«Веселие вечное»

Христос воскресе! Как много русских художников черпали вдохновение в этих словах! Первые гравюры на пасхальную тематику появились в конце XVIII века, впоследствии стали создаваться и живописные полотна, не говоря уж о почтовых открытках. Сотворяя красоту и гармонию на холсте или листе картона, мастера запечатлевали пасхальную радость, чтобы ею делиться со многими поколениями зрителей.

Владимир Маковский. «Молебен на Пасху». 1887–1888 гг.

  1. Картину «Молебен на Пасху», или «Молебен на Святой неделе», Владимир Егорович Маковский писал в 1887–1888 годах на Орловщине, где гостил в имении друзей. С большим мастерством прописана каждая деталь, и почти физически ощущаешь, каковы на ощупь бархат и парча фелони старого священника, брёвна, нагретые солнцем, красное яйцо в кулачке малыша. Для крестьянской семьи такой молебен был особым благословением на весенний сев – неслучайно на картине древко хоругви опущено в ведро с семенным зерном. Семьям сельских священнослужителей требы в пасхальные дни позволяли благополучно прожить несколько месяцев, ведь батюшки и диаконы в то время не получали жалованья. А у остальных участников молебна – церковных нищих, благочестивых добровольцев из прихожан – была лишь одна цель: послужить Богу. Недаром участие в приходском крестном ходе на Пасху называлось «Бога нести» или «ходить под Богом».

Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасху». 1861 г.

  1. Если картина Маковского для нас – окошко в Россию конца XIX века, то полотно Василия Григорьевича Перова «Сельский крестный ход на Пасху», как бы оно ни претендовало на правдивое отражение действительности, похоже скорее на кривое зеркало. Поневоле вспомнишь известного персонажа из сказки Андерсена «Снежная королева», смастерившего зеркало, в котором всё доброе и прекрасное почти исчезает, а всё худое и безобразное, напротив, бросается в глаза. На картине крестоходцы «схвачены» в минуту, когда процессия выходит из крестьянской избы (а сколько таких изб они обошли за день!), где священнослужителям поднесли в честь Праздника очередную чарочку, и грех отказаться, а потчевать крестьянину весной нечем – все припасы подъедены за зиму. Вот батюшка и ослаб. Занемогли и пали наземь его попутчики. Надо сказать, этой картиной Перов долго «болел» – сохранилось несколько её эскизов, и на каждом всё та же безотрадность, то же «кривое зеркало»… Возможно, дело в прямолинейном максимализме молодости (художнику на момент написания картины было 29 лет), но из желания создать полотно на больную для деревни тему вышел лишь «фельетон».

 

Александр Бучкури. «Пасхальная заутреня». 1911 г.

  1. Проникнутую тихой радостью сцену видим мы на акварели русского художника Александра Алексеевича Бучкури «Пасхальная заутреня». Позади праздничная служба. Крестьянки устали, но терпеливо ждут батюшку – скоро он выйдет из храма и освятит пасхальные кушанья, разложенные на белых платках по обе стороны вешнего ручья. Художник жил и творил в Воронеже, создав множество живых образов крестьянок.

Александр Маковский. «Пасхальный стол». 1915–1916 гг.

  1. Излюбленным жанром живописцев начала прошлого века был пасхальный натюрморт. Непременным атрибутом его служили разноцветные гиацинты, которые заранее высаживались и к Светлому дню распускались. В красках и формах пасхального натюрморта светилась ликующая радость жизни. Эта работа Александра Владимировича Маковского написана в разгар Первой мировой. Но в нём словно читается мысль: Христос воскрес из мертвых – и жизнь жительствует, а радость о Воскресшем побеждает скорбь.

Татьяна Маврина. «Пасхальный натюрморт». 1993 г.

  1. А пасхальный натюрморт Татьяны Алексеевны Мавриной написан ровно 30 лет назад. Замечательному мастеру детской книги было на тот момент 90 лет, но её жизнелюбием можно только восхищаться. Радость – главная тональность творчества художницы на протяжении всей её жизни, она придавала её кисти виртуозную лёгкость. В годы Великой Отечественной Маврина, оставаясь в Москве, много рисовала, но созданный ею образ столицы спокоен и красочен, как на народных росписях.

Ольга Романова-Куликовская. «Пасха в госпитале». Предположительно, 1914–1917 гг.

  1. Дань пасхальным натюрмортам отдала и художница Ольга Александровна Романова-Куликовская – младшая сестра последнего русского Государя, которая после революции вынуждена была жить на чужбине. Содержание их неизменно: в уютно и вместе с тем просто обставленной комнате на фоне букетов цветов теснятся на столе пасхальные яства в красивой посуде – горы цветных яиц, куличи, пасхи с бумажными красными розочками. Но эта картина – «Пасха в госпитале» – особенная. Она написана в годы Первой мировой и изображает сцену в военном госпитале. На столе гиацинты, пирамидки пасох, однако чувствуется, что собрать пасхальное угощение для раненых воинов было непросто. Можно с большой долей вероятности предположить, что работа написана с натуры, ведь Ольга Александровна в войну была сестрой милосердия в госпитале, который обустроила в Киеве на свои средства.

Павел Рыженко. «Пасха в Париже». 2007 г.

  1. Художник Павел Викторович Рыженко – наш современник. Он рано ушёл из жизни, но оставил после себя множество монументальных полотен в жанре военно-исторической живописи. На картине «Пасха в Париже» – люди, которым пришлось оставить родную землю, когда туда пришла революция: двое казаков, офицер и полковой священник. На стене висит портрет последнего Государя, которому они остались верны. Здесь, в тесной каптёрке завода «Рено», осколок прежней России. А в их сердцах уместилась она вся.

Иван Горюшкин-Сорокопудов. «Обряд освящения куличей». 1910 г.

  1. В Светлый праздник мы испытываем ту же пасхальную радость, что и наши далёкие предки, да и богослужебная жизнь в православных храмах осталась почти неизменной. Поэтому, разглядывая картину «Обряд освящения куличей», посвящённую средневековой Руси, мы словно слышим знакомые церковные песнопения и возгласы людей: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», ощущаем аромат творожных яств, расставленных на полу… Кисть Ивана Силыча ГорюшкинаСорокопудова воспевала «преданья старины глубокой», культуру ушедшей Руси. Именно там он черпал вдохновение. Тема Пасхи звучит в его творчестве особенно ярко, ведь вся жизнь наших предков строилась вокруг Христа, Его жертвы и Воскресения.

Аркадий Пластов. «Куличи». 1953 г.

  1. С творчеством Аркадия Александровича Пластова все мы знакомы со школьной скамьи в основном по картине «Фашист пролетел», написанной в 1942-м. Но у этого очень известного в советское время художника было немало полотен, далёких от направления соцреализма и долгое время не выставлявшихся. Одна из них – «Куличи». Казалось бы, что в ней особенного? Освящение трапезы на Пасху, батюшки да старушки. Но если мы посмотрим на дату создания картины – 1953 год, то станет ясно, что на ней запечатлены те самые «белые платочки», которые во время советских гонений и спасли Русскую Церковь. В юные годы Аркадий Пластов расписывал храмы, идя по стопам своих предков-иконописцев, и те впечатления остались светом в его душе.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий