Окно в православие

Рубрика • Кино •

Заметки с кинофестиваля

С 23 по 29 января в Москве прошел Четвертый Всероссийский фестиваль православных документальных фильмов. Организован он был Центром Православного кино и Отделом религиозного образования Патриархии. Из 50 картин, представленных на фестиваль 14 киностудиями, было отобрано 36 фильмов, созданных кинематографистами Москвы, С.-Петербурга, Красноярска, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону…

В жюри фестиваля вошли известные кинорежиссеры Л. Нехорошев («Михайло Ломоносов»), Е. Ташков («Уроки французского», «Адъютант его превосходительства»), игумен Иоанн (Экономцев), скульптор В. Клыков, председатель Фонда славянской письменности и культуры, чьи минискульптуры преп. Сергия Радонежского и св. Георгия Победоносца стали призами фестиваля.

Заметки с кинофестиваля подготовил наш специальный корреспондент.

Священник Артемий Владимиров, которому было поручено открыть фестиваль, о православных кинематографистах сказал: «племя младое и незнакомое», на что чуть позже ему возразил Вячеслав Клыков: «Перед вами племя не молодое и давно знакомое зрителям России и Москвы».

Не знаю, как насчет Москвы, но по отношению к провинции все же более прав священник. Даже игровых, «кассовых» фильмов российского производства нет в кинотеатрах, что уж тут говорить о кино документальном, да еще и православном!

Впрочем, иногда по телевидению (редко-редко) эти фильмы показывают, но без аннотаций, в неудобное время. «Чернуха» телевизионная уже настолько надоела, что на все эти «т/ф» мало кто соглашается потратить час жизни. Именно поэтому здесь хотелось бы представить наиболее интересные, на мой взгляд, фильмы кинофестиваля: покажутся в телепрограмме их названия, – посмотрите, не пожалеете.

СИМ ПОБЕДИШИ

Киностудия «Отечество». Этим фильмом фестиваль открывался, и очень важно было задать тон. И он был задан: в нем попытка «выстроить» прошлое, тревожное вглядывание в настоящее, поиск здесь ростков будущности России как православной страны. В получасовом фильме фон – кадры кинохроники со времен ее возникновения до расстрела «Белого дома»; их связует дикторский текст: выдержки из дневников и статей Ф. Достоевского. На протяжении всей картины скульптор Иванов создает в камне памятник Достоевскому – вот он ваяет скульптуру, вот ее отливают, вот везут, устанавливают – и на протяжении всего фильма прорисовывается облик писателя-пророка, предугадавшего судьбы России: через Голгофу, через Крест должен пройти народ, и во Христе лишь воскреснуть.

РОМАНОВЫ: ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИЗАВЕТА

Это была самая трудная для меня картина, после которой я должен был даже на время лечь в больницу, восстановиться, – признался режиссер В. Рыжко. – Создавая фильм, мы чувствовали, что незримый образ святой был с нами.

Часовой фильм посвящен недавно канонизированной святой Елисавете, принцессе Гессенской Элле, вышедшей замуж за брата царя – Сергея Александровича (убитого террористами), принявшей православие, затем монашество и – мученический венец в 1918 году от рук большевиков. Это не житийный фильм – в нем много мелких «бытовых» деталей, есть кадры кинохроники, на которых – живая святая (удивительно!) – и именно этим он ценен. Съемки в Германии – аккуратный дом, где провела детство мученица, на прославлении преп. Серафима, в Марфо-Мариинской больнице, на месте убиения – в шахте под Алапаевском… Во многих зрительских анкетах эта картина упоминалась среди лучших.

ВСТРЕЧА

К/с «Леннаучфильм». 21 час был отснят автором сценария и режиссером фильма В.И. Матвеевой о митрополите Сурожском Антонии, живущем в Англии – выдающемся проповеднике и подвижнике Церкви. По ее словам, владыка не благословил киногруппу снимать фильм о нем – но о своей пастве, православных англичанах. Это очень странно – видеть, как на русские гласы поют в скромных храмах на английском языке коренные англичане; это прежде всего возможность взглянуть, точно в зеркале, на самих себя, оценить то богатство, которое открыто нам здесь, в России. Вот эпизод: власти Лондона решили продать здание, которое арендовала православная община, китайцам под ресторан. Владыка Антоний обращается к своей пастве: нужно собрать 80 тысяч фунтов и выкупить храм, – продавайте все, что только можно продать, несите все свои сбережения! И принесли! И выкупили, с Божьей помощью, храм. А мы смогли бы так – по зову пастыря отдать последнее для дела Божия? И почему «там», в маленьком сообществе православных вера горяча, а мы здесь « не холодны и не горячи»?..

АНГЕЛ НАД ГОРОДОМ

Еще один фильм В. Рыжко – на сей раз о семье православных художников из Санкт-Петербурга. Быть может, особенно интересно для сыктывкарцев то, что в картине снята дочь священника Владимира Жохова, который долгие годы был настоятелем сыктывкарского Свято-Казанского храма (материал о нем – см. «Вера» №№ 114-115, 1994 г.). Воистину, если древо познается по плодам (а дети ведь тоже плоды), то древо о. Владимира возросло в благодати Божией. И вот уже Ольга Жохова говорит в фильме: «Я бы хотела, чтобы дети (два сына) пошли по моим стопам». (Вспоминаются сразу ужимки иных киноактрис и художников: нет, ни в коем случае не хочу, чтобы дети повторили мой путь…). И оба сына наследуют дело родителей…

И. ИВАНОВ.

(Окончание заметок в следующем номере)

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий