Отцы и дети
Прошу сына: «Денис, купи мне большую ножовку с крупными зубьями и напильник, чтобы её точить». Слышу в ответ: «Папа, зачем тебе ножовка?» – «Буду пилить дрова». – «Так есть же бензопила!» – «Хочу руками. Это экологично и полезно для здоровья души и тела».
Спустя некоторое время Денис, показывая купленные ножовку и напильник, замечает: «Не люблю я напильники». А я, наоборот, очень люблю. Вспоминаю, как в училище учили работать и головой, и руками. Особенно мне нравился предмет «обработка металла», где мы, шестнадцатилетние пацаны, своими руками делали слесарные инструменты, замки, фурнитуру. Окончив профтехучилище, мы становились не просто рулевыми мотористами, но и слесарями, сантехниками, электриками, малярами, такелажниками и так далее. Были нужны предприятиям и государству, поэтому будущее строилось само собой. Но самое главное – в училище, под наблюдением опытных воспитателей и мастеров, мы учились самостоятельной жизни: отвечать за свои дела и поступки.
Из моих сверстников, окончивших ПТУ, и сейчас многие живы. А вот среди тех, кто окончил одиннадцать классов в обычной школе, все, кого знал, уже ушли. Многие из них так и не встали на ноги, жили всю жизнь под руководством жён, матерей, тюремных воспитателей.
У нас с Денисом разное отношение не только к напильнику. Ему, например, не нравится запах скотного двора. У нас и пищевые вкусы разные: он пьёт пепси-колу и фанту, которые я терпеть не могу; он любит кофе, а я к нему равнодушен. Я люблю трудиться физически, и мне это в радость, а он нередко трудится лишь по послушанию. Слава Богу, у нас с ним и с нашими прихожанами есть общий знаменатель – Бог. Благодаря этому есть взаимопонимание. На прошлой неделе в Визябожском скиту проездом побывал мой младший сын, Сергей. Пробыл с трёх ночи до десяти утра. На Божественной литургии причастился Святых Христовых Таин, уехал просветлённый. Мы редко видимся, мало общаемся – он весь в работе. Ну и хорошо, люди спасаются трудом, болезнями и покаянием. Бог ему и его сотрудникам в помощь. У старшего сына, Александра, тоже всё хорошо. Все в семье трудятся, воспитывают пятилетнего Стефана, который никому не даёт скучать.
Когда я принял монашество, очень тревожился о детях и внуках, что ничем не смогу им помочь. Живу далеко, бедный, скорее даже нищий, питаюсь тем, что подадут, а одежда почти вся после покойников, не успевших её сносить при жизни. Нет, я-то не пропаду, потому что живу с Богом. А они как, мои родные? Живут в мире зла, кругом опасности. Но как-то прочёл у святых отцов: «Ты делай дела Божьи, а Бог управит твои». Эти строки утешили и обнадёжили меня. Взмолился: «Господи, дай мне силы и возможности творить дела Твои! А ты, Господи, будь отцом и воспитателем детей и внуков моих». Со временем успокоился.
Сейчас, когда стою перед престолом Божиим, осознаю, что все проблемы – мои, моих детей, моих прихожан – позади меня. Я их никогда не разрешу. Даже когда даю советы, знаю, что, скорее всего, они будут отвергнуты. Близкая знакомая, далёкая от Церкви, жалуется нашим общим друзьям: «Что это отец Игнатий меня чуть ли не силой тащит в храм? Мне этого не надо». Что ж, невольник – не богомольник. Мы все – путники, но идём в разные стороны. Но если повернуться к проблемам спиной и попросить Всемогущего разрешить их, они иногда разрешаются.
Бывает, правда, и так, что Бог словно не слышит наших просьб. Трудности не только не преодолеваются, но и становятся всё невыносимее. Вот старенькая мама жалуется на сына-тунеядца. Спрашиваю: «А он ходит в храм?» – «Нет». Да и сама-то начала бывать там лишь недавно. Всё понятно. Сын давно отпал от Бога, хотя был крещён. Вот муж с женой жалуются на сына-алкоголика, бросившего жену с детьми. Чтобы пить, берёт кредиты, не чтит ни отца, ни мать, не ходит в храм. Страшно думать о его участи. Снова приходят родители, жалуются на сына. И этот тоже бросил семью, работать не хочет, влез в долги, которые гасят его отец с матерью. «Крещёный?» – «Да». – «В храм ходит?» – «Нет». Понятно.
Даже Сам Спаситель не может помочь тем, кто не ищет Божией помощи. Вспоминаются слова Иисуса Христа: «Я о них молю: не о всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (17-я глава Евангелия от Иоанна). Бог Отец не всех нас дал Христу. Он не дал Ему, например, безбожников, людей ложных и кривых верований. Если в семьях не хватает жертвенной любви, доверия друг другу, они распадаются. Дети, не способные жить самостоятельно, легко соблазняются, становятся заложниками или слугами сатаны – истязателями своих родителей. Родителям следует искать свою вину в этом, каяться, дистанцироваться от своих «взрослых» детей, предав их Богу и Божией Матери. Может, кто-то и спасётся.
Сегодня пришёл мужчина в годах, попросил отслужить панихиду по маме – она ушла девять дней назад. Спрашиваю, ходит ли он в храм. Оказалось, раз-два за год. «Вы без Бога живёте?» – спрашиваю. «Нет, – отвечает, – у меня Бог в душе». Ничего нового, обычный ответ невоцерковлённого человека. Объясняю, что есть два очень разных бога. Один – тот, которого мы придумываем, плод нашей воли и воображения, другой – Бог Истинный. Рано или поздно придётся выбирать. Вижу прекрасные манеры гостя, хорошие, добрые глаза. Он мне очень понравился, и подумалось: «Может, любовь к матери всё-таки приведёт его ко Христу? На любви родных людей стоит мир. Но спасается ещё и любовью к врагам».
Эта мысль сейчас меня волнует. Сколько в мире лжи и страданий! Так почему Христос медлит со Вторым Пришествием, почему нет обещанного конца света, которого ожидали ещё апостолы? Святой Епифаний Премудрый в житии Преподобного Сергия Радонежского писал: «Конечно, мы живём в последние времена». Дело, быть может, в том, что всё ещё есть христиане, способные добровольно, как и Христос, безвинно страдать, молиться за виноватых, как делал это первомученик Стефан, чтобы его убийство никому не вменилось в грех, ведь люди не ведали, что творили. Нам тоже нужно молиться за тех, за кого не слишком хочется, напримерза власть предержащих – чиновников, руководителей СМИ. Они тоже часто не понимают, что делают.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий