«Посреди залы, вся сияя»

О рождественской ёлке и игрушках на ней

Из детства у меня осталось лишь несколько ёлочных игрушек – очень дорогих для меня. Наверное, это единственное, что сохранилось из той поры. До революции их звали рождественскими – собственно, они и были такими: ангелы, волхвы и так далее. Нельзя сказать, что я этого в советское время не знал, так как не раз перечитал восхитительную рождественскую повесть-сказку Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». А вот с историей рождественской ёлки в России познакомился значительно позже. Лучшим специалистом в нашей стране по этой теме является профессор Казанского университета Алла Аркадьевна Сальникова. Много интересного материала собрано литературоведом Еленой Владимировной Душечкиной в книге «Русская ёлка», а также Клинским музеем ёлочной игрушки. Там, в Клину, рождественские, а потом новогодние игрушки выпускают с середины девятнадцатого века.

«В знак веселия»

Родоначальником традиции ставить рождественскую ёлку у нас считается Пётр Первый, но это не совсем так. Он действительно издал указ, где повелел:

«В знак нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своём, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых… а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты… стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года… В 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет».

Но, как видите, речь тут не о Рождестве – появлялись ёлки, сосенки или их ветки на улицах селений уже после Рождества, так как по старому стилю оно праздновалось перед Новым годом.

* * *

А вот в Северной Германии ёлки или сосенки ставились действительно под Рождество, там же сложилась традиция их украшать. Начало этому положили в шестнадцатом веке протестанты. Кстати, тогда они жили ещё по юлианскому календарю. На папертях лютеранских церквей разыгрывались представления. Паперть делилась на две части: одна изображала ад, другая – рай. Ёлка стояла в раю, олицетворяя яблоню. «Яблоки» на неё – эти старинные предшественники и прототипы наших стеклянных шаров – вешали прихожане. Свечи символизировали человеческие души.

Католики встретили это начинание в штыки, объявив его языческим, зато Православная Церковь ничего языческого в этой традиции не нашла. Языческими у нас, наоборот, считались представления о елях как о сакральных деревьях, облегчающих переход от жизни к смерти. Наши далёкие предки приносили жертвоприношения, развешивая их на ветках, но христианство полностью изменило смысл этого обряда. Ёлки стали символами рождения, а украшения на их ветвях – это дары Младенцу Христу, подобные приношениям волхвов. В общем, очень символично и весьма благочестиво.

Что это были за дары? Ну, конечно, не смирна, ладан и золото, а яблоки, пряники, орехи в золотых или серебряных бумажках. Проснувшись поутру, дети бросались к рождественскому дереву, но искали гостинцы не под ним, а на ветках. Несъедобные украшения появились лишь в середине восемнадцатого века: бумажные цветы, позолоченные шишки, раскрашенные яичные скорлупки, позже – фигурки из чеканной латуни. Ещё много лет игрушки висели по соседству со сладостями, но постепенно даже фрукты стали бутафорскими.

Вернёмся в Россию. Как и многие другие начинания царя Петра, указ о ветвях и древах на Новый год был безнадёжно забыт, возможно, ещё при его жизни. Рождественские ёлки, вероятнее всего, ставились в протестантских домах, но никаких упоминаний об этом не сохранилось. Начало русской традиции было положено во времена императора Александра Благословенного.

Женой его брата, будущего царя Николая I, стала дочь прусского кайзера – принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина. В России она получила новое имя – Александра Фёдоровна, но в душе всё ещё оставалась Шарлоттой. Великой княгине было всего девятнадцать лет, и она очень скучала по родине. Идея нарядить ёлку пришла ей в конце 1817 года, в канун Рождества. Это случилось в Аничковом дворце, где жили супруги. После того как они стали императором и императрицей, ёлки устанавливались в Зимнем.

И если прежде на пиры и балы собирались только взрослые, теперь после всенощной «боролись и толкались все дети между собой, царские включительно, кто первый попадёт в заветный зал». Там стояла пахнущая хвоей красавица, в ветвях которой, среди прочего, пряталось множество сюрпризов. Как всё это выглядело, нам известно благодаря придворному рисовальщику Алексею Чернышёву. Его акварель получила название «Рождество в Зимнем дворце 1848 г.».

А.Чернышёв. Рождество в Зимнем дворце 1848 г.

Естественно, инициативу Александры Фёдоровны подхватили сначала семьи высшей аристократии, потом всего дворянства и купечества. В 1852 году первая в России публичная ёлка, украшенная разноцветными лоскутками, была установлена на Екатерининском, ныне Московском, вокзале в центре Петербурга. Благодаря этому рождественское дерево окончательно утвердилось в российской истории.

Игрушки

Теперь подробнее о ёлочных игрушках. Историк Алла Сальникова рассказывает, что «первоначально, когда ёлочные игрушки в России были редкостью, ёлку украшали чем придётся. Дамы часто вешали на неё свои драгоценности: ожерелья, браслеты, крупные серьги, банты из дорогих тканей шёлка, атласа, парчи. Также вешали съедобные игрушки. Игрушки делали из ржаного теста, из марципана». Кто победнее – мастерили игрушки ещё и из любых цветных тряпочек и ленточек, соломы, льна, колосков, кистей рябины.

К этому времени в Германии уже начали делать первые стеклянные шары.

Согласно преданию, там однажды выдался неурожай яблок, которыми украшали ёлку. Тогда попросили стеклодувов сделать вместо настоящих яблоки из прозрачного и цветного стекла. Разумеется, эта история выдумана от начала до конца, но известно место и время рождения стеклянной игрушки: городок Лауш в Тюрингии, 1848 год. Спустя почти двадцать лет в Лауше открылся газовый завод. Благодаря газу мастера смогли выдувать шары с тонкими стенками, но этим не ограничились – начали делать самые разные фигурки: фрукты, животных, птиц, ангелов, фей, клоунов, детей.

Стеклянная фигурка ангела. XIX в.

Стоило это не просто дорого, а безумно дорого, особенно после того, как хрупкую продукцию доставляли в Россию. Самое скромное убранство с германскими игрушками обходилось в 20 рублей, а богатое – в 200. На эти деньги можно было весь год содержать штат прислуги. Подобной роскоши не могли себе позволить даже генералы, живущие на жалованье. Они получали в эпоху царствования императора Александра Освободителя от тысячи рублей в год.

Впоследствии, уже на рубеже ХХ в., получила большое распространение новая придумка немцев, только на этот раз не столь дорогая, – дрезденский картонаж. Это такие раскрашенные фигурки, вырезанные из картона, но не совсем плоские. Ещё в советское время что-то подобное можно было увидеть на каждой ёлке, мне запомнились рыбки и зайчики.

Дрезденский картонаж. Начало XX в.

У известной дореволюционной писательницы Надежды Тэффи есть упоминание об этих игрушках в рассказе «Валя»: «Выписала по секрету от “Мюра и Мерилиза” картонажи. Разбирала ночью. Картонажи оказались прямо чудесные: попугаи в золотых клеточках, домики, фонарики, но лучше всего был маленький ангел с радужными слюдяными крылышками, весь в золотых блёстках. Он висел на резинке, крылышки шевелились. Из чего он был – не понять. Вроде воска. Щёчки румяные, в руках роза. Я такого чуда никогда не видала».

Были ещё свинки, коровки, колбасы и окорока, инструменты, часы, музыкальные инструменты, мебель и бутылки, собачки. Лист с набором из нескольких фигурок стоил от сорока копеек до рубля с небольшим – было доступно для большинства.

Тогда же, в начале века, появились в России в продаже электрические гирлянды. Их изобрёл в конце 1870-х годов американский телеграфист Ральф Моррис. Нити маленьких сигнальных электрических лампочек использовались на телефонных пультах, но Моррис додумался развешивать их на ёлке. В 1895 году была изготовлена уличная электрическая гирлянда, которая зажглась на ели перед Белым домом.

Так как почти все иностранные украшения стоили очень дорого, над созданием игрушек задумались и у нас.

Тон задавали небольшие заводики, но подключались постепенно артели ремесленников и даже крестьяне. А иногда случалось наоборот. В городе Клин сейчас находится самая старая в России фабрика по изготовлению рождественских и новогодних игрушек – «Ёлочка». Основал её в 1848-м адмирал А.С. Меншиков, и производила она разные безделушки и посуду. Игрушками она не интересовалась до тех пор, пока в 1887 году крестьяне Векшин и Орлов первыми не освоили секрет изготовления «дутых» стеклянных бус. Вскоре этим промыслом занялись и другие селяне – с помощью керосиновых горелок, соединённых с мехами кожаными трубками. Бусы в Клину производят по сей день.

Мастера-стеклодувы за работой

Сделай сам

Число заводов и артелей, изготавливающих ёлочные игрушки в Москве, Петербурге и вокруг других больших городов, росло стремительно, но многие обычные – не мастеровые – люди продолжали делать их самостоятельно.

Продавались специальные альбомчики для изготовления игрушек-самоделок

Послушаем Лидию Чарскую, описывающую рождественские ёлки в «Записках институтки», изданных в 1901 году:

«Оживлённые и порозовевшие от мороза, мы вошли снова под тяжёлые своды нашего институтского здания. В семь часов вечера нас повели в зал, двери которого целый день были таинственно закрыты. В это время из залы донеслись звуки рояля, двери бесшумно распахнулись, и мы ахнули… Посреди залы, вся сияя бесчисленными огнями свечей и дорогими, блестящими украшениями, стояла большая, доходящая до потолка ёлка. Золочёные цветы и звёзды на самой вершине её горели и переливались не хуже свечей. На тёмном бархатном фоне зелени красиво выделялись повешенные бонбоньерки, мандарины, яблоки и цветы, сработанные старшими. Под ёлкой лежали груды ваты, изображающей снежный сугроб. Мне пришло в голову невольное сравнение этой нарядной красавицы ёлки с тем маленьким деревцом, едва прикрытым дешёвыми лакомствами, с той деревенскою рождественскою ёлочкою, которою мама баловала нас с братом. Милая, на всё способная мама сама клеила и раскрашивала незатейливые картонажи, золотила орехи и шила мешочки для орехов и леденцов. И всё это с величайшей осторожностью, тайком, чтобы никто не догадывался о сюрпризе. Та ёлка, скромная, деревенская, которую делала нам мама, была мне в десять раз приятнее и дороже… Я невольно вздохнула…»

Как видим, сначала говорится о ёлке побогаче, но даже там покупные украшения перемежаются с самодельными. А для ёлки, которую снаряжала в деревне мама героини, и вовсе всё было сделано своими руками.

К самодельным игрушкам приклеивали бумажные лица

 

Игрушки придумывались самые разные. Что-то вырезалось из журналов и наклеивалось на картон, что-то мастерили из проволочки и ваты. Интересно описание игрушек в доме Льва Толстого. Делать их жена и дети писателя придумали из скелетцев – это такие копеечные деревянные куколки, скорее даже нерасписанные заготовки для кукол из липы или какого-то другого дерева.

Когда Софья Андреевна привезла их впервые из Тулы, писатель воскликнул:

«Да это Бог знает какая дрянь! Какие-то уроды. Только портить вкус детей таким безобразием». «Погоди, когда мы их нарядим, не будет дурно», – пообещала Софья Андреевна.

Лев Николаевич в ответ демонстративно уткнулся в газету, давая понять, что устал бороться с несовершенством окружающих. Пусть делают что хотят – сами же потом пожалеют. Но дети не пожалели ни тогда, ни потом. Это стало одним из самых счастливых воспоминаний их детства.

Чтобы нарядить куколок, нужны были лоскутки. В комоде хранились остатки одежды детей и их мамы: вот всё, что осталось от красного платья Тани, полосатенький лоскуток от панталон Ильюши, кусочки от обивки голубой подушечки и лент от шляп Софьи Андреевны. Набрали целый узелок. Началась кройка, примерка, сочиняли костюмы. Таня сшивала и рубила юбочки и рукава, мисс Ханна и няня шили для мальчиков рубашечки, куртки и панталончики – всем нашлась работа. Первого, самого хорошенького, скелетца одели ангелом: пышная белая кисейная рубашечка, на голове венчик из золотой бумаги, а за деревянной спинкой два кисейных, натянутых на тонкий каркас крылышка.

«Какая прелесть! – умильно любовалась Таня, взяв из рук матери куколку. – Ах, мама, какой миленький ангелок, кому-то он достанется!»

Как вспоминала Софья Андреевна, были наряжены и кормилица в кокошнике, и паяц с острой шапкой, на конце которой был пришит бубенчик. Особенно хороша была царица, которой Софья Андреевна вырезала из золотой бумаги корону, сделала длинное бархатное платье, а в деревянную ручку сунула маленький веер.

Когда всё было готово, Таня сбегала за отцом: «Смотри, папа, разве теперь это дрянь?» – «Неужели это те уродцы, которые привезла мама? Не может быть! Да ведь это прелесть что такое!» – «То-то, папа, ты нас похвали, мы три дня работали». – «Ну, оживили вы этих деревянных мертвецов. Целый народ, да ещё красивый, нарядный народ!»

Куколки-скелетцы и книжка про них, написанная С.А. Толстой

С тех пор скелетцев наряжали каждый год, а затем раздавали деревенским детям. Кстати, интересна история, откуда они вообще взялись – эти куколки. Софья Андреевна по дороге в Тулу, куда отправилась за подарками, встретила бедную крестьянку Ивановну, которая шла продавать единственную корову. Ей, вдове с малыми детьми, удалось растянуть запасы лишь до декабря, а дальше хоть помирай. Узнав об этом, Софья Андреевна подарила Ивановне 25 рублей – это была как раз цена коровы – и по приезде в город решила, что нужно экономить. Результатом этой экономии и стали скелетцы. Вполне рождественская история.

Белого – на ёлку!

В царствование святого Государя Николая II Рождество праздновали обычно в Царском Селе. Свою последнюю ёлочку Царская Семья нарядила в Тобольске. Особых украшений не было, только серебряный дождь и церковные свечи. Во время рождественской службы 25 декабря 1917 года диакон случайно провозгласил многолетие: «Его Императорскому Величеству». Думается, через рассеянного священнослужителя произнёс Своё слово Господь Бог.

А в 1927 году и Рождество, и ёлки запретили по случаю начала антирелигиозной кампании. Даже изрядная часть коммунистов этого распоряжения не поняла, и дело здесь отчасти вот в чём. В семье Ульяновых зимние праздники отмечались довольно весело, поэтому даже в разгар Гражданской войны вождь мирового пролетариата носился в автомобиле по Москве, посещая то одну детскую ёлку, то другую. Однажды, когда он мчался 6 января на очередную ёлку, на него напала банда Якова Кошелькова. Приставив револьвер к голове Ильича, они отняли у него деньги, документы и прочее имущество, включая авто. Вождь, однако, до ёлки всё-таки добрался, после чего водил с детьми хороводы и что-то им дарил.

Кстати, во время Первой мировой войны празднование Нового года в России было поставлено под сомнение. «Можно считать почти установившимся мнение, что ёлка – измышление немецкого народа, что русская старина её не знала», – писали «Биржевые ведомости». Насторожённость выразил Синод, были и другие выступления на эту тему. Но отмены празднования не последовало. Когда большевики пришли к власти, то, наоборот, начали продвигать Новый год, но Рождество отменили не сразу, оставив его нерабочим днём и постоянно путаясь, что им праздновать. Насчёт ёлки их мнения тоже разделились. С одной стороны, комсомольцы распевали:

Скоро будет Рождество,

Гадкий праздник буржуазный…

Тот, кто ёлочку срубил,

Тот вредней врага раз в десять,

Ведь на каждом деревце

Можно белого повесить!

С другой стороны, свою последнюю ёлку Ленин устроил для окрестных детей в Горках 7 января 1924 года, в православное Рождество – детские воспоминания оказались сильнее атеизма. Борьбу с праздничными ёлками он считал «вредным озорством». Тем не менее в 1927-м антиёлочники всё-таки победили. Появились воззвания типа: «Ребят обманывают, что подарки им принёс Дед Мороз», «Религиозность ребят начинается именно с ёлки», «Господствующие эксплуататорские классы пользуются “милой” ёлочкой и “добрым” Дедом Морозом ещё и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала».

Ну или совсем просто: «Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов».

В общем, 1928-й встретили без ёлок, тогда же объявили рабочим днём Рождество.

Реабилитация

К 1935 году ситуация изменилась. То ли антиёлочников оказалось слишком много среди «врагов народа», то ли по какой другой причине, но Сталин передумал. Действовал, как всегда, осторожно: идею вернуть официальное празднование Нового года и праздничную ёлку озвучили не в «Правде», а в «Комсомольской правде», и сделал это не «главный друг всех советских детей», а секретарь ЦК Компартии Украины Павел Постышев, написавший:

«Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как “левые”, загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей».

Иосиф Сталин внимательно изучил реакцию соратников, комсомольцев и так далее: все как воды в рот набрали. Новый 1936-й праздновали ещё разрозненно, кто как, а вот к 37-му подготовились основательно. Две огромные ёлки были установлены в Москве – в Парке Горького и на Манежной площади. Первого января в Доме Союзов вокруг ещё одной роскошной ёлки состоялся бал-карнавал отличников учёбы. На следующий год из числа парашютистов стали формироваться отряды Дедов Морозов, чтобы забросить новогодние подарки в самые отдалённые и недоступные места страны. Выехали на места агитпоезда, агитавтомобили и аэросани, вылетели гражданские самолёты, отправились лыжники и даже спецкурьеры на оленьих упряжках.

Труднее всего было с игрушками. Где-то народ прятал, конечно, старые, но расставаться с ними не спешил, да и не все годились – скажем, ангелочки и волхвы для советской ёлки явно не подходили. К этому времени артели, выпускавшие игрушки, были разгромлены. Нужно было всё начинать сызнова. Всё восстановить не удалось, но старались. Например, московская артель «Ёлочная игрушка» выпустила в 1940 году 1 миллион 700 тысяч игрушек. Заработали ленинградские «Промигрушка» и «Изокульт». Киевская «Игрушка» стала делать маленькие ёлочки по старой, ещё дореволюционной, технологии – из гусиных перьев. Так же называлась артель в Вятке, появившаяся, правда, позже других, в 1942-м.

В Казани артель «Новая игрушка» возглавил барон Георгий Алексеевич Остен-Сакен. Люди туда подбирались соответствующие. Художницу Веру Шолпо выслали из Ленинграда, и она маялась без работы, пока не прочла в газете об открытии мастерской. Никто не знал, откуда выслан «бывший морской командир» Эдуард Фришмут. Сергея Фёдоровича Царевского тоже изгнали в Казань из Ленинграда за религиозные убеждения. Игрушки делали из отходов фанеры – серии «Колхоз», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Красная армия». Последняя серия оказалась роковой. Обвинили: «Остен-Сакен – сукин сын, заказывает мощную “Красную армию”, которая в руках детей крошится». В 1937 году Георгий Алексеевич, награждённый в Первую мировую двумя георгиевскими крестами – солдатским и офицерским – и добровольцем вступивший в восемнадцатом году в Красную Армию, был расстрелян.

Из старых игрушек разрешены были «фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей». Вифлеемские звёзды – белые и золотые – заменили на красные пятиконечные. Содержание, конечно, было сугубо советское: «Красноармейцы, парашютисты, пионеры, шары с портретами Ленина и Сталина, будёновцы, женщины в красных косынках. Появились подвески в виде дирижаблей, парашютов, самолётов, танков».

 

Идеологически выдержанные новогодние украшения

После выхода на экраны фильма «Цирк» на ёлках появились циркачи, потом в моду вошли полярники. В 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолётами, один из которых сбивает другой.

После войны военная тема с ёлочных украшений закономерно исчезла – раз и навсегда, как, впрочем, и революционная. Игрушки снова стали безыдейными, какими им и положено быть. А ещё власти сквозь пальцы стали смотреть на то, что священники после службы начали устраивать рождественские торжества. Ангелы возвращались на ёлку.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий