“Не навреди”

С 23 по 27 января в Москве проходил семинар-фестиваль «Православие на телевидении». Этот фестиваль – первый, раньше ничего подобного не было. Организаторы его – общество «Радонеж» и Институт повышения квалификации работников ТВ. Из всех представленных работ на конкурс было отобрано около 30 телефильмов, снятых на студиях Вологды, Самары, Хабаровска, Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Екатеринбурга и Сыктывкара. После просмотра было присуждено первое место и два вторых.

По мнению некоторых участников, этот первый фестиваль был несколько стихийным: состав претендентов отличался пестротой, часть журналистов вообще не имела никакого отношения к православию – приехали, «поглазели», и сразу же уехали. Среди жюри также было немного церковных людей, впрочем, все проявили добрый настрой и сошлись во мнении: в последние годы центральное телевидение чудовищно понизило нравственную планку, и православные фильмы, сюжеты – глоток свежего воздуха. После обсуждения первое место присуждено телефильму «Престол» нижегородского режиссера Нины Рощиной. Вторые места получили фильмы «Да просияет свет» режиссера Игоря Сняткова (г. Сыктывкар) и «Стефан Пермский. По святым местам» Льва Смоленцева (также г. Сыктывкар). Жюри в работе Сняткова отметило «пластичность материала», умелое сочетание видеоряда, музыки, дикторского текста. Фильм его – о возрождении Ульяновского Троице-Стефановского монастыря. Это своеобразная хроника, кадры которой стали уже историческими, например, о первом дне, когда монахи ступили на святую для них землю древней обители.

– Жюри главным образом оценивало профессионализм, – делится впечатлением И. Снятков, – подчас, в ущерб содержательной стороне. У меня были «затянутые» кадры – и специалисты посчитали это недостатком: мол, статичный кадр должен длиться 3 секунды, панорама – не более 30 секунд. А православная тематика иногда требует созерцательности…

Фильм-победитель мне понравился, хотя режиссер не очень церковный. Она побывала в селе на престольном празднике Троицкой церкви – и попросту сняла то, что увидела. Дали слово батюшке, рассказали о старосте, которому было видение. Показали людей, которые всем селом охраняют свой древний, построенный без единого гвоздя, деревянный храм. Интересен рассказ, как они грабителя остановили… Но, все-таки, в фильме больше внешнего, как и в других работах: атрибутика, купола, звоны. Православная жизнь-то глубже таится.

Православное ТВ трудно развивается потому, что телевидение – это всегда бригадная работа. А где единомышленников найдешь? На фестивале одна православная женщина рассказала, что, делая фильм, побыла в роли и редактора, и режиссера, и даже оператора. Потому что коллеги ее не могли понять, что нужно. С фестиваля я вынес убеждение, что православное ТВ – очень ответственное дело. В одном фильме покоробил меня сюжет: десятилетние дети читают очень сильные молитвы, с перечислением прегрешений. У них и грехов-то еще таких нет, а режиссер, не почувствовав эту тонкость, дал читать. Человеку нецерковному все-таки лучше не браться за эту тему… Здесь главным должен быть принцип: не навреди, не введи в искушение.

Записал М. КАРЕЛИН (Михаил Сизов).

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий