Жили-были львы
За четверть века на календарях, выпущенных редакцией «Веры», звери появлялись нечасто. Первый случай проникновения братьев наших меньших на численник произошёл ровно двадцать лет назад. Тогда на ветвях чудо-дерева не было тесно ни человечкам, ни зверям; кот качал детскую колыбельку, птица на правах домочадца сидела за накрытым столом и вместе с хозяевами глядела на небо, ожидая первую звезду… А с календаря 2016-го смотрели на зрителя и волчок, и ёж с лисицей, и даже слон (как только они там все поместились!). И вот теперь – львы… «Ну, – скажет кто-то, – приехали. В честь китайского года Тигра?» Сразу отметём от наших львов обидные подозрения: к году Тигра они никоим образом не причастны. Просто потому, что они не тигры, а львы. А «львы – это святое», как однажды заметил Николай Телегин, путешественник и популяризатор северного деревянного зодчества.
И ведь правда – святое. Недаром лев со времён зарождения христианства стал одним из любимейших животных символического зверинца; уже на саркофагах ранних христиан его стали изображать как воплощение идеи грядущего воскресения.
А ещё великодушные и отважные львы считались неусыпными стражами святыни. Потому-то их можно было увидеть не только на стенах, дверях и дверных ручках христианских храмов, на княжеских гербах, но и в крестьянских избах по всему Русскому Северу.
Немного уцелело домов, где на припечках, филёнках дверей и шкафов сохранились нарисованные львы. И тем радостнее читать время от времени такие сообщения: «Старый деревянный шкаф хранил столетнего расписного льва!» Новость сообщила на своей странице «ВКонтакте» Лидия Петрова из городка Харовска Вологодской области. И пояснила: «В одном из харовских домов нашёлся шкаф с лёвиком, от которого остались только очертания и немного цвета. Вместе со львом на боковой стенке жили птичка и ветка. Галине Анатольевне Петровой удалось сделать прорисовку сюжета, а также реконструкцию в цвете». Харовчанка Галина Петрова – мастер свободно-кистевой росписи, излюбленные образы которой – розы и львы (кстати, наш нынешний календарь выполнен в той же технике).
Больше того, Галина Анатольевна даже книжку написала про львов в домовой росписи Харовского района. «Каждый, – пишет она, – кто впервые видит изображение льва в крестьянском доме, задаётся вопросом: каким образом в глухих деревнях появились эти животные, изображённые художниками, – то похожие на котов, то на собак, то на невиданных зверей? (А один из львов, встретившихся в сельской местности, описан автором так: «Лев похож по форме на кита». – Е.Г.) В экспедициях, проводимых на территории Харовского района, получить ответ на данный вопрос не удалось. Местные жители не знают, с какой целью львы помещались на дверях, заборках и шкафах. Да и называли зверей по-своему. Так, в Кумзерском с/п хозяйка одного из домов рассказала, что на ящике навесного шкафчика её дед написал “собак с белыми гривами”».
Можно представить, до чего родными стали эти «белогривые собаки» хозяйке, которая весь свой век изо дня в день смотрела на них, хлопоча по хозяйству. И не знала, что это символ, наполненный глубиной. Ведь любимый человечеством с незапамятных времён в начале христианской эры «лев становится эмблемой Иисуса Христа и многих святых (Марка, Игнатия, Адриана, Евфимии и др.)», – пишет Г.А. Петрова, исследуя происхождение образа. И помещает в своей книге в качестве иллюстрации к сказанному фрагмент росписи свода Спасо-Преображенского храма в селе Красково Харовского района, где изображён евангелист Марк с сидящим рядом львом.
Интересно, как попал на Русь образ льва, но ещё больше интересны метаморфозы, которые с ним произошли. Процитируем снова Галину Петрову: «“Лют-зверь”, полный силы и отваги, властелин природного мира, изменил свой свирепый нрав. Облик его чрезвычайно смирен, порой напоминает провинившегося щенка, нередко наделён подобием улыбки и заметно очеловечен. Его навсегда укротило мудрое слово праведного человека, живущего не “по естеству”, но “по духу”». Из уст в уста поколение за поколением передавали на Руси историю преподобного Герасима Иорданского, исцелившего и приручившего льва. Так грозный лев, попав на русскую почву, становился добрым, независимо от того, в какой губернии кисть народного художника вызвала его к жизни – Вологодской или Вятской, Архангельской или Олонецкой. Даже если показывал зубы и делал «страшные глаза».
На нашем календаре сошлись сразу шесть львов, и почти все они взяты со старинных народных росписей Русского Севера. Пусть они помогают вам, дорогие читатели, хранить мир в семьях и веселье сердечное!
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий