Рождественские чтения
Рубрика • Глазами участника •
«Братья и сестры, я сердечно приветствую вас на Международных Рождественских образовательных чтениях, которые начинаются сегодня, – такими словами Святейший Патриарх открыл Третьи Рождественские чтения. – В число учредителей этих чтений входит, с одной стороны, Русская Православная Церковь, которую представляет Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.., а с другой стороны Министерство образования Российской Федерации, Московский департамент образования, Российская академия образования, Комитет по Высшей школе, Московский государственный университет. В одном зале собрались священнослужители и миряне, преподаватели вузов и учителя школ, верующие и неверующие, сплоченные общим делом – возрождением образования и воспитания…»
Собственно, чтения начались не со вступительного доклада, как это обычно бывает, а раньше в тот же день – с богослужения в Успенском Соборе Кремля: в день открытия чтений, совпавший с памятью святителя Филиппа (22 января н.с.), мы молились над его св. мощами в главной российской святыне, до сих пор, впрочем, все еще остающейся музеем, так что верующим в соборе некуда было даже поставить свечки: ни у икон не было лампад, ни у кивотов – подсвечников, – нельзя, закоптят фрески!.. Это показалось мне очень похожим на положение в современном российском образовании – в сторону Православия сделано несколько осторожных шагов руководством системы образования в стране, но решительно продвинуться вперед боязно – вдруг начнут в школах «свечи жечь», да и законом введенные ограничения не отменены…
В общежитии, где нас разместили (комната на троих, 20 тыс. рублей в сутки), мне довелось жить с директором хоть и общеобразовательной, но какой-то инновационной школы. Он четко понимал, что без христианской нравственности, без знания основ православной веры нельзя. Но это – взрослому. А если, – говорил он, – у меня учительница устроит молитву перед уроком для учеников, я ее накажу. Потому что совершение обрядов запрещено в школе. – Молитва – это разве обряд? – удивлялся я. – И потом, ведь это дело сугубо добровольное и уж наверное проводится не перед уроком физкультуры… – Конечно, перед уроком истории религий, т.е. именно религий, а не православия!
Так вечерами мы вели, ужиная ли, лежа ли на койках, долгие разговоры, обсуждали услышанное днем. Для меня лично эти беседы дали в смысле понимания современной ситуации в школах больше, чем сами чтения.
Заседания, круглые столы, выездные семинары… С восьми до восьми часов продолжалась работа каждый день в течение всей недели. О ее характере можно судить по названиям семинаров: гуманитарное образование и православные традиции; естественно-научное образование и православное миропонимание; дошкольное воспитание: светский и православный подход; организационно-управленческое обеспечение системы православного образования. Были отдельные заседания по проблемам православного просвещения в армии, в больницах и детских домах, в тюрьмах и колониях, в системе дополнительного образования. Когда происходила запись на семинары, потратил целый час на мучительные раздумья: и то надо, и другое, а идут параллельно. Главное – по каждому направлению на чтениях присутствовали люди, которым было что сказать, имеющие опыт в данной области. Слушая выступления, я очень жалел, что люди где-то у нас, на Севере, в глубинке, занимаясь в одиночку этими проблемами, не имеют возможности приехать сюда по простой причине: у отделов народного образования нет денег на командировку.
Что ж, если Бог даст, мы постараемся рассказать на страницах газеты о наиболее интересном, что нам привелось услышать. А завершить эту короткую заметку хотелось бы ответом на сакраментальный вопрос всех чиновников от образования: как давать школьникам православные знания, если в классе есть дети из мусульманских, еврейских семей?..
Из выступления на чтениях митрополита Кирилла: «Дело в том, что в основу нашей Конституции заложен принцип свободы совести. Если социологически посмотреть на российское общество, то 80% нашего населения крещено в Православной Церкви. Это означает, что 80% нашего общества принадлежит к Православной Церкви, ибо крещение есть вхождение в Церковь. Другой разговор, конечно, что 80% не ходит в храм, не соблюдает посты. Может быть, это плохие православные? Но когда ребенка крестят, восприемник дает торжественное обещание воспитать этого ребенка в православном духе. По вере родителей, крестных матерей и отцов большинство россиян были крещены, и за них было дано обещание воспитать их в Православной вере… Приведу такой пример: в Финляндии, если до 10 человек в классе исповедуют ту или иную религию, государство берет на себя материальную ответственность за преподавание им этой религии. Так давайте сделаем так же. Если 80% детей принадлежат к Православной Церкви, спросим их: “Вы желаете, чтобы вам преподавалось Православие?” Из общего числа несколько процентов могут сказать: “Нет, мы не желаем!” И не надо тащить этих детей на занятия. Но те, кто желает изучать Православие, должны иметь право на это. И долг государства – обеспечить свободу их совести, а значит, заплатить преподавателям за уроки. Видимо, нашему Министерству образования нужно определить некую пороговую величину: допустим, я бы предложил 25%. Если более 25% детей принадлежат к той или иной религии, государство обязано материально обеспечить преподавание им основ этой религии. Если меньше 25% – обеспечивайтесь сами, нанимайте себе преподавателя, священника, муллу, пастора…»
И. ВЛАДИМИРОВ (Игорь Иванов).
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий