Путь Богородицы
9 июля исполнилось 15 лет с того дня, как чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась из Америки в родную Успенскую обитель в г. Тихвин.
Мы много раз рассказывали о нашей северной святыне – ещё когда не верилось, что она вернётся. Из США писал нам давний друг редакции протоиерей Пётр Перекрестов: «Отвечаю на Ваш вопрос о Тихвинской иконе Божией Матери, вывезенной из Тихвина во время войны. Я этим летом был в Чикаго на съезде молодёжи и очень надеялся поклониться этой Святыне. К сожалению, это не так просто» («Да сохранит вся грады и страны», № 349, ноябрь 1999 г.). Но возвращение всё же совершилось. И вот первый церковный юбилей – индикт. В Тихвинской обители праздничная Божественная литургия проходила прямо на монастырской площади, поскольку все приехавшие не вместились бы в храм, служили несколько архиереев и семьдесят священников и диаконов. Несколько сот человек причащали из 14 чаш.
После соборного славления, приложившись к чудотворной иконе, я отправился искать в огромном скоплении народа участников крестного хода «Путь Богородицы», который прошёл по местам явления Тихвинской иконы. Нашёл Ольгу Чебыкину – «в миру» она работает воспитателем в реабилитационном центре, а во время крестного хода её должность именовалась «помощник координатора». Первый вопрос к ней:
– Устали?
– Есть немного. Из 240 километров добрую половину, 160 километров, мы шли пешком. Уже в Тихвине отдыхали на полу храма Иова Многострадального, где для меня, как оказалось, забронировали место на солее между страстотерпцем царём Николаем II и Тихвинской иконой, – я упала и даже не заметила, под какими образами спала.
– Тихвинскую икону именуют «Путеводительницей» – поэтому ваш ход назвали «Путь Богородицы»?
– Первой этот крестный ход прошла Сама Божия Матерь. История такая. На иконе изображено, как Божия Матерь показывает на Своего Младенца Христа – как на путь спасения. Но в народном почитании «Путеводительница» воспринимается и как путешественница. Если проложить маршрут на карте… Из Святой Земли этот образ, написанный, по преданию, евангелистом Лукой, сначала перешёл в Константинополь, затем – в наши новгородские пределы, во время Великой Отечественной войны – в Европу и США, а в наше время – обратно. Образ освятил не только наш северный регион, но и всю Землю.
– Как возник ваш крестный ход?
– В 1383 году, за 70 лет до падения Византии, икона оказалась на берегу речки Тихвинки. Но перед этим она явилась в семи разных местах Приладожья. Народ помнил эти явления с древности, предание было записано, поэтому понятно, что уже тогда из ближайших монастырей и церковных приходов проводились в те места малые крестные ходы. В наше время матушки Введено-Оятского монастыря ходили на Тихвинскую из своей обители в Яровщину, а затем на место третьего или четвёртого явления Тихвинской иконы. Свои паломничества на велосипедах совершал туда тихвинский священник Сергий Филонов с прихожанами. Из Петербургского Леушинского подворья приезжали прихожане. А потом всё соединилось.
Первый ход был пробный, двухдневный, на двух автобусах. На второй год продлили до девяти дней, чтобы больше пройти и помолиться. На второй год собралось тридцать человек, постоянных крестоходцев, но каждый день к нам кто-то присоединяется – местные жители, священники, друзья наших батюшек, которые не могут оставить свои приходы на девять дней. Так что точно общее количество крестоходцев трудно определить – примерно 200-300 человек. В третий год подключился Кронштадт, и теперь крестный ход начинается с литургии в Морском Никольском соборе. В Кронштадте, кстати, на месте разрушенного Андреевского собора есть часовня Тихвинской иконы Божией Матери, самая западная в нашей митрополии. После литургии садимся на автобусы и едем к началу хода в Сторожно, в Киприано-Стороженский монастырь. Он стоит на берегу Ладожского озера, ближе всего от места первого явления иконы. По преданию, она явилась простым рыбарям «на воздусе над великим озером Нево». Как Христос вышел на проповедь к простым рыбакам, так и Богородица – Своим чудотворным образом. Где именно его видели рыбаки, мы не знаем, но на побережье, кроме этой обители, других монастырей нет, и логично чтить Богородицу именно там. Настоятель обители отец Варлаам сразу поддержал идею крестного хода, с радостью помогает.
– Может, и появление монастыря там как-то связано с явлением иконы?
– Возможно. Когда она шла по воздуху, многие люди получали радость, исцеление, видели Божию Матерь. Там возникали храмы, часовни, монастыри. Сейчас на пути нашего крестного хода – пять возрождённых монастырей и ещё два скита. В нынешнем году из Киприано-Стороженского Никольского монастыря мы прошли через деревни Загубье и Надкопанье во Введено-Оятский монастырь, затем к Никольскому скиту, далее в Имоченицы и – молебен на берегу Ояти, где было явление иконы. Затем Алёховщина, Покрово-Тервенический монастырь, скит «Неупиваемая Чаша» в Пирозеро, Тихвинсквя церковь в деревне Новинка, Кукова гора, Покровская церковь в деревне Горка и конец пути – сам Успенский монастырь, где пребывает наша святыня. Ещё 7 июля, в праздник Иоанна Крестителя, мы заходим в деревню Новинки, где стоит разрушенная церковь. Молимся о возрождении России. Тут надо сказать, что крестный ход идёт по благословению Санкт-Петербургского митрополита Варсонофия и епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава. Начинается он с архиерейской службы, владыка Мстислав благословляет всех крестоходцев.
Главное для нас – пройти с молитвой и пронести любовь в сердце. Одна из наших участниц как-то воскликнула в сердцах: «Сколько же ещё надо пройти?!» Говорю: «Сколько пройдёшь с открытым сердцем, неся любовь к окружающим, столько тебе и зачтётся». Раньше было сложнее, но за четыре года постоянные крестоходцы притёрлись друг к другу, составляют костяк, на них всё держится.
– Икону впереди на носилках несёте?
– Два первых года так и было – несли Тихвинскую икону из храма Иова Многострадального, она очень тяжёлая. В этом году сделали раму, натянули на неё икону на холсте. Все, кто присоединяется к ходу, тоже несут свои иконы. Например, священник Иоанн Марченко в этом году шёл три дня, справил с нами свой юбилей, тридцатилетие, – так он был с большой иконой из Тихвинской часовни города Кронштадта. И протоиерей Димитрий Кулигин также взял икону из своей церкви Державной иконы Божией Матери в Петербурге.
– Где ночуете? Каков распорядок?
– Ночуем в храмах, на подворьях монастырей и в палатках. Каждый крестоходец обязательно должен иметь спальный мешок и пенку. А распорядок простой: с 9 часов литургия, затем трапеза – и начинается движение, которое заканчивается в 7-10 часов вечера. Сзади едет машина, которая подбирает тех, кому тяжело. Они подъезжают и вместе со всеми читают акафист Божий Матери – у нас же молитва, а не спортивная ходьба.
В этом году у нас новшество – молились за наших благодетелей. Нынче только в последний момент узнали, что у нас нет благотворителей, чтобы оплатить питание в пути, автобусы из Кронштадта в Сторожно, бензин. Но всё же собралась нужная сумма. Грузовую машину, на которой за нами ехали вещи, выделил Киприано-Стороженский монастырь. А та машина, которая уставших подбирает, принадлежит нашему батюшке Сергию. Он многодетный отец, и машина восьмиместная. Кстати, трое его детей участвовали, были волонтёрами. Самую маленькую привезла матушка в Горку на богослужение. Всего в этот раз в ходе участвовало семеро детей.
– Наверное, там, в Приладожье, места красивые?
– Сказочные. Есть даже не тронутые человеком. Кукова гора посреди леса – там видна вся мощь нашей России, такой простор открывается!
– Погода в этом году не баловала?
– Знаете, был такой случай. Шли мы из Сторожно в Надкопанье – небо гремело, но дождь чуть накрапывал, не мочил, а освежал в пути. Пришли в Надкопанье к нашему духовнику игумену Антонию (Кузнецову) – он говорит, что из храма до трапезной не мог дойти, дождь лил стеной! Вообще же самое удивительное в крестном ходе – как меняются люди, как могут объединиться. Мы уже сроднились, молитвенная поддержка друг друга – на всю жизнь. Вот ещё случай. В прошлом году священника Иоанна Марченко, о котором я уже говорила, назначили настоятелем храма Спиридона Тримифунтского. Храма-то никакого и не было – просто разрушенное здание близ кладбища в Кронштадте, где похоронена мама Иоанна Кронштадтского. Такой груз на него. Сразу после назначения он отправился с нами в крестный ход, шёл все девять дней. А после многие крестоходцы ездили к нему на субботники, разгребали мусор в будущей церкви. И вот какое чудо. Без финансовых средств – мы лишь понемножку скидывались – за три месяца вставили окна, собрав на развалах брошенные стёкла, отмыли, начистили. Скит Введено-Оятского монастыря пожертвовал старый иконостас. Крестоходцы взялись за работу в сентябре, а уже 25 декабря, на день Спиридона Тримифунтского, храм был освящён архиереем при большом стечении народа – наши люди туда подтянулись. Теперь в храме службы.
* * *
Поговорил я и с участниками хода. Ирина Богомолова – владелица гастронома на Крестовском острове, кафе и небольшой турфирмы. Она подтверждает слова Ольги Чебыкиной, что Господь даёт силы на один день, которых к концу едва хватает, – но на следующий день Он даёт силы снова. Говорю ей: «Вы могли бы провести отпуск, лёжа на пляже, а пошли в крестный ход…» Смеётся:
– Могла бы, да мне и говорили: «Как ты пойдёшь, у тебя же постоянно колени болят!» А я отвечала: «Не знаю как, но пойду». И это действительно чудо! Если бы кто сказал, что я пройду 160 километров, не поверила бы. А мы, бывало, даже чуть не бегом передвигались, когда опаздывали в деревенский храм к началу службы.
Мы молились в храмах, в скитах, в пути. Представляете, когда стоишь в храме, созданном во времена Ивана Грозного, чувствуешь себя частью великого целого. Это важно. Ощущаешь русский дух. Если мы потеряем его, то России не станет. Посмотрите, что творится на Западе. Наша молодёжь думает, что жизнь – это вечный карнавал. Но это неправда.
Тяжело было после пеших переходов на кухне работать. А вот душа лёгкая и настроение очень светлое, праздничное. Идём, и в деревнях люди машут нам руками, приветствуя, крестятся. Во время остановок они приносили нам свои соленья-варенья, кормили. На дороге машины останавливались, водители спрашивали, не надо ли чего. Другие просто выходили, крестились и кланялись иконам. Знаете, до слёз… Россия-то наша – православная!
Ольга добавляет:
– Однажды проходили мимо дома, который строили гастарбайтеры, явно не нашей веры. Они встали на крыше как свечки – не понимая, что происходит. Стояли с почтением, никто не присел, пока крестный ход не прошёл.
– На следующий год хватит решимости? – спрашиваем Ирину.
– Я уже собираюсь. Думаем, как в следующий раз организоваться.
Контакты координаторов крестного хода «Путь Богородицы»: тлф Ольги Чебыкиной – 8911 232 42 97, эл. адрес о. Сергия Филонова – sergij.filonov@yandex.ru
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий