Первые в мире

Есть несколько направлений техники, в рождении которых участие русских учёных и инженеров было решающим. И речь вовсе не о гениях-одиночках, случайно смастеривших какой-нибудь гиперболоид, а о продолжительном интересе и многочисленных успехах.

Если говорить про каждое из этих изобретений по отдельности, как и о многих других, трудно понять, что речь идёт о настоящей научно-технической школе, основы которой были заложены ещё в восемнадцатом веке. В рост же она пошла в веке девятнадцатом, тогда же начала плодоносить. Самое любопытное: те же процессы протекали в духовной жизни. Был момент в середине восемнадцатого века, когда в стране не осталось ни одного архиерея-великоросса, а потом наступил расцвет. За всем этим стоит одно явление – пробуждение русского духа, которое в самых разных областях проявлялось схожим образом. Сегодня речь об инженерном деле.

Дуга для сварки

Явление вольтовой электрической дуги открыл в 1802 году академик Василий Владимирович Петров, выдающийся электротехник, сменивший Ломоносова во главе отечественной физики. О нём то начинали говорить, воздавая почести, то снова его забывали. Что гений остался почти безвестен, сокрушались Вавилов и Капица. Не сохранилось писем и дневников, мы не знаем даже, как он выглядел, есть лишь предположение, что именно Василий Петров изображён на «Портрете молодого учёного с электрической машиной» неизвестного художника конца восемнадцатого века.

Портрет молодого учёного с электрической машиной. Возможно, на нём изображён Василий Владимирович Петров

С трудом, но припоминаю полуразрушенный памятник ему на Смоленском кладбище Петербурга, мимо которого мне не раз доводилось проходить. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» – высечены на камне евангельские слова, а ниже: «Богу и Царю слуга нелицемерный». Он родился в семье священника Ильинской церкви города Обоянь. Как самый честный человек в округе, отец его был избран городским казначеем, он же дал Василию начальное образование, готовя себе смену. Но успехи сына в учёбе были столь значительны, что решено было отправить его в столичную учительскую семинарию.

Оттуда Василий Петров отправился преподавать физику студентам горного училища в далёком Барнауле, но вскоре его пригласили читать лекции в Медико-хирургической академии Петербурга.

В это время итальянец Алессандро Вольта изобрёл свою гальваническую батарею. Восхитившись этим открытием, Петров самостоятельно соорудил гигантскую батарею из 4 200 медных и цинковых кружков. Когда её воссоздали в XX веке по точному описанию, оказалось, что это был на тот момент самый мощный источник электроэнергии в мире, не считая, конечно, небесных сфер. Что электричество может быть пригодно для освещения, тем более для сварки, Вольт не понял. Оба эти открытия принадлежат Василию Владимировичу, хотя на Западе их ошибочно приписывают англичанину Гемфри Дэви. Гемфри действительно шёл по тому же пути, но с опозданием на несколько лет, произведя свои опыты и описав их лишь в 1808–1812 годах.

Во время экспериментов 1802 года Петров подсоединил к полюсам батареи два угольно-древесных стержня. Ждал искры, но вместо неё появился «весьма яркий белого цвета свет или пламя, от которого оные угли скорее или длительнее загораются и от которого тёмный покой довольно ясно освещён быть может». Тогда же выяснилось, что электрическая дуга может плавить металлы. В 1903-м книга «Известие о гальвани-вольтовских опытах…» была преподнесена императору Александру Первому и… канула в неизвестность на восемь с лишним десятков лет, пока один из экземпляров не обнаружился в публичной библиотеке Вильно.

Об этом один из современных историков науки написал: «Результаты, полученные Василием Петровым, должны были ввести его в ряды величайших учёных того времени, а его батарея, безусловно, заставила бы обратиться экспериментаторов всего мира к исследованию тока высокого напряжения и возможностей его практического применения. Но пройдут десятилетия, прежде чем полученная Василием Петровым электрическая дуга, помещённая Павлом Яблочковым в разряженный газ, станет осветительным прибором или, преобразованная инженерами Николаем Бенардосом и Николаем Славяновым, превратится в устройство для электросварки».

 Электрогефест

1881 год: Николай Николаевич Бенардос изобретает электрическую сварку с применением угольных электродов. Работу над электросваркой начал у себя в костромском поместье, где выстроил двухэтажный дом в турецко-японском стиле с фонтаном и пагодами, завёл большой фруктовый сад с оранжереей. Но главное – оборудовал слесарные, механические и прочие мастерские, а заодно и кузницу. В усадьбе он непрестанно что-то изобретал, например механическую прачечную – предтечу стиральной машины. С её помощью он надеялся облегчить жизнь окрестных крестьян, которым много помогал, заведя, в частности, бесплатную аптеку.

Две эти страсти – изобретательство и благотворительность – нанесли заметный урон делам Николая Николаевича. Пришлось перебираться в Петербург, где Бенардос устроился на работу к другому известному изобретателю – Павлу Яблочкову. Там и довёл до ума свой сварочный аппарат, названный им электрогефестом. Задумал он его ещё в 1873 году, когда пытался построить пароход-вездеход, который мог не только плавать, но и преодолевать речные перекаты, мели и так далее. Чтобы соединять крупные металлические детали парохода, учёный попробовал греть кромки вольтовой дугой. Что-то начало получаться. И пароход, в общем-то, получился, совершив путешествие по рекам Лух и Клязьма. Но в Петербурге, куда его перевезли, вездеход чиновников не заинтересовал и сгинул, разобранный на дрова.

В Петербурге, у Яблочкова, Николай Николаевич вернулся к этой теме, и последовал, наконец, оглушительный успех. На Парижской международной электротехнической выставке электрогефест Бенардоса стал главным экспонатом и получил золотую медаль.

Николай Николаевич Бенардос демонстрирует работу электрогефеста

Электрическое кино

Спустя шесть лет, в 1888 году, инженер Пермских пушечных заводов Николай Гаврилович Славянов впервые в мире применил дуговую сварку металлическим электродом под слоем флюса (измельчённое стекло). С его помощью он сварил в присутствии государственной комиссии коленчатый вал паровой машины, а вскоре получил золотую медаль на выставке в Чикаго.

Николай Гаврилович Славянов

Применять трёхфазную дугу для сварки металлов первым предложил Владимир Миткевич в 1905-м, первым использовал электросварку под водой Константин Хренов в 1932-м. А в 1939-м академик Евгений Оскарович Патон разработал технологию автоматической сварки под флюсом, сыгравшую совершенно колоссальную роль в Великую Отечественную.

Евгений Оскарович Патон

Во многом благодаря Патону СССР, лишившись в 41–42 годах основных танковых заводов, произвёл за время войны 105 тысяч танков и САУ. В общем, в электросварке наши учёные и инженеры, можно сказать, удерживали первенство полтора века.

* * *

Слово «телевидение» (television) изобрёл русский военный инженер Константин Перский. Его доклад в Париже «Телевидение как электрическое кино», сделанный в 1900 году, стал сенсацией.

Борис Львович Розинг, родоначальник телевидения

Автор первых практических опытов по созданию телевидения – петербургский инженер Борис Львович Розинг. Способ электрической передачи изображений на расстояние он запатентовал в 1907-м, а в 1911-м в его лаборатории состоялась первая в мире телевизионная передача. Судьба Бориса Львовича в СССР сложилась непросто: в начале тридцатых он оказался в ссылке, на лесопилке близ Котласа. Друзьям удалось перевести учёного в Архангельск, где он смог продолжить научную работу, но вскоре скончался – не вынес хамства, насквозь пропитавшего жизнь страны. Это произошло при следующих обстоятельствах. Как-то Борис Львович ехал в трамвае и на повороте случайно выплеснул немного супа из судочка на пальто какой-то женщины. Он извинялся, пытался отчистить пальто с помощью носового платка, но ничего не помогало – дама продолжала скандалить. Придя домой, Борис Львович лёг на кровать, повернувшись к стене, и повторял, сжимая голову: «Господи, Господи, за что?» С этими словами он и умер от кровоизлияния в мозг.

От телевизора до электронного микроскопа

Больше повезло ученику и другу Розинга, легендарному уроженцу Мурома Владимиру Зворыкину. Отец его, купец первой гильдии Козьма Зворыкин, владелец пароходов, председатель правления банка и прочее, был человеком не вполне обычным. Он с детства приучал двух сыновей и пятерых дочек к общественно полезному труду. Счёл таковым и интерес сына к технике. Владимир то электрическую сигнализацию на судне починит, то установит звонок, сделанный своими руками.

Владимир Козьмич Зворыкин

Во время учёбы в Петербургском технологическом институте Зворыкин знакомится с Борисом Розингом, став его учеником, а затем и другом. В первой телевизионной передаче была и доля заслуги Владимира Козьмича, освоившего ради этого стеклодувное дело. Первая мировая война застала молодого инженера в Берлине, откуда он с трудом выбрался на родину. После призыва в армию занялся радиосвязью. Однажды нашёл возможность принимать ежедневные новости Германского генерального штаба и вскоре начал снабжать их переводом наше командование.

Февральскую революцию Зворыкин встретил в Петрограде в чине лейтенанта, работая преподавателем офицерской радиошколы. Тогда же первый раз чудом избежал расстрела. Второй раз это случилось во время Гражданской войны в Екатеринбурге, где он оказался под арестом и узнал, что неподалёку казнена Царская Семья. Спасло Владимира лишь то, что красных вышибли из города. В Америке оказался, отправившись в командировку от Сибирского правительства. В качестве весточки с родины привёз в Соединённые Штаты баночку освящённого мира, которую Русская Православная Церковь попросила передать архиепископу Алеутских островов и Северной Америки Александру (Немоловскому).

Вернуться домой не удалось, так как адмирала Колчака расстреляли – был риск последовать за ним. В 1923-м Зворыкин подал заявку на патент полностью электрической системы телевидения, в 1925-м — технологии передачи цветного изображения. В 1929 году разработал высоковакуумную телевизионную приёмную трубку – кинескоп, к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки – иконоскопа. Среди всего прочего изобрёл во время Второй мировой электронный микроскоп. Это вышло почти случайно, он занимался другой, чисто военной проблемой.

В СССР изобретатель приезжал бессчётное число раз, последний – в 1975 году, в возрасте восьмидесяти шести лет. Помогал, консультировал, собирал помощь во время войны, из-за чего вышли потом большие неприятности с американским правительством. Любви к России Зворыкин не скрывал и тем, что русский, гордился. Как-то раз, во время очередного визита на родину, он тайно добрался до Мурома, буквально сбежал туда во время туристической поездки. Постоял у Николо-Набережной церкви, где его крестили, поглядел на родной дом, превращённый в какой-то музей. Принимали его в СССР с почётом, уговаривая остаться. Однажды, в начале 30-х, совсем было решил ответить согласием, но муж сестры и близкий друг, живший в Ленинграде, известный советский геолог академик Наливкин, сказал: «Твой дядя, Алексей Константинович Зворыкин, был в 1928 году арестован и получил десять лет “без права переписки”. С тех пор о нём ни слуху ни духу. А ведь он был известным изобретателем, имел благодарность от Ленина “за восстановление Красного Флота”. Ты вспомни процесс Промпартии 1930 года и поверь мне, что дело этим процессом не ограничится». Вскоре стала известна судьба Бориса Розинга, после чего возвращаться окончательно расхотелось.

Скончался Владимир Зворыкин в Нью-Джерси за день до 93-летия.

К телевидению, кстати, он относился скептически, полагая, что их с Розингом изобретение опошлили, ругал за «секс, ужасы, драки и убийства», заполонившие эфир.

* * *

Можно добавить, что первым изобрёл полностью электронный телевизор со строчной и кадровой развёртками Борис Павлович Грабовский. Это случилось в 1928 году в Ташкенте. Это было ещё и первым опытом передачи двигающегося изображения по радио, без применения проводов. Таким образом, приоритет уроженцев Российской империи в этой области не подлежит сомнению.

Вертолёт

Путь к его созданию открыл автомат перекоса, изобретённый в 1911 году Борисом Николаевичем Юрьевым – учеником и зятем авиаконструктора Жуковского. Для вертолётостроения это значило примерно то же, что изобретение колеса на заре человеческой истории.

До этого геликоптеры представляли собой какие-то подпрыгивающие тарахтелки, одну из которых соорудил в 1908 году Игорь Иванович Сикорский. Это был, между прочим, не первый его аппарат. Первый он сделал в двенадцать лет, впечатлённый рассказами матери о Леонардо да Винчи. Моделька поднялась в воздух, имея в качестве привода обыкновенную резинку. Но славу молодому конструктору принесло другое изобретение. За создание в 1913 году первого в мире многомоторного самолёта «Русский витязь» Государь вручил Сикорскому золотые часы и орден Святого Владимира IV степени. Следующая машина – «Илья Муромец» – была ещё грандиознее. Ничего подобного в мире тогда не было, люди опасливо летали на маленьких «этажерках», а тут гигант, способный поднять в небо полторы тонны.

Игорь Иванович Сикорский

В годы Первой мировой Игорь Иванович заложил основы российского авиастроения. Под его началом возводились заводы, которые одних только «муромцев» сделали семь десятков, вместе с довоенными – 90, и лишь один из них за всю войну был сбит. Разрабатывались и шли в серию авиационные двигатели и оборудование. В 1915 году был создан первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения и так далее. В работе находились десятки моделей. Что дальше? В начале 1918-го знакомый предупредил: «Положение очень опасное. Я видел приказ о вашем расстреле». Пришлось спешно покинуть страну. Так Россия лишилась великого авиаконструктора.

Верность Государю и Церкви он сохранял до конца жизни. Тем, кто скажет, что монархические убеждения – глупость или что большинство учёных – атеисты, напомните об Игоре Ивановиче. В одном из своих богословских трудов, «Невидимая встреча», Сикорский соотнёс эпизод искушения Христа диаволом с историей человечества. Вывод был такой. Страна, общество, выбравшие неверную сторону в битве между Богом и сатаной, обречены на гибель, независимо от самых грандиозных успехов, которые им удастся достигнуть. Увы, это предсказание сбылось: Советский Союз рухнул, погребая под собой историческую Российскую империю.

К теме вертолётов Сикорский вернулся в 1938-м, став признанным в Америке авиаконструктором. Его S-42 — четырёхмоторный трансконтинентальный лайнер, стартующий с воды, – стал одним из самых красивых и надёжных самолётов в истории авиации, установившим 10 мировых рекордов грузоподъёмности. Немалая заслуга в этом, между прочим, принадлежала композитору Сергею Рахманинову, который спас Сикорского от нищеты и уныния. Средства, вырученные от концертов духовной музыки, помогли Игорю Ивановичу создать авиационную фирму.

Игорь Сикорский на своём вертолёте, с которым он побил рекорд продолжительности пребывания в воздухе (один час 32 минуты 30 секунд)

С геликоптерами дело поначалу шло мучительно. Однажды Сикорский рухнул на землю вместе с аппаратом, но уцелел. Долгое время не мог заставить вертолёт лететь вперёд, только вверх, вбок и назад, на что Игорь Иванович пошутил: «Вертолёт проявил такое нежелание летать вперёд, что мы даже рассматривали возможность развернуть кресло пилота и позволить ему летать задом наперёд». Но потом дело стронулось с места и аппараты из интересной экзотики превратились в машины, выпускающиеся серийно.

«Русские мальчики»

Ещё одно имя – очень значимое в вертолётостроении – Георгий Александрович Ботезат, родившийся в русско-молдавской дворянской семье, преподаватель Санкт-Петербургского технологического института, профессор. Свой вертолёт он создал по заказу американского Конгресса в 1922 году. Это была первая в мире работающая машина такого рода, устойчивая в управлении, способная взять на борт трёх пассажиров. Летала, правда, на высоте всего лишь в пять метров, но первый аппарат братьев Райт тоже не отличался выдающимися характеристиками.

В 1932-м замечательный русский военный лётчик Алексей Черёмухин, награждённый, как и Сикорский, орденом Святого Владимира, а после революции работавший в ЦАГИ, создал машину, которая поднялась в воздух уже на 604 метра. Фантастический результат – никто в мире в то время не подошёл к нему даже близко. Сам Черёмухин на этой машине и полетел. Потом в ночь на 4 января 1938-го был арест, была работа в конструкторском бюро НКВД, где Алексей Михайлович стал заместителем другого невольника – Туполева.

Алексей Михайлович Черёмухин

Благодаря Юрьеву и Черёмухину интерес к теме вертолётов в СССР не угас. Их дело продолжили Николай Ильич Камов и Михаил Леонтьевич Миль, которых, как и Сикорского, знает весь мир. Именно с этими именами вертолёты ассоциируются в первую очередь.

Петров и Бенардос, Розинг и Зворыкин, Юрьев, Сикорский, Черёмухин, Поликарпов, Туполев, Глушко, Королёв и ещё сотни других инженеров и конструкторов доказали, что Россия может не просто следовать за кем-то, но сама прокладывать новые пути. Все они были уроженцами империи, теми дерзкими «русскими мальчиками», над которыми подшучивал и которых любил Достоевский. Помните, в «Братьях Карамазовых» некий немец иронизирует: «Покажите вы русскому школьнику карту звёздного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною»? Герой романа Коля Красоткин смеётся на это и говорит, что немец в чём-то прав, но не рассмотрел и хорошей стороны: «Самомнение – это пусть, это от молодости, это исправится, если только надо, чтоб это исправилось, но зато и независимый дух, с самого чуть не детства, зато смелость мысли и убеждения».

Русская православная цивилизация доказала свою творческую мощь в области техники, как, впрочем, и в любой другой, ещё до революции. Именно на этой опоре стояли достижения СССР. Бог послал в мир наших инженеров, чтобы Россия смогла выжить в ХХ веке физически, как вдохновил и великих святых, писателей, художников, композиторов, чтобы она устояла духовно.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий