Радость Сретения

15 февраля Церковь празднует Сретение Господне, вспоминая, как старец Симеон встретил в храме Младенца Христа. Та встреча (по-церковнославянски – сретение) стала важным событием Священной истории, и в честь него появилось множество церквей. Особенно полюбили ставить Сретенские храмы на Русском Севере. Представьте, ребята, только в Архангельской и Вологодской областях их больше сорока!

А в самом центре столицы нашей Родины, за калиткой, увитой диким виноградом, есть Сретенский монастырь, основанный 625 лет тому назад. Пусть он и совсем небольшой, но святыни здесь хранятся великие: мощи преподобной Марии Египетской, точная копия Туринской Плащаницы.

Над входом в Сретенский собор – лики святых Илариона и Марии Египетской, чьи мощи здесь хранятся. Фото: raven-yellow.livejournal-com

А 9 мая 1999 года на маленьком самолёте Як-40 в обитель были доставлены из Санкт-Петербурга мощи священномученика Илариона (Троицкого, 1886–1929), талантливейшего человека и видного богослова, положившего жизнь ради чистоты учения Церкви. В 1920-х годах он был наместником Сретенского монастыря. В то время обновленцы-раскольники страшно боялись полемики с владыкой Иларионом, потому что их умопостроения сразу рассыпались, как башня из кубиков.

Икона священномученика Илариона Троицкого

Как и многие пастыри Русской Православной Церкви, архиепископ Иларион был отправлен в ссылку на Север, трудился простым рыбаком на Соловках. Его любили и уважали даже закоренелые злодеи, потому что сам он имел ко всем искреннюю любовь. Однажды, рискуя жизнью, владыка с четырьмя товарищами спасли одного из лагерных начальников – Сухова, чья лодка застряла во льдах. А ведь, казалось бы, поделом наказал Господь – незадолго до того Сухов упражнялся в меткости стрельбы, расстреливая Христа на распятии… Но доброму владыке Илариону были чужды такие «правильные» мысли. После своего чудесного спасения Сухов, стоя перед тем самым, посечённым пулями, крестом, горячо покаялся.

Сретенским монастырь назван не в честь Сретения Господня. Название ему дала другая встреча, очень важная и для Москвы, и для всей Руси. Было это в 1395 году. Всего 15 лет назад половина русского войска полегла на Куликовом поле – а тут новая беда! Хан Тимур-Тамерлан ворвался в русские пределы, полонил и разорил Рязань, Елец и направился к Москве, опустошая всё вокруг. «Весть о нашествии сего нового Батыя привела в ужас всю Россию», – писал историк Николай Михайлович Карамзин. Ведь Тамерлан, или Железный Хромец, как его называли, не знал поражений. Победил бы он – Русь превратилась бы в пепелище.

И вот несметное ханское войско подошло к границе Московского княжества на реке Оке, а Великий князь Василий Дмитриевич, старший сын Дмитрия Донского, спешно вышел навстречу врагу в Коломну. Но надеялся он больше на Божью помощь, потому и повелел, чтобы чудотворная Владимирская икона – заступница земли Русской – была принесена из Владимира в Москву. По всей земле Московской служились молебны об избавлении от нашествия, а святой образ торжественно поплыл в столицу крестным ходом. Неподалёку от Кремля митрополит Московский Киприан принял чудотворную икону из рук владимирских священников, чтобы перенести её в кремлёвский Успенский собор. В тот самый час, когда произошла встреча москвичами святого образа, Тамерлан дремал в своём шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, а над ней в ослепительном сиянии явилась Божья Матерь. Она грозно повелела Тамерлану идти прочь от Москвы. Гонимый страхом, «великий и ужасный» на следующий же день бежал.

В память избавления от врага на месте встречи Владимирского образа Богородицы и был основан Сретенский монастырь.

А какие колокола здесь были! На всю Москву славились. И пока обитель не закрыли в 1928 году, москвичи, даже маститые композиторы и музыковеды, собирались послушать гениального музыканта-самоучку Константина Сараджева. «Голова без шапки, закинута вверх – точно смотрит в небо и аккомпанирует ангелам, поющим гимн Богу. Так играют вдохновенные пианисты, смотрящие не на клавиши, а куда-то ввысь…» – записал один из слушателей в дневнике.

В 14 лет Косте удалось впервые позвонить на колокольне – и с тех пор колокола заняли все его мысли. Он обладал уникальным слухом. Дело в том, что музыканты с абсолютным слухом в звуке колокола различают три основных тона, он же слышал более восемнадцати! Сараджев обследовал 374 колокольни Москвы и Подмосковья, причём дал музыкальную нотную характеристику звучания каждого колокола – бесценный труд! И памятник – ведь большинство тех звонниц было снесено в советские годы.

С трудом верится, что этот зелёный уголок – в центре Москвы. Фото: raven-yellow.livejournal.com

Многое порушили, исковеркали, но, слава Богу, не извели под корень. Потому-то усилиями неутомимых тружеников Церкви вновь возродились прежние святые обители, а среди них и Сретенский монастырь – райский уголок посреди мегаполиса.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий