Ради пользы родного края

В советское время принято было считать, что в царской России простой народ, особенно на селе, прозябал в невежестве. Действительно, в иных глухих уголках Российской империи дело обстояло именно так, но только не на Русском Севере. Несмотря на свою удалённость от центра страны, Север издавна слыл краем образованных людей, а уровень грамотности населения был выше, чем в целом по России.

Начиная с XV века по сёлам и деревням Северной Фиваиды, как православные называли Русский Север, ходили странствующие мирские дьяки и монахи-аскеты, обучавшие сельчан грамоте по Часослову и Псалтири. В начале XVIII века взялось за народное просвещение и государство: реформы Петра I, а затем Екатерины II положили начало государственной системе образования. Не остались в стороне от этих процессов и жители Коми края, как условно называют в научных текстах территорию, до революции входившую в состав трёх губерний: Архангельской, Вологодской и Вятской. Казалось бы, самый что ни на есть «медвежий угол»… Но учебных заведений и библиотек даже в сёлах было довольно много. В этом можно убедиться, ознакомившись со сборником архивных документов «Культурная жизнь Коми края 1800–1917 гг.», выпущенным несколько лет назад Национальным архивом Республики Коми. Этот труд получил достойную оценку – был отмечен дипломом Федерального архивного агентства. О проделанной большой работе мы поговорили с одним из участников авторского коллектива – Еленой Макеевой.

– Документы, собранные в книге, дают представление о том, как в Коми крае развивались система образования, библиотечная система и как шло просвещение народа, – рассказала Елена Эрастовна. – Это уникальные материалы. Часть их была представлена на выставке в Национальном архиве в прошлом году, посвящённой 640-летию образования епархии на территории Коми края: метрические книги, брачные обыски, исповедальные ведомости и прочее. Были выставлены и раритетные издания. На выставке побывал и архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим. Владыка был приятно удивлён тем, какие документы, связанные с деятельностью Православной Церкви в Коми крае, хранятся в архиве, с благоговением рассматривал их.

– Как долго шла работа над книгой?

– Процесс создания любого сборника архивных материалов долог, не менее двух лет, ведь каждый документ проходит через руки и глаза архивиста не один раз. Его нужно изучить, сравнить имеющиеся редакции, выбрать более достоверный вариант, подыскать фотоиллюстрации. А у старинных документов своя специфика, что выражается и в содержании, и в оформлении, отчего бывает довольно сложно их прочесть. Потому-то большой коллектив составителей и трудился над книгой, с некоторыми перерывами, более пяти лет. Начало этой работе было положено бывшим директором Национального архива РК, заслуженным работником Республики Коми Татьяной Ивановной Лахтионовой.

– В сборнике – документы с 1800 года. Имеются ли в Национальном архиве более ранние документы?

– Да, имеются, но они никогда не публиковались. У нас есть коллекция грамот и договоров середины XVII века и более поздних периодов – XVIII-ХIХ веков. А все наиболее древние и ценные документы хранятся не в областных госархивах, а в Москве – в Российском государственном архиве древних актов. В отдельных областных архивах есть документы, датированные ранее XVII века, но самые ценные находятся всё же в Москве.

– Было бы интересно узнать, как формировался дореволюционный фонд Национального архива: каким образом документы прежних столетий попадали туда?

– Эти документы мы получили их исключительно благодаря подвижническому труду Андрея Андреевича Цембера, который был первым заведующим Усть-Сысольским архивом (г. Усть-Сысольск был переименован в Сыктывкар в 1930 г.– Ред.). Именно он организовывал поездки на подводах по разрушенной после Гражданской войны территории Коми края. Ездил лично и собирал не только документы, но и церковные книги – в церквах, на чердаках заброшенных домов. Кроме того, он, как заведующий Областным архивом в г. Усть-Сысольске, обратился с просьбой о передаче документов, относящихся к истории Коми края, в областной архив, в Центрархив, архивы Москвы, Вологды Архангельска, Яренска. Получив положительный ответ из Центрархива (Москва), А.А. Цембер привёз в 1925–1927 годах из Вологды 380 пудов, из Яренска 568 пудов архивных дел. Поэтому в том, что мы имеем ряд уникальных дореволюционных документов, исключительно его заслуга.

Кстати, в нынешнем году исполняется 150 лет со дня его рождения. Национальный архив Республики Коми планирует провести в октябре 2024 г. уже третьи Цемберовские чтения. Андрей Андреевич Цембер был человеком энциклопедических знаний и необычайно широких общественных интересов. Он не только стал зачинателем архивного дела, но и был среди тех, кто способствовал открытию в Усть-Сысольске краеведческого музея. В 1936 г. по ложному обвинению Цембера сняли с работы, обвинили во всяческих грехах, но он, слава Богу, избежал репрессий: вовремя уехал в Пятигорск и прожил там до кончины в 1959 году. В Сыктывкаре живут потомки Андрея Андреевича. Достойный продолжатель фамилии – его праправнук Пётр Цембер, в семье которого чтят историю рода Цемберов, который также является участником Цемберовских чтений, прививает интерес к изучению истории рода Цемберов своим детям.

«Писать добрыми красками»

Большинство собранных в книге «Культурная жизнь Коми края» документов имеют отношение к Церкви, что и понятно – до революции 1917 года она не была отделена от государства. Представители духовного сословия на общем фоне выделялись образованностью и не только служили у престола Божия, но и учительствовали в школах, заведовали библиотеками, способствуя просвещению простого народа.

Преображенская церковь с колокольней в с. Ижма. Построены в 1806–1835 гг. Фото нач. XX в.

Село Ижма. Крестный ход. 1910-е гг.

В документах той эпохи отражено, как в Коми крае строились и освящались храмы. Многие из них потомки теперь видят лишь на фотографиях. Но некоторые уцелели – например, церковь в честь Архистратига Михаила в с. Усть-Вымь, освящённая в 1806 году. В сборнике помещён интересный документ 1804 года, проливающий свет на обстоятельства благоукрашения храма. Это «Договорное о росписи иконостаса вновь построенной каменной Михайло-Архангельской церкви в Усть-Выми иконописным художником Яковом Поповым»: «Договорился я, Попов, вновь построенную во имя Архангела Михаила каменную церковь писать живописным искусным письмом и добрыми красками и у всех нижеписанных святых венцов листовым двойным золотом золотить…» Прошло два с лишним столетия, и в наши дни хранящаяся в этом храме старинная икона Архангела Михаила и семи Архангелов чудесным образом обновилась. Как знать, не Яков Попов ли писал её «искусным письмом и добрыми красками»…

А вот белоснежные храмы Усть-Сысольска, к горькому сожалению, в 30-е годы сровняли с землёй. Архивные документы говорят о том, сколько народных чаяний было связано с их строительством. Один из них проливает свет на историю возведения Стефановского храма – пятикупольный, с шатровой колокольней, он был виден из любой точки города.

Пятикупольный Стефановский храм был виден из любой точки Усть-Сысольска

В Докладе Усть-Сысольской городской управы о мероприятиях по празднованию 500-летия памяти свт. Стефана Пермского (март 1896 г.) говорится, что в Стефановском соборе, который строился 40 лет, до сих пор не было иконостаса. «Устьсысольское земство и городская дума в 1895 г. оказали для этой цели пособия: первое в сумме 2-х тысяч рублей и последнее в сумме 500 руб., с тем, чтобы иконостас был устроен и освящён для служения ко дню 500-летия преставления Святителя Стефана, что уже и исполнено в настоящее время…

Следовательно, по неисповедимым судьбам Своим Господь Бог приводит граждан г. Усть-Сысольска окончить строение храма и освятить главный престол в верхнем этаже в честь Святителя Стефана ко дню 500-летия преставления его, а именно к 26 апреля 1896 г. … на радость всем жителям и ревнителям, принимавшим участие в устроении дома Господня».

Из этого документа мы узнаём также и о программе юбилейных торжеств: «В день 500-летия разрешить из всех церквей и часовен города и приписных к городу перед поздней обедней собраться в Стефановскую церковь с иконами и хоругвями, а по окончании Божественной литургии оттуда совершить общий крестный ход кругом города. Просить начальство всех учебных заведений города, чтобы в крестном ходе участвовали все учащиеся, в сопровождении преподавателей, и пел вместе с духовенством соединённый хор из всех певчих учебных заведений; после крестного хода дозволить целодневный звон во всех церквях и часовнях города и приписных к городу».

Слава Богу, всё вернулось на круги своя: снова в Сыктывкаре красуется белоснежный Стефановский собор, устраиваются крестные ходы.

Полушубок для Жана

Но вернёмся в начало XIX века, в февраль 1814 года. Краткое донесение городничего Самарина Вологодскому губернатору (Усть-Сысольк относился к Вологодской губернии) свидетельствует о том, что местечко Париж в Сыктывкаре и в самом деле получило своё название в память о проживавших там французах – это вовсе не городская легенда, как считают многие, а реальная история: «Приведённая в г. УстьСысольск партия в числе 100 человек военнопленных французов… мною принята и помещена на квартиры – о каковых военнопленных именной список представить честь имею».

В комментариях к этому донесению в книге приводится выдержка из документа, хранящегося в Государственном архиве Вологодской области: «Французские военнопленные ещё в январе 1814 г. были направлены из Вологды в ряд уездов, в том числе и Яренский и Усть-Сысольский, в предписании Вологодского полицмейстера… указывались условия их препровождения, в том числе о снабжении их овчинными полушубками, рубашками, суконными же панталонами, шапками или фуражками, чулками, варежками и кожаными сапогами». Далее следует ряд предписаний о достойном питании пленных в пути и рекомендуется, чтобы «была оказываема со стороны конвоя и жителей человеколюбивая помощь и снисхождение, не допуская их до напрасных обид, изнурения или жестокости под страхом неминуемого взыскания по законам». Пройдёт сто лет, начнётся Великая война, и такое милосердное и заботливое отношение ко вчерашнему врагу уйдёт в прошлое.

Победоносное окончание вой-ны с Наполеоном нашло отражение в другом донесении усть-сысольского городничего губернатору. Сообщается о том, что 2 января 1816 года в Усть-Сысольске состоялось торжество о всеобщем мире и «после окончания Божественной литургии и молебна с коленопреклонением… все согласились сей день ознаменовать чем-либо полезным» – решили «сделать добровольное пожертвование – на заведение в столь отдалённом краю, где обитают зыряне, училища для просвещения бедных и неимущих людей, которое послужить может памятником ознаменовавшего торжества». Каждый мог сделать пожертвование «от усердия своего по возможности».

Поистине мудры были наши предки, если окончание войны знаменовали не победными речами о поверженном неприятеле, а «духовным торжеством о всеобщем мире» и действенной заботой о просвещении народа.

Усть-Сысольск читающий

Благочестивое устроение умов людей того времени отразилось даже в таком сугубо бытописательном документе, как опись имущества умершего усть-сысольского купца Степана Латкина (1822 г.). В первых строках его перечисляются наибольшие ценности усопшего. Это вовсе не ларцы с золотом и серебром, а святые образа: «Нерукотворного Спаса, серебряным венцем Божия Матери, серебряной ризой Воскресение Христово… В спальне и в гостиной: образа Спасителя и Богоматери, серебряными венцами образ Трёх святителей, серебряными венцами образ святого Матфея евангелиста…» И только после этого длинного списка дан перечень остального имущества: векселя, самовары, подсвечники, комоды и прочее.

Вот только не было в этом богатом купеческом доме ни единой книги. Но когда спустя 15 лет, в 1837 году, в столице зырянского края была открыта городская публичная библиотека, то, по сообщению «Вологодских губернских ведомостей», первые 500 рублей на выписку книг из Петербурга и Москвы внесли именно купцы, а также чиновники. Здания под библиотеку выделено не было, а потому расположилась она в доме дворянского заседателя Усть-сысольского уездного суда Андрея Попова, «в нарочно устроенных красивых шкафах». Горожане пристрастились к чтению, притом не только книг, но и периодики: как свидетельствует один из документов 1853 года, один из 70 жителей выписывал какое-либо периодическое издание.

К началу прошлого века в Коми крае имелось довольно много библиотек и народных читален. Как свидетельствуют документы, крестьяне любили читать. Один из них, житель с. Усть-Вымь, как-то пожаловался в уездную управу на то, что библиотекаря, чьи обязанности исполнял местный псаломщик, не застать на месте: «Любители чтений приходят, постоят, постоят и с досадой уходят, иногда раза по два. Я был 9 июня, 29 мая и 3 июля и ни разу библиотеку не нашёл открытой. Первые два раза [библиотекарь] оказывался в гостях, а третий раз ходил с крестным ходом по полям… Восстановите порядок».

В 1827 году Усть-Сысольск посетил будущий академик Андрей Михайлович Шёгрен, который провёл разнообразные научные исследования, сумев привить интерес к этнографии местным жителям. Несколько добровольцев-энтузиастов, принадлежавших к разным сословиям общества, начали составлять русско-зырянский словарь. Как писали «Вологодские губернские ведомости», «эта трудная работа начата была усть-сысольским мещанином Мальцевым. По смерти его, продолжение труда приняли на себя добровольным вызовом: нынешний уездный стряпчий губернский секретарь Николай Попов, купеческий сын Алексей Суханов и крестьянин Устькуломского селения Филипп Попов. Собрав более двадцати тысяч слов, они обработали для образца букву К ещё в 1834 году, которую и представили на рассмотрение Императорской С.-Петербургской Академии наук». Работа эта была завершена, и в 1843 году четыре тома нового словаря были переданы в Императорскую Академию наук.

Как видим, уже в середине XIX века молодые представители купечества сами «двигают» науку и просвещение на родной земле, хотя ещё совсем недавно, в 1822-м, в иных купеческих домах не было ни единой книги.

Бессребреники

Ярким примером перемены в умах купеческого сословия по отношению к учению служит письмо усть-сысольского купца 3-й гильдии Ивана Назаровича Забоева директору училищ Вологодской губернии, с предложением открыть в Усть-Сысольске женское училище. В 1857 году он пишет, что во времена его детства «некоторые из стариков, весьма немногие, умеющие читать славянское церковное чтение, обучали детей церковной азбуке по часослову и псалтыри, и тем оканчивался курс учения, тем кончилось и моё образование. Ныне вижу я, что попечительным правительством в нашем месте уже учреждены училища с 1838-го – приходское, а с 1840-го г. – уездное, где обучаются довольно много мальчиков разного сословия, в числе коих и мои дети, и благодаря Провидению развивается просвещение, как и сказано: учение есть свет, а неучение тьма. Небезызвестно мне, что во многих местностях уже есть училища женские, отчего бы и в здешнем месте это же самое общими силами не соорудить. Цель для местности весьма бы была благоприятна, особенно для людей низшего сословия и малодостаточных». Далее Иван Назарович пишет, что готов ради доброго дела выстроить и пожертвовать навечно под училище дом, к тому же обеспечить в первые три года отопление и освещение. Пустующую комнату в этом доме купец Забоев охотно предоставит мужскому приходскому училищу, что ютится в тесноте.

Это предложение рассматривалось больше года, но как только высочайшее разрешение на строительство в Усть-Сысольске училища для девиц было получено, работа закипела. Всего через два месяца состоялось торжественное открытие женского второразрядного училища, и многие из его воспитанниц в будущем сами стали учительницами.

Преподаватели воскресной школы, учителя школ Усть-Сысольского уезда, г. Усть-Сысольск, 1904 г.

Позже судьба училища складывалась непросто, поэтому временами объявлялся сбор средств на его содержание. Например, в 1861 году образованному обществу Усть-Сысольска с целью благотворительного сбора разрешалось устраивать театральные постановки. А некоторые учителя, несмотря на плачевное положение с финансами, не только не отказывались от места, но и заявляли о готовности безвозмездно преподавать свой предмет. Одним из них был протоиерей Вонифатий Кокшаров. Процитируем здесь его замечательное заявление штатному смотрителю усть-сысольских училищ: «Побуждаясь общими благами того общества, среди которого Бог поставил меня Пастырем и Учителем, вполне сочувствуя общему стремлению о народной грамотности – о просвещении ума и сердца народа, о том, чтобы, сколько это возможно, сделать его счастливым, указав ему разумно понимать то, для чего он существует, какие его обязанности в сей жизни в отношении к Богу, Церкви, обществу и всем ближним в частности, и что ожидает его за гробом, я снова с полною охотою обязуюсь безвозмездно преподавать Закон Божий в здешнем девичьем училище до тех пор, пока позволят мне моё здоровье, мои силы и обстоятельства внешние и пока угодно будет начальству».

Ещё один пример учительского великодушия и бескорыстия – докладная записка преподавателя церковного пения Усть-Сысольского духовного училища Василия Городецкого правлению училища о приобретении нотных партитур от 15 мая 1876 года: «Приобретены мною за 12 р. (сумма, равная сумме двухмесячного учительского жалованья. – Ред.) и вновь переплетены за 1 р. 75 к. семь письменных нотных книг (с партитурами всенощного бдения, Божественной литургии и др. – Ред.). Считая приобретение таковых книг весьма полезным для развития эстетического образования воспитанников училища и в то же время зная недостаточность училищных средств, предлагаю правлению все вышеозначенные семь книг за 5 рублей». Однако и эти пять рублей учитель намерен пустить на дело просвещения – выдать в качестве вознаграждения воспитанникам, отличившимся усердием и успехами в партесном пении.

Такое радение о деле духовного просвещения принесёт достойные плоды, и в мае 1888 года начнётся строительство специального здания духовного училища в Усть-Сысольске, которое завершится осенью 1890 года (в этом здании с давних пор доныне размещаются залы Национальной галереи Республики Коми).

Духовное училище в г. Усть-Сысольске по ул. Набережной. Торжественное открытие здания училища состоялось 28 октября 1890 г.

Добрые всходы

К концу XIX века в Коми крае были открыты десятки учебных заведений, в каждом крупном селе действовала церковно-приходская школа. Регулярно проверяющие экзаменовали учащихся и были, как правило, удовлетворены их знаниями. Приведём восторженный отзыв священника Феодосия Колосова о результатах экзаменов в школе зырянского села Покча: «Оканчивающие воспитанники Покчинской школы свободно производят вычисления в уме на все четыре действия в пределах тысячи и совершенно бегло производят сложение и вычитание отвлечённых и именованных чисел на торговых счетах, весьма хорошо читают по-русски и понимают русскую речь, знают много церковных песнопений наизусть и хорошо поют церковное пение. Жить в таком глухом крае, честно и с верой в дело и верностью Церкви учить и воспитывать детей – великий подвиг учителя. Вся постановка учебного и воспитательного дела в Покчинской школе свидетельствует об умелом, с самоотверженной любовью к делу преподавании учителя Павла Петровича Катаева».

Инспектор школ Печорского уезда Морев, учителя Ижемской школы, попечитель школы купец Ф.Е. Филиппов и священник Новиков на фоне Ижемской школы, 1902 г.

Вообще это было время, когда многое держалось именно на таких самоотверженных одиночках, радеющих об общей пользе. Загорелся человек какой-то идеей – и на всю жизнь. Таким был и крестьянин села Ижма Печорского уезда И.М. Сметанин. В 1892 году он пишет прошение Архангельскому губернатору князю Н.Д. Голицыну о разрешении открыть фотографию в своём родном уезде (Печорский уезд относился к Архангельской губернии. – Ред.): «Мысль заняться этим делом и принести пользу Печорскому краю лет 30 назад занимала мой ум, и поэтому я выписал разные руководства для занятия фотографией и заказал фотографический аппарат, истратив на это более 300 рублей, затем я изучил дело фотографии, начал снимать виды и портреты для полного изучения дела на практике. На труд этот я потратил более 10 лет, а затем ездил в Ярославль, Нижний Новгород и Архангельск для ознакомления с фотографией и, между прочим, учился фотографии у известного архангельского фотографа Лейцингера». Дважды Сметанин подавал прошение на имя губернатора – и безо всяких объяснений получал отказ. Однако на третий раз удача ему улыбнулась, разрешение было получено. И если вы зайдёте на сайт «Архангельская губерния 1860–1917. Все фотографы и фотоателье», то убедитесь: в далёком Печорском уезде, в селе Ижма, с 1892 по 1899 год тоже была фотография, и владельцем её был тот самый упорный крестьянин Сметанин. Судя по стилю его письма, человеком он был достаточно образованным – видно, что учился в школе у хороших учителей.

В последние годы перед Первой мировой войной в удалённом от центра Коми крае жизнь текла мирно, без потрясений и вольнодумства, а столица его хорошела. Неизвестный автор очерка «Город Усть-Сысольск», опубликованного в календаре-справочнике Вологодской губернии за 1912 год, писал: «В настоящее время город быстро увеличивается и улучшается. Сравнительно быстрый рост города отчасти объясняется увеличением учебных заведений и торговых предприятий. В городе имеются: мужская и женская гимназии, городское училище, ремесленная школа, духовное училище».

В эти годы возник интерес и к национальной культуре. В усть-сысольском отделе Общества изучения Севера занялись исследованием самобытного коми фольклора. Представителей сельской интеллигенции – учителей, фельдшеров – призывали записывать от местных жителей сказки, песни, поговорки; в начальных классах школ готовились вводить изучение коми языка и даже задумывались об издании газеты на зырянском языке.

Жители одного из посёлков на р. Усе с членами Печорско-Обдорской экспедиции. Фотография сделана участником экспедиции летом 1913 г.

Были созданы археологический и этнографический музей, а также архив. Словно разом пришло к обществу осознание того, что нужно успеть сохранить всё самое ценное, что накоплено в крае за века. Это было сделано очень вовремя, ведь прошло каких-то три года и жизнь круто изменилась. Слава Богу, что-то успели. Всё, что было совершено в области культуры и народного просвещения до революции, стало основанием здания, которое продолжили строить наши деды и отцы в советское время. А нам, наверное, остаётся поддерживать в нём порядок.

Использованы фотографии из сборника «Культурная жизнь Коми края 1800–1917 гг.» и с сайта oldsyktyvkar.ru

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий