастья

(Валаамские каникулы)

Священник Евгений Сундуков

В начале осени стало уже доброй традицией рассказывать нашим читателям о летних поездках по Руси-матушке сыктывкарских школьников под водительством неутомимой путешественницы, в недавнем прошлом учителя русского языка и литературы СОШ № 1 Н.И. Злобиной Ветер странствий», № 763, октябрь 2016 г.; «Арбуз от отца Иакова», № 815, сентябрь 2018 г.). И вот снова Нина Ивановна зашла в редакцию с ворохом фотографий и путевых заметок её попутчиков, ребят и взрослых. Будто обдала тем самым ветром странствий – свежим, бодрящим.

Обычно в составе группы бывает кто-то из батюшек (а случается, они догоняют путешественников за тридевять земель от Коми, как это произошло в прошлом году, когда в Пушкинских Горах предстал пред ними, ко всеобщей радости, иеромонах Александр (Митрофанов)). Вот и на сей раз в путь вместе с дружной командой отправился священник – о. Евгений Сундуков.  Его заметки мы и предлагаем нашим читателям.

Отец Евгений Сундуков

В «фигваме» на Валааме

После посещения Святой Земли в 2013 году у меня оставались две заветные мечты – посетить Соловки и Валаам. И они сбылись: в Соловецкую обитель Господь привёл в позапрошлом году, а в Валаамскую – нынешним летом. Вот о поездке на Валаам и будет мой рассказ.

Были опасения, что нас могут остановить коронавирусные ограничения или другие происки лукавого, в частности требование вакцинироваться перед посещением Валаама. Но, по милости Божией, все сомнения рассеялись, а преграды были устранены, когда о. Агапий, начальник валаамской фермы, сказал по телефону: «Приезжайте, ждём». Причём не потребовались ни прививки, ни результаты тестов.

Дорогу описывать не буду, предоставлю возможность описать интересные события, произошедшие в пути, кому-нибудь из других участников нашей группы из 14 ребят и 12 взрослых (и действительно, молодёжь нашла что сказать – читайте в рубрике «Колокольчик». – Ред.). Скажу только, что водный путь нам пришлось осуществить не из Приозёрска, а из Сортавалы.

К вечеру 5 августа мы прибыли на ферму. После знакомства и трапезы о. Агапий определил нам задачи: разместиться, привести в порядок туалет, мойку, организовать дежурство, показал, какие пиломатериалы можно использовать на дрова. Люди в нашей группе – народ бывалый, подготовленный, в отличие от меня. Я поленился взять из дома палатку и туристический коврик, хотя они у меня были, – взял лишь спальный мешок. К счастью, на территории лагеря оказалось жилое помещение в виде чума или иглу – назовём его для краткости «фигвам», как в мультфильме о Простоквашино. Я даже сфотографировал его и послал друзьям, подписав: «В этом “фигваме” я живу на Валааме».

«В этом “фигваме” я живу на Валааме»

Один из друзей ответил: «Стихами заговорил в святом месте». Заговоришь тут… Первая ночь прошла спокойно. Все мирно спали в палатках, а я ворочался на скамейке и коптился от костра. На следующее утро позавтракали в трапезной фермы. Перед едой и после еды читали молитвы (это соблюдалось и во все последующие дни). Затем приступили к послушаниям. Девушки пололи клумбы и резали яблоки. Ребята под руководством Александра Евгеньевича (А.Е. Сафонов – учитель географии в СОШ № 1 и давний участник поездок. – Ред.) обустраивали лагерь и заготавливали дрова. Я, имея опыт работы на дачном участке, взялся за мотокосу. Некоторые освоили газонокосилку.

Я поразился масштабам фермы. Около 80 голов крупного рогатого скота, множество кур, козы, еноты, лама! А сколько кошек! Оборудование здесь установлено самое современное. Для трудников определена чёткая специализация. Есть сыроварня. Недалеко от коровника разбит сад – и чего там только нет! Яблони, груши, сливы, абрикосовые и ореховые деревья, малина, крыжовник, смородина… Имеются теплицы и грядки для выращивания овощей.

Кошки на Валааме общительные

Обед готовила на костре дежурная смена. Посуду и продукты на десять дней мы привезли с собой из Сыктывкара. Вечером были посиделки у костра. Ближе к 22 часам читали молитвенное правило. Поскольку народ маловоцерковлённый, ограничились правилом преподобного Серафима Саровского.

Обычное дело – брожения и шатания после отбоя, молодёжь долго не может успокоиться. Да, совсем забыл, Наташа – умница и красавица – договорилась с местным МЧС о гуманитарной помощи. Нам были предоставлены матрацы и одеяла. Теперь мне стало спать в «фигваме» мягче и теплее.

«Спецоперация»

Суббота, 7 августа. Отец Агапий предложил нашим мальчикам попробовать себя в роли пастухов. Мы с Александром Евгеньевичем тоже присоединились к процессу. Ко времени «Ч» (8.30) мы выдвинулись на исходные позиции. Надо было организовать выпас стада на ближнем лугу. Выполняя указания главного пастуха фермы Вячеслава, произвели расстановку сил. Часть ребят во главе с А.Е. расположились вблизи входа на ферму, чтобы направить стадо с дороги на луг. Мне с четырьмя «смертниками» предстояло закрыть проход коровам на дальние луга. Все были вооружены заранее заготовленными хлыстами.

Во время «Ч» ворота фермы распахнулись, как ворота под аркой Генерального штаба из фильма про 1917 год, и стадо ринулось на свободу. Группа А.Е. направила его на ближайший луг. Моя группа заняла боевые позиции. Однако, когда коровы приблизились к нам, авангард стада двинулся в лес, обойдя наш левый фланг. Мы побежали к коровам, размахивая хлыстами и пытаясь остановить парнокопытное море. При этом мы заходили с боков. Это была ошибка. Коровы, видя препятствие в нашем лице, только ускорили свой бег. В результате всё стадо просочилось мимо нас, как сквозь дырявое решето. И мы, как наполеоновские солдаты после Бородино, уныло поплелись за удаляющимся стадом. Коровы были остановлены штатным пастухом за главной монастырской дорогой. И к нашему приходу мирно паслись на дальнем лугу.

«Спецоперация». Пытаемся организовать выпас стада

Обратный путь был спокойным. Сытые и умиротворённые, коровы чинно двигались домой, проявляя к новоявленным пастухам миролюбие и покорность.

Ливень

После обеда у нас было свободное время. Я разведал дорогу к Коневскому скиту, где в 19 часов должна была начаться вечерняя служба под руководством иеромонаха Алексия. Дорога заняла минут пятнадцать. Поступило известие о надвигающемся шторме. На службу вместе со мной собрались несколько женщин из нашей группы. Когда мы шли, начинал накрапывать дождь. Всенощное бдение закончилось около 22 часов. К этому времени дождь лил как из ведра. Хорошо, что о. Агапий подъехал на машине и подвёз насквозь промокших богомольцев до входа в лагерь. На прощание о. Агапий сказал: «Если что – давайте SOS».

Подойдя к трапезной на территории лагеря, я увидел, что там скучковалась группа ребят. У них протекли палатки. А дождь всё усиливался. Я лихорадочно набрал на телефоне SOS и отправил о. Агапию. Он позвал меня в трапезную, где мы стали готовить ночлег для подтопленников. Из спортзала были доставлены четыре мата, со склада принесли сухие одеяла и одежду. Я сходил в лагерь и привёл пострадавших. Шестеро ребят и две девочки были размещены на матах. Я несколько раз бегал в лагерь, принёс свой матрац и одеяло, спальные принадлежности для себя.

«Фигвам» мой тоже промок из-за дыр в покрытии. Матрац я постелил на скамейку, залез в спальник и начал было засыпать. Но в этот момент открылась дверь и в трапезную ворвался луч света от фонарика. Это героическая Аделина, дежурившая по лагерю, привела ещё двоих подтопленников. Пришлось отдать свой матрац на усиление одного из матов. Таким образом, число получивших убежище в трапезной фермы достигло десяти человек. А Аделина ушла в ночь и дождь…

Труженики и молитвенники

Воскресенье, 8 августа. Утром был на Божественной литургии в Коневском скиту. Нам с о. Алексием сослужил протоиерей Владислав, который приехал на Валаам из Сергиева Посада вместе с тремя мальчиками – Григорием, Ильёй и Николаем. Я их запомнил, потому что они у меня исповедовались, а Григорий и Коленька причастились. Коленька имел фингалы под глазами, которые ему поставил старший брат Илья, и вид отчаянного сорванца. В результате некоторые жители нашего лагеря стали опасаться за своё имущество – и совершенно напрасно. Из наших причастились две женщины.

(Больше писать не могу – рука отваливается. 16.08.21, 5 час. 17 минут.)

* * *

(Рука восстановилась после завтрака. 8 час. 40 минут.)

Понедельник, 9 августа. Настроены на трудовую неделю. Народ требует экскурсий. Отец Агапий обещает обзорную экскурсию после обеда. До обеда работаем в саду, трапезной. А я кошу.

На экскурсию о. Агапий повёз нас на автобусе. Сначала приехали к часовне Ксении Петербургской, потом отправились в Никольский скит. В скиту пропели «Верую» вразнобой. Акустика – великолепная. Затем о. Агапий завёз нас в местную часть МЧС, а сам исчез по делам. Эмчеэсовцы провели с ребятами занятие по надеванию средств защиты, рассказали о своей службе. А о. Агапия всё нет. Манит своей голубизной Спасо-Преображенский собор. Пошли туда – и попали на вечернюю службу. К концу вечера подъехал о. Агапий и отвёз нас на ферму.

«Манил голубизной Спасо-Преображенский собор»

Ужин, вечернее правило, сон.

Вторник, 10 августа. С утра служба в Коневском скиту. К небольшой группе богомольцев присоединилась ещё одна женщина из наших. Саша поймал большую щуку. После завтрака – работы в саду и трапезной. Пошли пастушить. А я кошу. Пастух Вячеслав весь на нервах. Просит, чтобы с ребятами шёл кто-то старший. Прошу Ольгу Андреевну, как имеющую определённые навыки в этом деле.

После обеда – экскурсия по скалам с иноком Алексием. Её хорошо описали ребята. Добавлю только, что взрослые затарились медовухой в магазине на пристани. Дети довольствовались мороженым и соками.

Нечаянная встреча

Среда, 11 августа. Всё по плану. Завтрак, работы в саду и трапезной. А я всё кошу. Пастухи с задачей справились, хвала Ольге Андреевне. Поступают сведения о новом шторме. Переносим выезд с воскресенья на субботу.

После обеда – выкорчёвка малины. А я кошу, кошу, кошу… Наташа, умница и красавица, переселилась на Центральную усадьбу. Оттуда она прислала информацию, что представители Японской Православной Церкви привезли на Валаам икону с мощами свт. Николая Японского и в четверг, то есть завтра, состоится молебен с акафистом. Для меня это очередная милость Божия, ведь в семинарии у меня была тема выпускной работы «Духовные связи святителя Николая Японского в современной России».

Ужин, молебен с акафистом прпп. Сергию и Герману Валаамским. Сон с брожениями и шатаниями.

Четверг, 12 августа. С утра всё как обычно. Пастушим, полем, копаем. Я докашиваю выход к «последнему морю», то есть к озеру. Новые известия о шторме. Надо срочно уезжать, чтобы успеть на последний пароход.

Пастухи справились на «отлично», опять восхищаюсь Ольгой Андреевной. Она просит меня идти к о. Агапию и решать вопрос с эвакуацией. Застаю о. Агапия на дороге в трапезную. Он помогает связаться с о. Фотием – игуменом подворья Валаамского монастыря в Приозёрске. Договариваемся о нашем переезде.

В лагере суматоха. Но я-то понимаю, что лукавый делает это для того, чтобы я не мог приложиться к мощам свт. Николая Японского. Беру такси и еду в Спасо-Преображенский собор. Успеваю на молебен. После молебна прикладываюсь к мощам, к иконе, беру капсулку со святым миром. Передо мной это делает о. Наум, духовник монастыря. Хотел подойти к нему. Но мгновенно образовалась очередь. Беру такси, уезжаю в лагерь.

Там полным ходом идёт эвакуация. Вещи собраны, наводится порядок. Наш корабль отплывает в 19 часов от причала Центральной усадьбы. Подъезжает на грузовой машине водитель Алексей. Затем – автобус. Тепло прощаемся с работниками фермы. Уезжаем. Автобус ведёт сам о. Агапий. На Центральной усадьбе есть некоторое время, чтобы подготовиться к погрузке. В назначенное время грузимся на корабль и идём на Приозёрск. Прощай, Валаам!!!

В Приозёрск прибываем ближе к 24 часам. Но нас ждут две машины. Едем в Школу русской культуры. Там для нас приготовили горячий ужин и место для ночлега.

Пятница, 13-е

Страшный день для суеверных людей. Но не для нас. Нина Ивановна с утра разведала дорогу к крепости – главной достопримечательности Приозёрска. После завтрака идём на экскурсию. Директор музея даёт добро. Для входа в крепость приобретаем билеты: 13 по 100 р. для детей, 6 по 130 р. для пенсионеров и один за 160 р. для взрослых (это Ольга Андреевна единственный добросовестный плательщик, а я – бесплатное приложение в одежде священника). Очень интересную экскурсию проводит экскурсовод. Затем большинство идёт в школу, где мы разместились, а я разведываю дорогу к храму Рождества Христова подворья Валаамского монастыря. После обеда и отдыха сам иду на вечернюю службу к 16 часам, а остальных приглашаю подойти на помазывание. Светлана Прокофьевна, работник школы, советует детям подходить на помазывание к 19.30, поскольку службы на подворье очень продолжительные.

Перед службой познакомились с о. Иоанном, вторым священником храма, с иеродиаконом Леонтием. Начинается 9-й час. Подходит игумен Фотий, знакомимся и с ним. Он приглашает меня в алтарь. Во время службы понимаю, что Господь снова являет мне Свою милость. Более трепетного отношения к богослужению, чем у игумена Фотия, я не встречал нигде за семь лет служения в священном сане.

Мне доверяют читать 17-ю кафизму на утрене, в качестве испытания. Его я, по-видимому, выдержал. Облачаюсь в ризы. После канона осуществляется вынос креста для поклонения, поскольку начинается Успенский пост.

На помазании, к своему сожалению, вижу только троих мальчиков. Как оказалось, остальные не смогли пройти под знак «Посторонним вход воспрещён», на котором изображён перечёркнутый турист с рюкзаком. Служба заканчивается около 22 часов.

Игумен Фотий приглашает меня на трапезу. Потом меня отвозят на игуменской машине к месту дислокации. Отбой.

Прощальная служба

Суббота, 14 августа. Медовый Спас. Прихожу на литургию к 8.30. Служили вместе игумен Фотий, о. Иоанн, я, иеродиакон Леонтий, иеродиакон Иона. В качестве алтарников – послушник Димитрий и сыновья о. Иоанна. После литургии – освящение мёда нового урожая. Подходят женщины из группы, через них прошу наших прийти на помазывание. Литургия заканчивается в 14.30. Меня приглашают на обед к о. Фотию. После обеда узнаю от Димитрия, что это последний день игумена Фотия в качестве настоятеля подворья. Завтра должен приехать его преемник из Сортавалы. А о. Фотий уезжает в Сортавалу на «пустое» место.

В 16.45 начинается всенощное бдение. Служба идёт с особенной торжественностью. Игумен Фотий прощается со своей паствой, а храм – со своим устроителем. Отец Фотий время от времени выходит из алтаря на клирос и поёт вместе с певчими, большинство из которых мальчики. Во время выхода на полиелей замечаю, что в храм заходят наши. Почти все! Во время проповеди о. Фотия стоит гробовая тишина. Только отчётливо слышны его слова. Отец Фотий совершает помазывание и выходит на исповедь. Служба опять заканчивается около 22 часов. Служители проводят спевку, поют тропари, проходят вдоль алтаря, целуя иконы. Процессию возглавляет игумен Фотий.

Когда всё заканчивается, о. Фотий приглашает меня на трапезу. Я уклоняюсь, ссылаясь на то, что соскучился по своим. Мне действительно хочется побыстрее попасть в помещение школы, пока все не улеглись на отдых. Игумен Фотий меня понимает. Да и ему предстоит прощальный ужин с теми, с кем прослужил долгие годы. Тридцать лет он был настоятелем подворья.

До школы меня отвозит на своём микроавтобусе о. Иоанн, замечательный батюшка. У него четыре сына и красавица дочка пяти месяцев. Прощаюсь с о. Иоанном и его пацанами.

В столовой меня ждёт ужин. После ужина слышу гитару. Подхожу и вижу троих взрослых из нашей команды. Выясняется, что в молодости мы пели одни и те же песни. Отбой.

В пушкинских местах

Воскресенье, 15 августа. Встаём, наводим порядок, ждём автобус до Пушкина. Он приходит в 10.30. Грузимся, выезжаем. Прощай, Школа русской культуры – детище о. Фотия. Прощай, Приозёрск!

Через два часа мы в Пушкине. Около 14 часов началась экскурсия по альма-матер великого поэта. В 1982–1987 годах я учился в Ленинграде и не удосужился сюда попасть. Да и не делался тогда акцент на том, что такой гений мог появиться только в лучах православия. Сейчас это понятно. Всему своё время.

После экскурсии гуляем по Екатерининскому саду. Узнаём от Нины Ивановны много интересного. Спасибо тебе, дорогой Учитель!

В 17.50 подходит автобус, едем на Ладожский вокзал. Ночью садимся в поезд, отправляемся в Сыктывкар.

16 августа. Пребываю в состоянии благодати. Поэтому спешу оставить на бумаге свои мысли. Когда благодать будет уходить, я их не смогу высказать и записать, постесняюсь, или даже не буду иметь права. Пребывать же всегда в благодати тоже нельзя. Не должно быть привыкания.

Храни вас Господь, дорогие попутчики! Всем многая, добрая, долгая лета!

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий