Тонкие клиенты
Выгоды ради
Из сообщений информагентств: Уборщиков улиц в Китае заставили носить умные браслеты. Они требуют вернуться к работе, если дворник не двигается 20 минут.
И это всё, что нужно знать.
Так я и написал давнему своему оппоненту, который работает в сфере IT-технологий и при этом не верит в тотальный электронный контроль над людьми. Мол, контроль будет адресным, направленным против террористов и прочих преступников. В каком мире он живёт? У нас что, всем правит идеальный царь, от Бога поставленный, у которого достаточно совести, воли и полномочий, чтобы удержать исполнительную власть и транснациональные компании от крайностей? Нет, бал правит голая выгода. Выгодно отслеживать маршруты движения автомобилей – и, как только появилась техническая возможность, стали в обязательном порядке ставить на машины маячки геопозиционирования GLONASS-GPS. И никто не спрашивал у народа. Ладно бы следили за передвижениями грузовиков, такси, автотехники коммунальных служб, но маячки-то ставят и на частные автомобили! И почему бы тогда не только машины, но и людей не отслеживать?
Поначалу браслеты будут только служебные. В начале рабочего дня надел его на руку – на мониторе начальника появятся все твои передвижения, пульс и другие данные об активности организма: не уснул ли за рабочим столом, шевелишь ли руками и что именно ими делаешь (технология считывания биотоков мозга, управляющих конечностями и пальцами, уже существует). Рабочий день закончился, снимаешь браслет – и теперь ты снова человек, а не биоробот. Возможно такое? Отвечает это нынешней этике наёмного труда?
В той или иной форме контроль за передвижением сотрудников уже практикуется в различных фирмах. Это и видеокамеры, и карманные чипы, без которых не открыть двери помещений. Но кто поручится, что это не перейдёт и в частную жизнь? Примеры-то есть. Взять Интернет – там уже никто не стесняется лезть в частную жизнь пользователей, запрашивать их личные данные, собирать досье на людей и пускать их в дело.
Манипуляторы
Какую информацию получают о нас из сети? Что мы читаем, что смотрим, что нравится и не нравится, какие у нас политические взгляды и так далее. То есть собирают то, по чему можно составить психопрофиль человека. Многие не понимают, что это не просто информация, а оружие, которое могут направить против нас. Ладно бы всё ограничилось навязыванием адресной рекламы. Наверное, тот, кто пользуется Яндексом или Гуглом, уже замечал: стоит заинтересоваться в сети чем-либо, включить поиск на определённую тему, как вскоре на страницах ресурса появляется реклама, связанная с тем, что искал. Это манипуляция человеком, но как бы безобидная. А есть вещи и посерьёзней. Те же самые поисковики, когда вы что-то ищете в сети, могут выдать вам скорректированный результат, подсунув политически ангажированный контент. Например, впишите в поисковую строку Гугла фразу «советские солдаты», и на первой странице результатов он выдаст ссылки на следующие статьи (привожу их в последовательности, с первой и далее):
«Насилие в отношении мирного населения Германии в конце Второй мировой войны»;
«Правда ли, что солдаты советской армии часто и с особой жестокостью насиловали немецких детей и женщин?»;
«Советские солдаты пережили фашистский концлагель»;
«Советские солдаты насиловали немок в 1945-м»;
«Привычки советских солдат, которые шокировали немцев».
Несколько выбивается из ряда третья ссылка, про переживших концлагерь, но переходим на саму статью и видим заголовок целиком: «Советские солдаты пережили фашистский концлагель. Почему в СССР они стали чужими». То есть про то, как в СССР гнобили своих же, переживших немецкий плен. Тут можно предположить, что поисковый робот в первую очередь выдаёт те результаты, которые чаще запрашивают. Мол, на Западе именно этим интересуются, поэтому они «в топе». Но мы-то сделали русскоязычный запрос, то есть обратились к русскоязычной базе данных Гугла, которой пользуются в основном россияне, реже (их меньше по количеству населения) жители других стран СНГ. И что же, россияне, в подавляющем большинстве своём чтящие солдат Победы, в первую очередь интересуются «изнасилованием немок»?
И ещё что удивило. Внимательный читатель, наверное, заметил опечатку в заголовке, попавшем в «топ-3», – «концлагель». Тут надо сказать о том, как работает интернет-поисковик. Вначале он индексирует всю сеть Интернета, составляя свою внутреннюю базу данных из слов, привязанных к определённым публикациям. Внутри базы слова ранжируются по важности (например, если они находятся в заголовках) и по тому, как часто их ищут в сети. И когда вы у поисковика запрашиваете какие-то слова, то он сопоставляет их с этим своим внутренним рейтингом и выдаёт результаты в соответствующей очерёдности. Спрашивается, каким образом в верх рейтинга попала публикация, в заголовке которой есть ключевое слово «концлагель»? Для этого тысячи и тысячи пользователей должны были в своих поисковых запросах о «советских солдатах» написать слово «концлагель», с одной и той же опечаткой. Вероятно ли такое? Или всё же администраторы Гугла в своей базе данных «вручную» поменяли рейтинг, чтобы на первых страницах появились ссылки на грязные публикации о советских солдатах?
Кстати сказать, если Гугл запросить по-английски – soviet soldiers, то он выдаст нормальные ответы с серьёзными энциклопедическими данными. Только одна статья на первой странице – «Как советские солдаты издевались над нацистами во время штурма Берлина» – вызвала подозрение. Но оказалось, что речь о красноармейцах, которые захватили телефонную станцию и всех звонивших немецких офицеров словесно «отправляли в ад». То есть перед нами как бы два Гугла, один из которых – русскоязычный – явно манипулируется. Как видим, электронный контроль – это не только слежка, но и манипуляции теми, о ком собирается информация.
Свои чужие?
Кто-то может сказать: «А я не пользуюсь “вражеским” ресурсом. У нас же есть свой русский Яндекс, уж там-то не будут передёргивать факты и марать то, что нам дорого». Как бы не так. Яндекс на запрос «советские солдаты» выдаёт то же самое – про «изнасилования», только ссылки там на другие публикации. Возникает мысль, что Гугл и Яндекс атакованы неким вирусом или же кто-то «накрутил» счётчик посещаемости веб-страниц с грязными публикациями, поэтому они и попали в «топ». Но такие способы обмана поисковых роботов давно уже в прошлом, они легко пресекаются, тем более передовыми ресурсами Гугл и Яндекс, у которых весьма защищённая и совершенная система индексации, с элементами «искусственного интеллекта». Точный (релевантный) поиск – это их хлеб, этому подчинено само существование поисковых систем. А тут какой-то странный «сбой», причём искусственность его настолько явная, что оторопь берёт. Почему «советские солдаты» привязаны у них не к войне в Афганистане, скажем, а к взятию Берлина в 1945 году? В ту пору и советских солдат-то не было, а были красноармейцы: Красная Армия в Советскую вместе с её солдатами была переименована лишь в 1946 году. И почему к взятию Берлина привязаны именно «изнасилования немок»? А если спросить Яндекс прямо, про освободителей, что он ответит? Пишем: «советские солдаты освободители» – и среди результатов опять «изуверы советской армии»…
Вот и возникает подозрение, что проблема не в технических сбоях, а в информационной политике самого Яндекса. О ней можно судить и по подборкам новостей на «Яндекс. Дзен», где часто всплывают статьи непатриотического, мягко говоря, содержания и про Церковь всякие сплетни и слухи публикуют. То же самое с «нашим русским» интернет-ресурсом Mail.ru. Та самая статья про «концлагель» – это с их ленты новостей. Совершенно проходная, ничем не оригинальная заметка, а надо же, на вершине рейтинга. Кто бы туда её ни затащил, это однозначно манипуляция.
И тут надо понимать, что «хороших» манипуляторов не бывает. Уповающим на то, что в России хозяевами информационных ресурсов всегда будут «свои», которые ничего плохого не сделают, стоит поинтересоваться, кому принадлежат те же Яндекс и Mail.ru, в которую входят и «ВКонтакте», и «Одноклассники». В руководстве вроде в основном россияне, но это транснациональные компании, почти сто процентов уставного капитала которых принадлежат акционерным обществам, зарегистрированным в Нидерландах. Среди акционеров много иностранных медиакомпаний, совет директоров Яндекса возглавляет владелец компании Firehouse Capital Inc Джон Бойнтон, сменивший умершего в 2016 году Альфреда Феноти. За два года до этого Президент Путин на медиафоруме Общероссийского народного фронта критиковал участие иностранного капитала в Яндексе, который является важным для России в информационном плане, но ничего не изменилось. Редко транснациональные компании становятся национальными, обычно происходит наоборот.
Можно приводить и другие примеры – как на популярнейшем ресурсе Ютуб «затирают» неугодных видеоблогеров, как избирательно действует цензура на Фейсбуке и так далее. Можно бесконечно говорить и о скандалах, связанных с утечками личных данных пользователей с этих ресурсов. В результате чего манипулировать людьми получают возможность уж совсем какие-то неведомые дяди. Об этом много пишут, сохранение личных данных называют главной проблемой цифрового мира… Но сколь это важно теперь, когда наступает время так называемых тонких клиентов?
Контроль через «облако»
Недавно компания Майкрософт представила публике новую операционную систему для компьютеров Windows Virtual Desktop. Ещё раньше схожую «оболочку» – Chrome OS – выпустила компания Гугл. Их объединяет то, что главным в системе является браузер, через который можно соединяться с Интернетом, а все главные программы находятся в «облаке», то есть на серверах компаний. Фактически это оболочки не для компьютеров, к которым мы привыкли, а для терминалов. Их называют тонкими клиентами. Экран, клавиатура, электронная плата для визуализации информации и связи с «облаком» – вот и всё, что нужно. Майкрософт спешит, свой облачный сервис Azure обещает полностью развернуть в 2020 году – сначала для бизнес-пользователей, а затем и для всех остальных.
Ничего принципиально нового в этом нет, облачные сервисы существуют уже несколько лет. И пока что они «мирно» уживались с обычной практикой пользования компьютерами, когда у пользователя на диске находились и все программы, и всё, что он пишет, хранит и так далее. Но оказалось куда удобней всё это держать «где-то там», а с собой носить недорогой и компактный терминал.
Специалисты говорят, что за такими тонкими клиентами будущее. Уже сейчас их аналоги нетбуки, а также ноутбуки и персональные компьютеры вытесняются компактными планшетами. Как видно, пользователи больше ценят компактность и простоту пользования. А тонкие клиенты проще некуда – не нужно обслуживать программы на своём компьютере, обновлять их, лечить после сбоев и так далее. Вообще ничего не надо, была бы только интернет-связь. А она развивается семимильными шагами – на околоземной орбите создаётся «купол» из спутников, который покроет связью весь земной шар. Кроме того, сейчас мы на пороге очередной информационной революции – 5G (пятое поколение мобильной связи) уже начали вводить во многих странах, в том числе и у нас в самое ближайшее время начнётся тестирование его в Санкт-Петербурге, Москве и Казани.
Что собой представляет 5G? Это значительное увеличение скорости передачи данных. Если в 4G максимальная скорость у абонентов редко превышает 100 Мб/с, то при тестировании 5G смогли добиться скорости 25 Гбит/с. На практике, скорее всего, скорость будет меньше, говорят о 10 Гбит/с – но всё равно это гигантский скачок. Появится возможность прямых трансляций видео высочайшей чёткости, работы приложений виртуальной реальности, организации систем удалённого обучения и контроля. Задержка сигнала уменьшится до 1 миллисекунды, то есть через Интернет можно будет проводить даже удалённые хирургические операции. И ещё что важно: «Глобальное распространение сетей пятого поколения приведёт, скорее всего, к постепенной смерти Wi-Fi. Ваш смартфон, планшет или ноутбук всегда и везде будут иметь доступ к Интернету, независимо от того, есть рядом роутер или нет». Только вот нужны ли будут тогда планшеты и ноутбуки?
«Тренд» на тонкие клиенты совпадает с начавшейся сплошной цифровизацией жизни людей. Фактически вся финансовая, образовательная, досуговая жизнь окажутся под контролем облачных сервисов. Владельцы их будут знать не только личные данные пользователей, но и фиксировать движения мышек и какие вы клавиши нажимаете на своём терминале. И не только знать. Как мы уже видели, контроль – это ещё и манипуляции. Жизнью людей, их предпочтениями будет намного проще управлять. Кому? Вряд ли национальным правительствам – такие гиганты, как Майкрософт и Гугл (и даже наш доморощенный Яндекс), неизбежно транснациональны. Им выгодней, чтобы пользователи представляли собой атомизированную разобщённую массу, чтобы каждый потребитель был сам по себе. Так проще на них зарабатывать. Им не нужна общность людей – религиозная, патриотическая и всякая любая. И что ж удивляться, что Яндекс никак не исправляет «подставу» с поисковым запросом «советские солдаты», хотя длится это более двух лет. Россияне пишут об этом в различных СМИ, возмущаются, а на странице Яндекса меняются лишь ссылки на публикации, а содержание их прежнее – про зверства, изнасилования и мародёрство солдат-победителей, светлая память о которых единит нашу разнородную, многонациональную Россию.
Кто рулит?
С появлением 5G контроль над людьми многократно усилится, и пульт управления, похоже, окажется вовсе не у национальных правительств. В своё время, строя планы сплошной цифровизации России, Минкомсвязь выставила условия сотовым операторам связи: оборудование для 5G должно быть отечественным. Но нынче в мае «Билайн» заключил договор о поставке оборудования с китайской корпорацией Хуавей и пообещал запустить 5G в Москве уже в следующем году. В июне такой же договор заключил и «МТС», назвав свою дату – конец нынешнего года. Минкомсвязи молчит. Видно, наши власти решили сыграть на конфликте между Хуавей и администрацией США, отказавшейся от их самых «продвинутых» на сегодня китайских технологий, и тем самым опередить американцев. Таким образом, оборудование у нас будет китайское, а операторы… русские? Или нет?
«Билайн» – это компания «ВымпелКом», которая входит в международную группу «Veon Ltd.», обслуживающую более 10 процентов населения планеты. Группой «Veon Ltd.» владеют консорциум «Альфа-Групп» и ещё две компании – голландская и норвежская. В свою очередь активы «Альфа-Групп» через цепочку оффшоров контролируются гибралтарской CTF Holdings Ltd., которая вроде бы принадлежит россиянам, но зависит от финансовой политики Запада. Показательный факт: «Билайн» до сих пор не продаёт свои симки в Крыму и международный роуминг для полуострова отменил только в 2016 году, когда Минкомсвязь всё-таки заставила компанию признать Крым частью России. Та же история с «Мегафоном» и «Теле2», которые, кстати, также готовятся обслуживать сеть 5G. «МТС» в Крыму работает, но её нельзя назвать чисто «русской» компанией. Почти половина её акций находится в свободном обращении на фондовых биржах мира, председатель совета директоров – бывший руководитель компании Deutsche Telekom Рон Зоммер.
13 июня Минкомсвязь на встрече министров двух стран предложила Китаю перенести производство оборудования для сетей 5G в Россию. Чёткого ответа не последовало, идут переговоры. А пока что Китай насыщает наш рынок своими гаджетами, в том числе сверхтонкими клиентами – так называемыми спортивными браслетами. 12 июня прошла мировая премьера такого браслета Xiaomi Mi Band 4. Россиянам он будет стоить примерно 2 600 рублей, также прислать его могут бесплатно тем, кто на своей страничке «ВКонтакте» разместит рекламу гаджета. У браслета есть цветной экран, измеритель пульса и вообще состояния физической активности, специальный блок, следящий за качеством сна, а также чип, выполняющий функцию банковской карточки. Есть внутри и плата с антенной, с помощью которой все сведения – о состоянии организма, покупках, а через них и о передвижениях человека в городе – можно отправлять на смартфон.
Фактически этот гаджет ничем не отличается от тех китайских браслетов-церберов, о которых сказано в начале статьи. Вот и у нас они тоже будут – не для контроля над нами, а пока что в спортивных, так сказать, целях. Начнём потихоньку привыкать. Хотя в Китае, в городе Нанкин, где их нацепили на дворников, сами дворники что-то привыкнуть не могут, некоторые недовольничают: «Я вижу мусор на улицах и собираю его. Иногда бывает так, что улицы чистые, а эта штука всё равно заставляет тебя ходить туда-сюда». Что ж, издержка технологии, исправят. Так представитель компании и объяснил местным микроблогерам, которые назвали браслеты «кандалами трудового народа». Временно в них отключили функцию контроля движений, а сами «кандалы» оставили: «Мы от них не откажемся, они доказали свою эффективность: помогли снизить расходы на контроль работы дворников и улицы стали чище».
Но станет ли чище от этого мир?
Так что не стоит уповать на совесть и мудрость хозяев цифрового мира, а надо сказать «нет» их кабале – чтобы самим не превратиться в тонких и сверхтонких клиентов.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий