Акриды – что это?
Светлана КУДРЯШОВА
Известно, что предлагаемая сейчас в пищу еда из сверчков и других насекомых негативно влияет на человека. Ведь хитин – органическое вещество, из которого состоит наружный покров насекомых, – вреден людям! Российский вице-премьер Виктория Абрамченко 11 января этого года высказалась против развития в нашей стране производства продуктов питания на основе сырья из насекомых, в частности из сверчков.
Естественно православному человеку задаться вопросом: а как же Иоанн Креститель? Ведь «всем известно», что он в пустыне питался акридами, то есть насекомыми. Это написано в любом учебнике для воскресной школы.
Обычно эта информация ещё и сопровождается богословским пояснением с опорой на 11 главу ветхозаветной книги Левит: «Саранча, по закону Моисееву, считалась чистым животным и принадлежала к разряду пресмыкающихся крылатых, ходящих на четырёх ногах». Странно, что тут же не приводятся слова Господа из книги Бытия: «Всё движущееся, что живёт, будет вам пищей». Голуби, например, по ветхозаветному закону дозволены в пищу. Но мы же их не едим! Зато едим диетическое мясо кроликов – а это пища «нечистая». Плюс все осетровые и сомы с миногами, крабы и креветки, чёрная икра – всё это как бы не годится в пищу…
Разберёмся, однако, с акридами. Итак, в Евангелии от Матфея сказано: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мёд» (Мф. 3, 4). Вот и я, услышав на занятиях церковно-приходской школы для взрослых незнакомое слово «акриды», сразу задала вопрос о значении этого слова нашему преподавателю, студенту Киевской духовной семинарии. Получив ответ, что это вид саранчи, внутренне не могла его принять: «Как это так? Самый чтимый христианский святой Иоанн Предтеча питался живыми кузнечиками?! Не может быть!»
Саму саранчу я видела однажды живьём в Ставропольском крае: большой кузнечик с красивыми голубыми крыльями выглядел просто восхитительно. Но чтоб саранчу есть?..
И только спустя почти 20 лет смогла найти убедительное исследование Татьяны Аполлоновны Ивановой (1917–2011 гг.) «Кая бо пища Иоанова?» (к толкованию Евангелий от Матфея 3, 4 и от Марка 1, 6), изданное ещё в 2001 году. Сама исследовательница оказалась известным языковедом-славистом, которая 44 года проработала преподавателем на филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Она пишет:
«В “Словаре русского языка XI–XVII вв.” у слова “акрида” есть два не сводимых друг к другу значения: “1. Саранча… 2. Молодой побег растения”. Первое значение проиллюстрировано, к сожалению, лишь цитатой из книги Премудрости Соломона по Острожской Библии 1581 года: “…их же бо акриды и мышица побиша кусанием” («ибо их убивали укусы саранчи и мух». – С.К.) (Прем. 16, 9). Второе значение отмечено в “Книге глаголемой гречески алфавит” по рукописи Библиотеки Российской Академии наук XVII века: “Акриды – вершки древес, еже есть концы ветвей”.
…В Евангелии Кохно XIII века находим: “ядь же ему бе леторасли и мёд дивен” (по-старославянски это та самая строфа о питании Иоанна Пророка в пустыне: «пищею его были акриды и дикий мёд». – С.К.). Слово “леторасль” в значении “отросток, побег, ветвь” известно уже в древнейших славянских памятниках. В Воскресенском Евангелии XIV столетия в том же чтении – Мф. 3, 4 – обнаруживаем синонимичное “леторасли” словосочетание “краеве древесем” – “концы (ветвей) древесных”. Без сомнения, отмеченные замены появились вследствие мнения, принятого некоторыми раннехристианскими теологами и экзегетами, о том, что Иоанн Предтеча, будучи пустынножителем и аскетом, питался не насекомыми, а растениями, обычной пищей отшельников-аскетов. Так, например, в “Повести о Варлааме и Иосафе”, памятнике древнерусской переводной литературы XI–XII веков, старец Варлаам, отвечая на вопрос царевича Иоасафа о пище отшельников, сказал: “…ибо питание (их) от обретаемых летораслей, (то) есть зелий [трава, зелень; овощи, плоды], ихже пустыне питует, росою небесной напаяема и повелением Творца”. Сравните со Сводным патериком XII–XIV столетий: “И неимящу старцу чесо дати им снести [употребить], былие [трава, растение] бо ядьше старец”.
Впервые мнение о том, что Иоанн Креститель питался растениями, по-видимому, было высказано византийским церковным писателем Исидором Пелусиотом (ум. ок. 449 г.), учеником Иоанна Златоуста и представителем антиохийской школы богословия. Так, бельгийский византинист Анри Грегуар в специальной статье 1930 года, ссылаясь на одно из писем преподобного Исидора, согласился с его мнением о том, что Иоанн Креститель питался не насекомыми, а растениями, т.е. побегами или отростками травы и других растений. Точно так же и в известном словаре Хьюго Вильяма Лампе, изданном в 1961 году, находим ссылку на Исидора Пелусиота при слове “акрида” (“ветка, побег”), употребляемом в значении пищи Предтечи.
Любопытно, что задолго до этих разысканий протоиерей Пётр Алексеевич Алексеев, автор крупнейшего в XVIII–XIX веках “Церковного словаря” утверждал, что греческие акриды в Евангелии от Марка (1, 6) “по сказанию Исидора Пелусиота, …суть вершины былия [растений] или древцев”.
Неудивительно, что это мнение оказалось известно славянским книжникам и получило прямое и недвусмысленное отражение в письменных памятниках разных славянских народов, а также в лексикографической практике славянского Средневековья. В “Словаре русского языка XI–XVII веков “акриды” толкуются и как “верхние части ветвей”, и как “плоды дикорастущих деревьев”».
* * *
Так что же такое акриды? Это питательные и вкусные плоды рожкового, или хлебного, дерева, которые похожи по форме на стручки и которые растут прямо на стволе. Рожковое дерево, Иоанново хлебное дерево, или Цератония стручковая, – древнее вечнозелёное дерево семейства бобовых от 5 до 7 метров в высоту, в исключительных случаях достигающее 15 метров. Оно произрастает в Средиземноморье в диком и культивированном виде.
Одно дерево может давать около 200 кг плодов в год. Стручки рожкового дерева довольно крупные, длиной от 10 до 25 сантиметров, в ширину до 4 сантиметров и толщиной 1 сантиметр; их срывают незрелыми, и после сушки на солнце они приобретают тёмно-коричневый цвет и сочную сладкую мякоть (до 47 процентов сахара).
Стручки используют не только для приготовления кондитерских изделий, сиропов, спирта, но и на корм скоту. Порошок (кэроб), получаемый из семян засушенных стручков, применяют как заменитель какао-порошка, так как он не содержит кофеина. Эти стручки называют сладкими или цареградскими стручками, а также сахарными рожками и Иоанновым хлебом, поскольку, по преданию, святой Иоанн Предтеча питался плодами именно этого дерева: сухой стручок на изломе пахнет дрожжами. На немецком (der Johannisbrodbaum) и английском (St. John’s bread tree) языках рожковое дерево буквально переводится как «хлебное дерево святого Иоанна».
Кстати, Енох, седьмой Патриарх, в своей книге описывает дерево Познания добра и зла в саду Правды: «Оно похоже на кератонию [цератонию], плод его подобен виноградной кисти и очень прекрасен; запах его распространяется всюду и проникает очень далеко» (глава 5). Плоды же цератонии – это стручки, или рожки.
Научное название рода Цератония происходит от греческого «цератион», означающего «рог». Вплоть до 1917 года цареградские рожки – как «конфеты» – ввозили в Россию ежегодно на 400 тысяч рублей.
Термин «карат», означающий меру веса, также исходит из того же греческого слова – дело в том, что в Древнем Риме семена цератонии рожковой использовали в качестве меры веса. Содержащийся в плодах полисахарид полигалактоманнан обусловливает твёрдость и постоянство массы семян (около 200 мг). После долгих поисков древние ювелиры и аптекари удостоверились, что твёрдые, плоские, бурые семена цератонии на редкость однородны по весу. Поэтому и стали использовать их как своеобразные гири при взвешивании драгоценных камней и благородных металлов. Нашли применение гирьки-семена рожкового дерева и в фармацевтике.
В своём исследовании Татьяна Иванова рассказывает о легенде, автором которой был один из церковных деятелей Юго-Западной Руси Стефан Теслевцев: «В “Слове на Рождество Богородицы” он сообщает о том, что при рождении Богородицы засохшая яблоня зацвела и уродила три яблока, одно из которых Мария подарила Елизавете, матери Иоанна Предтечи. Последняя, спасаясь с младенцем Иоанном от преследовавших её воинов Ирода, укрылась в горе, где и оставила то яблоко, из которого выросли две ветви: одна ветвь выросла и взрастила плод весьма предивный и очень сытный – белые, как свет, бобы, наподобие гороховых стручков, имеющие сладкий сахарный вкус; а называются они языком турецким “акриды” и рождены Божиим Промыслом. “А с другой ветви исшёл мёд, и его называют мёд дивый, т.е. дикий, самородный и дивный, Богом урождённый, но не от пчёл, как иные считают… И опять тем же Божиим Промыслом в другом углу той пещеры истекла из камня вода сладкая. И в той пещере жил Иоанн Предтеча 30 лет и те акриды, и тот мёд, Богом урождённый, ел, и ту воду пил”».
«Споры о пище Иоанна Предтечи, возникшие в среде раннехристианских богословов, толкователей Священного Писания, как это ни удивительно, породили в реальной действительности растение, которое собственными глазами видели в Палестине паломники, – пишет санкт-петербургский исследователь. – В 1726–1728 годах предпринял путешествие по святым местам Востока выходец из киевских купцов Василий Григорович-Барский, ставший монахом в 1734 году. Описывая свои странствия, он утверждал, что “древа, именуемые акриды (еже есть рожки турецкие), при пещере растут, от его же вершия ядяше святий Предтеча”. Точно так же епископ Порфирий Успенский в дневнике от 25 января 1844 года писал: “В первый раз в жизни видел ростки растения акриды, коими питался Иоанн Предтеча. Одна арабка продавала его на вифлеемском рынке для салата. Я сохранил для памяти одну веточку”. Сравните также у И.А. Бунина: “Там, в садах, ещё растёт деревцо небд, приносящее акриды…”».
В первом на Руси словаре 1596 года под названием «Лексис» Лаврентия Зизания читаем: «Акриды, вершки деревянные, путя, и тыж коники». Коники – это саранча, известная под именем кобылок. Сравните с «Лексиконом словеноросским» Памвы Берынды (1627 г.): «Пружие, леторослки з дерева, вершки древяные, пучя, си есть овощие дивие». Памва Берында даёт даже объяснение, почему название насекомого – коники – совпадает с названием зелия, то есть стручков-акрид. Оказывается, дело в том, что саранча охотно поедала рожки цератонии из-за их питательности, а потому название стручков перешло на саму саранчу вдобавок ещё и за сходство в цвете.
Итак, вывод: Иоанн Предтеча питался не насекомыми, а стручками, или рожками, с дерева, которое будет названо хлебным.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий