Эксперимент продолжается

Вместо Христа

Тревожные события в жизни нашей Церкви продолжают происходить сегодня на Украине, поэтому мы продолжаем следить за ситуацией. Как известно, на Рождество украинские раскольники получили томос Вселенского Патриарха, объявляющий о создании новой Поместной Церкви на канонической территории Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Так разделение на Украине переросло в разделение уже всего православного мира. Несколько лет назад подобного развития событий никто не ожидал. Но закон Мёрфи ещё раз подтвердил свою истинность: «Если неприятность может случиться, она случится».

Подписание томоса патриархом Варфоломеем. Фото: president.gov.ua, Николай Лазаренко

Слабым звеном оказался Константинопольский Патриарх с его непомерными амбициями. Этому не мешает, наоборот, способствует то, что он потерял почти все общины на территориях, которые когда-то окормлял. Не стала исключением и Киевская митрополия, которую Константинополь в XV веке отделил от Московской по просьбе католических правителей. Что не ради православия они старались – понятно, и в 1596 году епископат митрополии почти в полном составе ушёл в унию. Восстановил митрополию Патриарх Иерусалимский четверть века спустя, возвращаясь из Москвы домой. Понятно, что русский царь сыграл в этой истории не последнюю роль. На этом примере мы видим, как протекал первый эксперимент по созданию малороссийской Церкви.

Второй оказался много хуже. Снова иноверцы с помощью Константинопольского Патриарха раздирают хитон русского православия, конечно же, не ради Христа. Вновь гонимы те, кто пытается сохранить единство Руси, которая выше любого из её государств и правительств. Упор делается на каких-то особых правах Константинопольского Патриарха. Это выглядят тем более странно, что православные богословы, полемизируя с Римом, создали за десять веков целую библиотеку, разоблачающую подобные поползновения. Приведём лишь одну выдержку из Патриарха Константинопольского Германа II, жившего в XIII веке:

«Существуют пять патриархатов с определёнными для каждого границами, а между тем в последнее время среди них возникла схизма, начало которой положила дерзновенная рука, ищущая преобладания и господства в Церкви. Глава Церкви есть Христос, всякое же домогательство главенства противно Его учению».

Игнорируя это и множество других высказываний святых отцов, секретарь Синода в Стамбуле архимандрит Елфидофор (Ламбриниадис) ещё в 2012 году объявил ересью «утверждение», что единство в Православной Церкви гарантируется правилом веры, молитвами и Вселенскими Соборами. Оказывается, не молитвами, не правилами и не Соборами, а «лицом»… Но лицо это не Христос, согласно новой концепции Фанара, а Патриарх Константинополя.

Это папизм в самом вульгарном его проявлении, попирающий слова Символа веры: «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Что значит Соборная Церковь? Это значит, что глава её Христос, представлять Которого могут лишь Соборы преемников апостолов. Ни один человек не может занять в Церкви место Бога.

«Церковь» без духовенства

Полное пренебрежение каноническим правом и даже элементарной логикой, увы, на этом не закончилось.

Как известно, Патриарх Варфоломей восстановил «патриарха» Филарета Денисенко («Киевский Патриархат») и «митрополита» Макария Малетича («Автокефальная Церковь») «до их иерархического или священнического звания». Тем самым он ещё раз признал, как признавал все минувшие годы, что сана эти люди после ухода в раскол лишились, стали мирянами, а значит, все совершённые ими рукоположения более чем за четверть века недействительны. Это касается и так называемого митрополита Епифания, возглавившего ПЦУ. В канонической Церкви он не то что митрополитом ни единого дня не был, но даже и диаконом.

По уму, его следовало заново рукоположить, но решили, что сойдёт и так. В результате ПЦУ возглавил мирянин. Тут никаких вариантов вывернуться – рукополагать его после назначения нелепо, поэтому сторонники ПЦУ сейчас массово занимаются самовнушением, убеждая себя, что Варфоломей большой, ему видней. Это касается и всех остальных «епископов» и «священников» этого злокачественного новообразования – ПЦУ. Никто из них Патриархом Варфоломеем в сане восстановлен не был, никто не был утверждён, не говоря о том, что из раскола можно вернуться лишь через покаяние, которого не было.

Вот почему этих людей, как заявил в письме Патриарху Варфоломею митрополит Варшавский и всей Польши Савва, «нельзя признать настоящими пастырями, которые могут осуществлять таинства», добавив: «Так называемому митрополиту Епифанию, а в действительности светскому человеку, нанесён вред». Более ёмко высказался митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко), сравнив томос для раскольников со справкой трупу о том, что он жив. Но: «Даже если Рада примет закон о том, что этот труп жив, Президент закрепит это Указом, а все эксперты будут твердить, что это живой организм, – труп всё равно не оживёт».

Закончилась неуспехом и последняя попытка Патриарха Кирилла усовестить Константинопольского собрата.

«Воссоединение раскольников с Церковью, – сказал Святейший, – стало бы великой радостью как для православных Украины, так и для всего православного мира, если бы проходило в соответствии с предписаниями канонического права, в духе мира и любви Христовой. Но нынешний политизированный процесс принудительного объединения далёк от норм и духа святых канонов. Ему сопутствует чудовищное нагромождение лжи, а теперь уже и насилие по отношению к подлинной Украинской Православной Церкви… Не вписывайте своё доселе уважаемое имя в один перечень с такими бесславными епископами Константинополя, как Несторий, иконоборцы Анастасий, Иоанн VII и Феодот, униаты Иосиф II, Митрофан II Матереубийца и Григорий III Мама».

Не услышал. Опозорил. Сразу после прибытия томоса на Украину, гонения, о которых говорит Патриарх Кирилл, усилились.

Добровольные захваты

Житомирская область. Свято-Николаевский храм в селе Ворсовка захвачен Союзом ветеранов АТО «Восток», благодаря предательству старосты и кассира прихода. Священники, которых не пустили в опечатанную церковь, провели службу на дороге, в снегу. «Свидетели томаса» исполнили в ответ «Ще не вмерла».

Волынская область. В селе Красноволя захвачен Свято-Михайловский храм. На фотографиях хорошо видна толпа приезжих боевиков запрещённой в России «Свободы» за спинами нескольких местных украинствующих. Инициатива захвата принадлежит местному «свободовцу» Полиновскому и главе сельсовета с говорящей фамилией Подручный. Это самая распространённая форма захвата. Православной общиной объявляется община территориальная (то есть все жители населённого пункта), после чего сообщается о «добровольном» переходе прихода в ПЦУ. Таких случаев уже под сотню.

Одесская область. Захват произошёл в селе Пужайково. Действовали, как и в Красноволе, боевики «Свободы». Священник изгнан. По словам активистов, они собрали 300 подписей за передачу храма, не уточняя, имеют ли эти люди какое-то отношение к общине (нет, не имеют).

И подобные события происходят по всей стране.

Правда, захваты начались ещё до создания ПЦУ и координировались обычно из единого центра. Вспомним события 15–18 мая 2017 года. Сначала «свободовцы» захватили храм в селе Кихановцы Тернопольской области. Затем попытка захвата была предпринята ими в Белгороде-Днестровском. Но священник с прихожанами заперся в церкви и благословил бить в набат. В соседнем селе Роскошное активистам «повезло» больше. Они забрались в храм, разбив окна, но потом напились на радостях, а когда полезли обратно, порезались, оставив следы крови. Скорее всего, им стало в церкви скучно, что делать с нею дальше – они не знали. Это серьёзная проблема – некоторые из этих людей во время захватов оказываются в храмах впервые в жизни.

Что будет дальше с приходами, потерявшими церкви? Это можно показать на примере тернопольских сёл Бутин и Кихановцы. Сначала нацисты отняли храм у православных бутиновцев, которые перешли в Кихановцы, потом отняли у кихановцев. И тогда оба прихода перешли в Бутин, построив новую церковь.

По примеру «живоцерковцев»

Но не только хулиганы и террористы отнимают православные святыни. Ещё опаснее прецедент, когда в Одесской области уже власти потребовали от православных монахов освободить здание Пантелеимонова мужского монастыря, на которое Патриарх Варфоломей, судя по всему, претендует лично.

Каждый день мы слышим о новых захватах и нападениях, но искоренители православия на Украине не учитывают печального опыта советских властей в первой половине 20-х годов. Они тоже создали альтернативную Живую Церковь и так же добились её признания Константинопольским Патриархом. Вот только люди из отнятых храмов ушли, так что контролировать их, присматривать, чего-то требовать, чем-то запугивать стало намного сложнее. В результате эксперимент пришлось свернуть. Гонимая Украинская Церковь уже сейчас выглядит значительнее, авторитетнее, чем это было ещё совсем недавно.

Есть и первые победы. Прихожане Крестовоздвиженского храма в Виннице успели собраться в церкви до того, как туда прибыли боевики запрещённого в России «Правого сектора». Когда националисты подошли к стенам храма, несколько тысяч прихожан во главе с правящим архиереем вышли к ним. Верующие взяли их в кольцо и сорвали с захватчиков балаклавы, со словами: «Откройте ваши лица, пусть это увидят ваши матери».

Пять лет миллионы православных на Украине старались вести себя тише воды, ниже травы, лишь грандиозными крестными ходами напоминая, что нет другой силы в стране, которая не сдалась, которая продолжает молиться о мире. Сегодня этих людей буквально принуждают к открытому сопротивлению торжествующему злу.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий