Мстислав и Редедя

Это случилось ровно тысячу лет назад – в 1022 году. В поединке сошлись два человека, которых потомки помнят по сей день. Вот что сообщает нам «Повесть временных лет»:

«В год 6530… Мстислав, который владел Тмутараканью, пошёл на касогов. Узнав же об этом, князь касожский Редедя вышел навстречу ему. И когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: “Чего ради мы будем губить наши дружины? Но сойдёмся и сами поборемся. И если одолеешь ты, возьмёшь имущество моё, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то я возьму всё твоё”. И сказал Мстислав: “Будь так”. И сказал Редедя Мстиславу: “Не оружием будем биться, а борьбой…”».

С одной стороны это был Мстислав – сын святого равноапостольного Владимира, правитель Тмутараканского княжества, которое включало в себя земли Восточного Крыма, в том числе город Корчев – нынешнюю Керчь, а на другом берегу простиралось до предгорий Кавказа. Столица княжества находилась примерно там, где стоит сейчас Тамань.

С другой стороны – кавказский князь Редедя, глава союза адыгских племён. Могучий был человек, не было никого, равного ему на Кавказе. Адыги тысячу лет вспоминают его как героя и достойного вождя. Поют на свадьбах «Уэ Ридадэ». «Своё племя и родину любил больше своей головы», – говорится в одном из кавказских преданий. Решили вместо того, чтобы лить кровь воинов, схватиться между собой в рукопашном бою.

А закончилась схватка тем, что, как сообщает Лаврентьевская летопись, Мстислав «ударил Редедю о землю. И, выхватив нож, зарезал Редедю». «Нож вонзил в горло», – уточняет Михайло Ломоносов в своей «Древней российской истории». Смотрится, мягко говоря, нехорошо, всё-таки борьба – это борьба, а зарезать – это зарезать.

Правда, в летописи победа объясняется тем, что на помощь Мстиславу пришёл Господь: «Начал изнемогать Мстислав, ведь велик и силён был Редедя. И взмолился Мстислав: “О Пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя Твоё!”» – после чего бросил противника на землю. Но вот вопрос: не попытка ли это монахов-летописцев оправдать князя? Сами знаете, встречалось в истории и такое, что одна из версий или легенда выдавалась за истину, а истина благополучно забывалась.

Рисунок из Лаврентьевской летописи

По-новому заставил взглянуть на ситуацию вот какой аргумент, который всё время лежал на поверхности. Если адыги отказались после поединка от сражения, значит, правила не были нарушены. Начал выяснять подробности, и оказалось, что сыновья Редеди – Юрий и Роман – стали воспитанниками Мстислава. Более того, за Романа он потом выдал свою дочь Татьяну. Понятно, что отношения сложились, поэтому в том, что русский князь поступил по чести во время поединка, сомнений нет.

Вот тут и увиделась вся эта история в истинном свете. Редедя схитрил, вызвав Мстислава на поединок. Он был заметно сильнее, так что мало чем рисковал. Мстислав же был загнан в угол, так что можно представить его отчаяние. Отказаться от поединка он, конечно, не мог – его бы, мягко говоря, не поняли. Но и на победу рассчитывать не приходилось. Когда же изнемог, обратился к Пресвятой Деве. И случилось чудо, поразившее всю Русскую землю: он победил. А что пришлось зарезать противника – это, как можно понять по реакции адыгов, входило в условия поединка. Остались бы оба противника в живых, не было бы конца и края их вражде. Добровольно отдавать свои земли, свои семьи никто никогда бы не стал – отомстил бы непременно.

А обет свой Мстислав исполнил. Вернувшись в Тмутаракань, построил там первый в городе храм – Пресвятой Богородицы. В пятидесятые годы ХХ века знаменитый археолог академик Борис Рыбаков нашёл его фундамент.

← Предыдущая публикация Следующая публикация →

Оглавление выпуска

Добавить комментарий