Страшненькая сказка

Рубрика • Кино •

20 января в Сыктывкаре состоялась всероссийская премьера художественного фильма «Слеза князя тьмы», снятая совместно польскими, эстонскими кинематографистами и кинокомпанией «Эскомфильм» (Республика Коми). Интересен сам замысел картины -показать оккультные силы зла, которые повлияли на развязывание II Мировой войны.

Фильм получился вполне «мистическим». Сюжет строится на легенде о перстне князя тьмы, с помощью которого люди научились призывать сатану на землю. Через этот аллегорический образ режиссер Марек Пестрак, как видно, и намеревался раскрыть исторические реалии начала войны. Но, по признанию продюсера фильма В. Фотиева, поляки, эстонцы и русские разошлись в оценке предвоенных событий. Легенда осталась легендой, а реальная история – фоном для качественно снятого, увлекательного детектива со сценами черной мессы, обнаженными телами и убийствами. Правда, в конец фильма (само собой, по настоянию эстонской стороны) вклеена кинохроника: Молотов подписывает пакт Молотова-Риббентропа. Этим и удовлетворились.

При трезвом размышлении, фильм Пестрака все-таки далеко не то худшее, на что способна нынешняя кинематография. Во всяком случае, он напоминает зрителям о существовании первородного зла, которое действует в человеческой истории. И может быть этого достаточно? Представим только, что кинематографисты всерьез бы взялись за эту тему и, «просветив» реальность прошлого на предмет обнаружения там темных сил, вытащили бы все это па экран. Не приведи Господь… Разве можно показывать… тьму? Эта липкая тьма тьмы, отпечатавшись в сетчатке глаз, способна расползтись черными пятнами по душам. Настоящий (не бутафорский) бес зловреден уже одним своим видом. Поскольку он и есть «нечистый»…

На премьеру в Сыктывкар приехал известный актер Василий Лановой, сыгравший в картине самую зловещую роль – немецкого барона, одержимого идеей призвать на землю сатану. Ему был задан вопрос:

Лановой в роли Барона в фильме Слеза князя тьмы 1992

– Есть ли в актерском искусстве моральные ограничители? Представим, что режиссер заставляет актера воплотиться в сатану. Ведь это страшно…

– Видите ли, актер вроде живописца, – ответил Василий Семенович, – только вместо кисти и красок у него тело, мимика, голос… Мы «рисуем» на экране то, чем не являемся в самом деле.

– Тело, мимика. Вы забыли упомянуть душу. По общепринятой системе Станиславского актер должен по-настоящему, всей душой вжиться в роль, войти, так сказать, в образ.

– У нас, бывает, говорят: «Извольте выйти вон из образа», – отшутился актер. – Эго сложный вопрос. Помнится, одна актриса сыграла Жанну Д’Арк, и попала в психиатрическую больницу. Но у нас такая профессия – лицедейство. И этот премьерный фильм – тоже лицедейство. Понимаете, это такая страшненькая сказка, гофманиада, так сказать, «Щелкунчик»… Эго игра, театр…

– А та актриса действительно сошла с ума? Интересно, что в древней Греции на подмостки театра не допускались женщины, видимо, из-за их впечатлительности. Лицедействовали только мужчины. Причем в масках, так что и лицедейства-то, собственно, не было. Язычники, а меру знали…

Василий Семенович покачал головой:

– Я, как актер, должен играть. С сатаной, скажу вам, никогда не встречался, поэтому сыграл так, как сам представляю. Это ведь всё игра.

В фильме зловещий барон (сначала он представляется самим князем тьмы) получился у Ланового подчеркнуто театральным, с вращающимися глазами, вроде Бармалея – и тут надо отдать должное такту и уму актера.

После премьеры Василий Семенович рассказал о фильмах, в которых снимался. «Павка Корчагин», «Иду на грозу», «Алые паруса», «Офицеры», «Война и мир», «17 мгновений весны»… 62 картины за 41 год. Только что снялся в «Барышне и крестьянке», снимается в «Мелочах жизни» (52 серии), закончил съемки в 17-серийной «Стратегии победы» (потом будет еще 20 серий «Великой Отечественной»). Без ролей не сидит.

– Роль в «Слезе князя тьмы» меня заиптересовала потому, что тема войны мне близка, – объяснил актер. – Я, кстати, председатель московского Комитета защиты мира. К мистике никогда серьезно не относился, но посмотрите, что творится с нашей страной: самоуничтожение, добровольный распад, войны, кровь… А мы, как маленькие муравьи, бездумно выполняющие чью-то неведомую злую волю. Разве не мистика? Такие же непонятные мировые катаклизмы были полвека назад. Я сам три года провел в оккупации, семилетним мальчишкой видел, как бросали трупы в ров, много родственников у меня погибло. Поэтому тема фильма показалась важной.

Зрители долго не отпускали Василия Семеновича, он декламировал по заказу стихи, даже спел (актер!), а мне было странно: немецкий барон – и декламирует Маяковского, а вот уже украинскую песню затянул… От фильма я отходил с трудом, в глазах почему-то запечатлелась одна сцена: Лаповой врывается в хибару какого-то старика, тот падает в обморок, приняв гостя за ожидаемого князя тьмы. «Я не сатана, – произносит, вращая глазами, Лановой, – я только лишь убийца». На экране – пятно крови…

Запечатлелась эта кровь па глазной сетчатке, и все тут. Попробуй, смой…

М.ВИКТОРОВ. (Михаил Сизов)

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий