Спасения нашего главизна
Приближается великое событие, осиявшее светом не только скромную горницу Девы Марии, но и всю мировую историю, – Благовещение Пресвятой Богородицы. Как и Рождество Спасителя, оно совершилось неслышимо и невидимо для мира, не сопровождаясь ни звуками небесных труб, ни многоголосыми криками народа. И сами евангелисты говорят о случившемся просто, будто пересказывают житейскую историю: как перед Девой явился крылатый юноша с цветком в руке и возвестил Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!», и как Она ответила: «Се, раба Господня, будет Мне по слову твоему».
Чудо по сути своей просто и безыскусно, как хлеб и вода. Но русское искусство, пожалуй, не знает сюжета прекраснее и светлее, чем Благовещение. Он вдохновлял на протяжении веков не только иконописцев – к нему обращались и художники, и поэты.
Самой древней из русских православных икон праздника – «Устюжскому Благовещению», что хранится в Третьяковской галерее, – уже девятьсот лет.
Левая рука Архангела пуста, как будто за столетия лилия увяла, но пряжа в руке Приснодевы по-прежнему горит киноварью, а сквозь Её одеяние просвечивает маленькая фигурка Младенца Христа. Лицо Богоматери совершенно спокойно, а голова слегка наклонена – так древний иконописец изобразил Её смирение перед Божией волей.
Если задаться целью сравнить существующие иконы Благовещения, то окажется, что Пречистая Дева в момент явления Архангела изображена то с книгой, то с рукоделием или с кувшином у колодца, – и все эти образы каноничны. Интересно, что по-разному представляли себе эту картину и поэты. Михаил Кузмин (1872–1936) так писал о Благовещении:
Какую книгу Ты читала
И дочитала ль до конца,
Когда в калитку постучала
Рука небесного гонца?
Перед лилеей Назаретской
Склонился набожно посол.
Она глядит с улыбкой детской:
«Ты – вестник счастья или зол?»
(«Благовещенье», 1909 г.)
А другому поэту начала прошлого века – Зинаиде Гиппиус (1869–1945) – оказался ближе другой образ:
Дышит тихая весна,
Дышит светами приветными…
Я сидела у окна
За шерстями разноцветными.
Подбирала к цвету цвет,
Кисти яркие вязала
Был Мне весел Мой обет:
В храм святой завеса алая.
И уста Мои твердят
Сил мольбы привычные…
В солнце утреннем горят
Стены горницы кирпичные…
(«Благая весть», 1904 г.)
Явление Архангела Гавриила Деве Марии изображали и художники – им важно было представить, что могла испытывать Божия Матерь, услышав обращённые к Ней слова. Ведь Она тоже была человеком, пусть и самым лучшим из нас. Поэтому на полотнах разных живописцев на лице Её можно прочесть разные чувства: от минутного сомнения, даже испуга, как у Клавдия Лебедева (1826–1916), до восторга, как у Василия Сурикова (1848–1916).
По-разному изображается и обстановка, в которой произошло чудо. Михаил Нестеров (1862–1942) писал Богоматерь, как хрупкую девочку, на фоне нежнейших красок неба, пробуждающейся природы.
У Клавдия Лебедева Приснодева Мария услышала благую весть в дому аскетически скромном. А Григорий Гагарин (1810–1893), напротив, поместил свою Богородицу не в бедную горницу, а на открытую галерею храма, откуда открывается вид на живописные окрестности Назарета. Так художник показал надмирность Благой вести, которая тотчас разнеслась во все концы земли.
В день Благовещенья весна благоуханна,
О чуде бытия поют поля и лес.
При виде таинства не чудо сердцу странно,
А странным было бы отсутствие чудес.
И, чуду радуясь, священное «Осанна»
Пою Архангелу – посланнику небес!
(Александр Солодовников, 1893–1974)
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий