Окно в православие

Заметки с кинофестиваля

(Окончание публикации. Начало – в предыдущем выпуске газеты)

Сегодня мы продолжаем знакомить читателей с лучшими, на наш взгляд, фильмами Четвертого фестиваля православного документального кино, завершившемся в Москве 29 января 1995 года.

ЗЛАТОУСТ ИЗ ПОТЕРЯЕВКИ.

Потеряевка – деревня в Мамонтовском районе Алтайского края, где организовал свою сельскохозяйственную, православную общину «мирянин Игнатий Лапкин», человек «большой силы духа», как с уважением и, как мне показалось, с некоторым удивлением отозвался о нем игумен Антониево-Сийский Трифон (присутствовавший на фестивале). Претерпев долгие годы КГБшных преследований, заточения в «психушку», он рассказывает, как теперь высокий ФСКшный чин пытается выведать корни «ясновидения» Игнатия о происходящем в России, на что тот отвечает: «В Библии же обо всем написано!» «Я проехал весь запад США, – рассказывает Игнатий, – и не нашел никакой духовности, нигде. По воле Божией через русскую послереволюционную эмиграцию Запад должен был «осолиться», воцерковиться – у Запада это был последний шанс, – но этого не произошло. Теперь время собираться русскому рассеянию и созидать Святую Русь здесь, в доме Пресвятой Богородицы…»

Мирянин Игнатий Лапкин. Кадр из фильма

Слушаешь его, и у самого словно что-то загорается в душе. Живой пример веры, как всегда, сильнее всяких проповедей. Может быть, поэтому в анкете зрительских симпатий я назвал этот фильм лучшим. Может быть, еще дело в том, что в выразительных средствах фильм прост. Таким и должно быть православному фильму. Впрочем, вот картина совсем иного рода:

ЛУКОШКО ДЛЯ ДОЖДЯ.

Перед демонстрацией картины публику (надо заметить, что все дни фестиваля довольно-таки вместительный зал был почти полон) готовили. Сценарист назвал фильм «Киносказом об архангельском сказочнике Степане Писахове», где все живет «стихией игры». И в самом деле – документальные кадры по мотивам произведений писателя переплелись в нем с игровыми, «лубочными» эпизодами, синхронные съемки чередовались            с комбинированными (идет герой по лесу, и вдруг из чащи на него смотрит прав. Иоанн Кронштадтский), вдруг появлялась и тут же исчезала сюжетная нить. Точно о душе нашего современника этот фильм – с ее стремлением ввысь и жуткими провалами, желанием веры и язвительным недоверием, умением смеяться над собой и неумением жалеть ближнего… В кадре, к счастью, мало «православной атрибутики» (духовное пение, звон колоколов – увы, всего этого, используемого для внешнего «оцерковления» фильмов, было в достатке), зато много образов, много вопросов к зрителю, загадок…

БРАТСТВО ЛЮБВИ.

Получасовой фильм «Леннаучфильма» посвящен организованному в конце XIX века по благословению о. Иоанна Кронштадтского Крестовоздвиженскому Трудовому Братству. Богатый, высокообразованный помещик Николай Николаевич Неплюев передал в собственность Братства все свои земли, заводы в Черниговской губернии, и сам стал лишь «первым среди равных», учителем для своих учеников. Хорошо изучив Запад (Н.Неплюев служил на дипломатической работе в Германии), он понимал, что нельзя нам, в России, копировать индивидуалистический опыт ведения хозяйства там; зависть погубит всё, – говорил он, и точно в воду смотрел, предсказав проблемы индивидуалов-фермеров нашего времени. Он считал, что сам православный опыт общинной жизни должен воспроизводить трудовые формы. В фильме старики рассказывают о житейских мелочах той жизни, где у каждого непременно было «свое», частное – но во имя «общего», единого, и все это на фоне разваленных построек Братства, заколоченной, обезглавленной церкви. Этот удивительный эксперимент по налаживанию новых хозяйственных форм жизни русского человека был прерван – в 1917 Братство переделали в артель имени Октябрьской революции, в 1929 было выселено 60 семей, оставшиеся уничтожены в 30-х… Сам Неплюев, умерший в 1908 году, благо, не видел крушения дела всей своей жизни.

Со странной мыслью о безысходности всех лучших русских начинаний за последний век трешь, до красноты трешь глаза после этого фильма. Отчего, за что, для чего Господь не дает нам устроить хоть сколь-нибудь сносное житье по-православному на родной земле?

Реально ли повторить эти ностальгические формы православной жизни – единым трудовым братством любви – в сегодняшней России? Вряд ли. Но для возрождения новой, теперь уже    «постдемократической» государственности страны осмысление этого опыта необходимо.

ДРЕВО ЖИЗНИ.

Живет себе человек, ни о чем «таком» не задумывается, и вдруг – словно о невидимую стену – и враз входит, «втемяшивается» в сознание некая мысль, уводящая человека с широкого пути на узкую стезю какого-либо бескорыстного делания. Так было с А.А. Черкашиным, героем фильма, воевавшим в 1943-м году в Пушкиногорье, – задумал он изучить историю этих мест, разузнать все о Пушкине. И вот камера скользит по огромному Древу – родословию поэта, составлению которого А.Черкашин посвятил многие годы. Помните: «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова…» (Мф. 1, 2)? Так и в жизни каждого человека: его сегодняшний день начинается в минувших столетиях, в судьбах его далеких пращуров. Так и здесь: в результате генеалогических поисков выяснилось, что в роду Пушкина – 12 русских святых по прямой (в том числе св. Александр Невский), и 36 святых – дальних родственников. Теперь это признанный научный факт. Не здесь ли сокрыта одна из разгадок противоречивости его творчества: при всей «светскости» его поэзии, она все же православна?..

ЗАПОВЕДНИК.

Фильм кинематографистов Ростова-на-Дону о буднях жизни православных людей на кордоне заповедника в предгорьях Кавказа. Рядом – только спуститься с гор – воюющая Абхазия, и мы видим иеромонаха Нестора с людьми на улицах полуразрушенного города; вот он на коне (непривычно видеть священника верхом!), с чашкой простокваши в руках, рассказывает о жизни здесь – еще одной попытке устроения в мире по Божеским законам; вот где-то в горах раздался выстрел – браконьеры, и по радио слышатся инструкции; «если в группе более пяти вооруженных человек, в конфликт не вступать, при нападении стрелять на поражение…»; внезапный снег засыпал крест, установленный на верхушке горы. Жизнь…

Именно православная жизнь белее всего привлекла мое внимание и интерес, как зрителя. Об этих фильмах (далеко не всех) и постарался очень коротко сказать здесь. Были и другого рода картины, так сказать            «учебно-просветительские», о таинствах, православных праздниках, – тоже, безусловно, нужные фильмы. Были явные неудачи. Как сказал один оператор: многие фильмы оставляют желать лучшего, надо понять, что это для нас все внове, мы же не умеем…

Православная публика – благодарная. Аплодисменты слышались после каждого фильма – удачного и не очень. За неудачи переживаем, как за свои собственные: ведь это же все наше общее дело. Возможно ли такое на каком-либо другом фестивале: режиссер перед фильмом обращается к залу с просьбой помолиться о смертельно больном своем коллеге, и еще долго потом по рядам слышится шепот: как, как, он сказал, имя больного?..

По ходу фестиваля я не раз задавался вопросом: а существует ли оно – православное кино? Может быть, действительно, есть только кино хорошее и кино плохое?.. С каждым днем кинофестиваля становилось все более ясно, что православное кино – особая стезя, и каждый фильм здесь – широкое или не очень окно в неисчерпаемо многогранный мир «обновленной жизни» (Рим. 6, 4). Через эти окна в наши души иногда вдруг врывается ощущение свежести бытия, яркий свет и надежда…

По итогам фестиваля призы присуждались по двум категориям. Среди полнометражных фильмов первое место решено было не присуждать. Далее места заняли: фильм “Встреча”, “Боже, освяти нас лицем Твоим” (режиссер В.Дьяконов, С.-Петербург), “Романовы: великая княгиня Елизавета” (В.Рыжко, Москва). Среди короткометражных картин победителями стали исключительно фильмы московской киностудии “Отечество”: 1. “Вот вспыхнуло утро” (Н.Ряполов); 2. “Сестры милосердия” (С.Ерофеев); 3. “И крест свой бережно несу” (Б.Криницын). Приз зрительских симпатий получил фильм “Романовы: великая княгиня Елизавета”.

И.ИВАНОВ, наш спец. корр.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий