Божьи мельницы

Интересно получилось с появлением в Конституции России слова «Бог».

Власть решала какие-то свои задачи, связанные с распределением портфелей, полномочий, финансовых потоков, – вникать во всё это бессмысленно, всё как всегда и везде. Вот политтехнологи и решили, дабы привлечь к голосованию верующих, внести в одном пакете тех поправок, которые им действительно были нужны, следующие слова: «Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога…». Так это и появилось в статье 67.1, пункте 2.

«Вечная Россия» («Сто веков»), картина Ильи Глазунова, 1988 г.

Сомневаюсь, что авторы проекта догадывались – не столько они использовали веру людей, сколько Господь им что-то попустил. Есть такое выражение: «Мельницы Господни мелют медленно, но очень тонко». Его возводят к четверостишию Лонгфелло:

Мельница Бога

Очень хороша.

Мельница Бога

Мелет не спеша.

Медленно, но верно

Ходит колесо.

Будет перемелено

Абсолютно всё.

«Медленно, но верно» – вот важнейшие, ключевые слова, которые не понимали деятели самых разных партий, с которыми мне приходилось общаться.

– Почему вы, православные консерваторы, не создадите свою партию, не примете участия в спасении России? – спросил меня один довольно культурный националист.

Он гордился тем, что националисты – а это смешение атеистов, язычников, православных, протестантов, – в отличие от Церкви, участвуют в политике.

– Если православные консерваторы создадут свою партию, – отвечал я, – она немедленно будет перекуплена властью, члены её перессорятся, в руководство непременно просочатся глупцы и не вполне порядочные люди. То есть появится ещё один балаган, от которого будет много вреда, а толку никакого. Мельницы Господни мелют совершенно иначе. Церковь – речь не только о Патриархии, но и обо всех православных – год за годом старается изменить наш народ к лучшему. Что-то да получается, а когда изменится народ, изменится и власть. По-другому, думаю, ничего не выйдет.

Из этого и исходит Церковь, действуя без азарта и спешки столетие за столетием. Когда апостол Павел произнёс: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены», речь шла, конечно же, о власти вообще. Он мог предвидеть, что однажды христиане возьмут в империи верх. Но при его жизни не было никакой другой власти, кроме языческой, богоборческой. Именно по её решению ему, римскому гражданину, отрубят голову, и Павел, конечно, догадывался, что такой исход более чем вероятен.

Поэтому слова Павла о власти не были желанием ей угодить. Он совсем не идеализировал её. Но он признавал за властью организующее начало и настаивал на том, чтобы мы ей подчинялись. Власть и Церковь могут быть сколь угодно расположены друг к другу, во главе государства может стоять святой царь, но это не изменит природу власти и природу Церкви. Власть печётся о мирском, а Церковь – о небесном, поэтому их отношения никогда не будут простыми.

Оттого и нет окончательного ответа, возможна ли симфония властей – светской и духовной, о которой у нас одно время любили рассуждать. Многие ссылались при этом на Никона (не худшего из Патриархов), который пытался создать симфонию с царём Алексием Тишайшим – одним из христианнейших наших царей. Закончилось всё это полным кошмаром: Патриарх оказался практически в полном подчинении у царя, а тот полез в сферы, куда ему лезть точно не стоило, учинив церковную реформу. Если бы каждый из них занимался своим делом: один не совался во власть светскую, а другой – во власть духовную, то мы могли бы избежать огромных бедствий, в том числе исчезновения патриаршества на несколько столетий.

Очень хорошо объяснил, что такое симфония, император Иоанн I Цимисхий: «Я признаю две власти в этой жизни: священство и царство. Создатель мира вручил первой заботу о душах и последней – заботу о телах; если ни одна из них не ущемлена, мир находится в безопасности». Здесь главное – «не ущемлять». Трезвый был человек кесарь Иоанн. Не мешать друг другу, не лезть в дела друг друга, не строить фантастических «царствий божиих» на земле – вот что требуется. Мы ждём возвращения Христа, которое произойдёт после полного крушения всех наших благостных идей о рае на земле. Печёмся об Отечестве, ясно понимая, что мир во зле лежит, так что не всё у нас выйдет, о чём мечтаем. Но помним при этом, что нам благословлено, а что нет.

Здравый смысл – вот то, без чего не стоит даже на пушечный выстрел приближаться к темам «Церковь и общество» и «Церковь и власть». На днях прочёл у отца Андрея Ткачёва: «Теперь немножко о стыдном». Там говорится, что президент Ирана, выступая в Госдуме в Москве, помянул с уважением личность Иисуса Христа. Отец Андрей восхитился и опечалился: «Теперь вопрос: вы часто слышали имя Иисуса Христа из уст депутатов?»

Худо без веры, без неё раздираемы на части и народ, и страна. Вопрос: как её, веру, нести нашему народу, чтобы умножалось число мельников?

Был у меня знакомый батюшка, Царствие ему Небесное, который терпеть не мог говорить по телефону, считая, что смысл имеет лишь такой разговор, когда видишь глаза собеседника. Он обратил немногих, может быть, несколько десятков человек, но они действительно укоренились в православии, в отличие от многих из тех, кого поверхностно обращали по телевизору или Интернету.

Сколько сейчас таких, полуобращённых, увлечённых в какой-то момент, но при этом с непробудившейся душой? Зашёл тут на форум Андрея Кураева, которого в прошлом ставили в пример как успешного миссионера. То, что там обнаружил, – страшно: большинство участников обсуждений ненавидят Церковь.

Глубоко убеждён, что христианам не нужна успешность – не нужна в отношениях с властью, как и в отношениях с обществом, не нужна в организации. Ни в чём, кроме веры и доброго отношения друг к другу. Нужно быть солью, как тот батюшка, который не любил говорить по телефону, но с ним люди находили Бога. Всё остальное – фейерверки: вспыхнуло, погасло – ни уму ни сердцу. Мы мельники на Божьих мельницах – нельзя спешить.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий