Пасхальный медальон

Крестовские узоры

Об открытии этого храма в Санкт-Петербурге на Крестовском острове, а также об истории самого острова мы рассказывали год назад – как раз на прошлую Пасху в храме прошло первое богослужение («Сто лет ожидания», № 905, август 2022 г.). Но тогда у редакции не было возможности пообщаться с батюшкой и прихожанами. И вот спустя год я иду от станции метро мимо элитных домов (Крестовский остров считается одним из самых престижных районов Северной столицы, жильё здесь дорогое) и, к своему удивлению, вижу небольшую деревянную церквушку, похожую на сельскую. Она сияет в вечернем сумраке, переливается огоньками электрических гирлянд. И снаружи и внутри вся украшена резным узорочьем.

Храм преподобного Сергия Радонежского на Крестовском острове

 

Отец Сергий Латушко показывает убранство нового храма

Приложившись к иконе преподобного Сергия Радонежского, в честь которого и освящён храм, знакомлюсь с настоятелем отцом Сергием Латушко. Он ведёт меня в церковный домик, такой же узорочный.

– Это ваша идея так всё здесь украсить? – спрашиваю батюшку.

Вот они какие – крестовские узоры!

– А раньше так и было, – отвечает он. – До революции на острове стояли только деревянные дома с резными наличниками. Что же касается иллюминации, электрогирлянд, то хочется, чтобы храм радовал всех – и тех, кто в него идёт, и мимо проходящих. Храм должен радовать и внешней красотой, и теплотой, душевностью общины.

В церковном домике уютно. Стол на двадцать персон, кухонька.

– Здесь у нас проходят и занятия воскресной школы, и чаепития с прихожанами, и встречи шахматного клуба, и репетиции двух хоров, взрослого и детского. Так и задумывался этот дом, чтобы община укреплялась, пока строится большой храм.

– Крестовоздвиженский?

– Вы же знаете эту историю? На Крестовском острове никогда приходских храмов не было, а были только два домовых, принадлежавших князьям Белосельским-Белозерским. Но в начале двадцатого века остров стал активно застраиваться, и князья выделили участок под строительство большого храма. Был сделан эскизный проект, освящено место – там, где сейчас станция метро «Крестовский остров», но помешала революция. И только спустя сто лет местные жители подняли вопрос…

– Вы тоже местный, здесь живёте? – уточняю у батюшки.

– Нет, живу я в другой части города. И родом я из Минска.

– А как стали петербуржцем?

– После школы и окончания юридического факультета я приехал с двоюродным братом поступать в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Именно здесь учились мои дедушка, отец и дядя, и в выборе города мы решили поддержать семейную традицию. Думал потом вернуться в Минск, но Господь судил иначе. Женился здесь, стал служить, двадцать лет работаю секретарём епископа Назария, наместника Александро-Невской лавры. А теперь ещё и строю храм.

Всё складывается по воле Божьей. Обратился ко мне человек, что Крестовскому острову нужна церковь. Я его повёл в епархиальное управление. Там его выслушали, а поскольку у инициативной группы не было своего священника, мне секретарь епархии и сказал: «Отец Сергий, вы и займитесь». Хотя прежде я никогда строительством не занимался…

– А небесный покровитель вашего храма, Преподобный Сергий, был ведь и строителем, – замечаю.

– Так поначалу о Преподобном речи не шло. Лишь когда мы поняли, что строительство каменного Крестовоздвиженского храма затянется минимум на три года, решили построить малый храм, чтобы было где молиться. И владыка митрополит благословил освятить его в честь преподобного Сергия Радонежского… Но вы, собственно, не со мной пришли встречаться-то?

В церковном домике появилась супруга священника, матушка Екатерина. Сразу же включила чайник, насыпала в тарелку крендельков и печенюшек для гостя.

– Да, необычно получается, – говорю священнику. – Пришёл на приход, но не к настоятелю, а к его матушке.

Союз православных матушек

Матушка Екатерина очень светлый человек, так и лучится радостью.

– Вы как про меня узнали? – спрашивает она без обиняков.

Матушка Екатерина очень светлый человек

– В соцсети прочитал, что вы проводите мастер-класс по декорированию пасхальных яиц в винтажных техниках. Как понимаю, винтаж – это стилизация предметов под старину? И что ещё интересно, учите этому участниц Союза православных матушек Санкт-Петербурга. Это общество ведь тоже молодое, как и ваш храм?

– Да, Союзу недавно исполнился год. 21 февраля 2022 года по благословению митрополита Варсонофия он был создан, чтоб матушки общались между собой, обменивались опытом в организации приходской деятельности. У нас встречи проходят каждый месяц. Сама я не так давно присоединилась к ним.

– И на пользу вам?

– Конечно! Я выросла в нецерковной семье, а многие матушки потомственные, выросли в обычаях и традициях, которые складывались поколениями, и их опыт очень ценен для меня.

– До замужества вы чем занимались?

– Окончила факультет журналистики Санкт-Петербургского госуниверситета по специальности «Реклама», выиграла Президентскую стипендию и училась ещё в Париже международному маркетингу. После возвращения работала по специальности в крупной компании. Когда восемь лет назад вышла замуж и поняла, что буду матушкой, оставила работу, поступила на епархиальные курсы, отучилась четыре года на преподавателя воскресной школы. Сейчас вот на приходе веду занятия.

– А в вашем Союзе матушек есть такие, кто продолжает в миру работать?

– Немного, но есть, и я знаю именно таких, кто совмещает светскую работу со служением в храме. Всё-таки быть матушкой – это быть при батюшке, в единомыслии, в помощи и поддержке. И участие матушки в жизни прихода ценно не только для батюшки, но и для прихожан.

– Но положение матушек ведь особенное. Как и у священников, этакая дистанция.

– Наоборот! Мне ещё мама моего супруга, матушка со стажем, говорила: «Катюша, прихожане многое будут решать через тебя, потому что к батюшке подойти не всегда осмеливаются. А с матушкой проще, она среди своих». И я в этом успела убедиться даже за этот короткий срок. Храму ведь всего год, на прошлую Пасху здесь были голые стены, бетонные полы. К кому обратиться с личным вопросом или с каким-то предложением, инициативой? К свечнице если только. Но она, скорее всего, к настоятелю направит. А с матушкой можно свою проблему обсудить, она может что-то посоветовать.

– Ваш Союз православных матушек продолжает расширяться?

– Да, конечно. Есть матушки, которые ещё не знают о деятельности Союза, ищем их контакты, приглашаем на встречи. Думаю, потихоньку охватим всех. Особенно мне нравится, что все наши встречи проходят на разных приходах. Мы знакомимся и с настоятелем храма, обычно нам проводят экскурсию, мы вместе молимся, после общаемся, ближе знакомимся друг с другом, обсуждаем проекты. Например, одним из таких начинаний нашего Союза, по благословению митрополита, стал проект организации внебогослужебной деятельности пожилых людей – оказание помощи им и взаимодействие с ними.

– И в вашем Союзе есть пожилые матушки? Что-то у них почерпнули?

 – Да! Любовь. Хочется к их возрасту вырасти в такой же взаимной любви от прихожан и к прихожанам. Такое искреннее отношение ещё надо заработать. Вот этому хочется учиться.

На все времена

– А ещё у вас в Союзе православных матушек проходят мастер-классы, – напоминаю.

– Был один мастер-класс, который для нас провёл флорист храма. Учились делать цветочные композиции. Мой, по винтажной технике, будет вторым. Знаете, творчество людей очень объединяет.

У меня самой нет художественного образования, просто люблю что-то руками творить. Брошки из бисера делаю, на Рождество ёлочные игрушки оформляю в разных техниках. Например, шар бархатом можно обтянуть, кружевом, молдингами или камушками разноцветными украсить – и такая красота! И винтаж тоже нравится. Берёшь обычную фаянсовую кружку, стеклянную вазу или деревянную рамку для фотографий, поработаешь с ними красками, восками – и уже как драгоценность, раритет. Это как бы состаренные вещи. Но интересно, что у слова «винтаж» есть ещё одно значение – вино с указанием на этикетке года урожая. Чем старее вино, тем ценнее. Так и с предметами получается.

– А на мастер-классе вы что будете показывать?

Матушка Екатерина выложила на стол деревянные медальоны с изображениями пасхальных яиц:

– Вот специально приготовила. В основе их обычные деревянные заготовки – дощечки.

Беру один из медальонов. На рисунок с тремя разноцветными пасхальными яичками наложены золотые выпуклые буквы «ХВ», а сбоку веточка с листьями, также рельефная. И всё это с потёртостями, крапинками, словно десятилетиями хранилось в доме на полке рядом с засохшей веточкой вербы – проходят годы, от Пасхи до Пасхи, дети растут, уезжают, а на полочке лежит и лежит этот вечный пасхальный медальон. И дом живой…

Винтажное, «состаренное» пасхальное яйцо

– Здесь я использовала разные техники, – объясняет матушка. – Рисунок – в технике декупаж. На окрашенную деревянную поверхность на специальный клей или обычный ПВА накладывается заранее вырезанная и смоченная салфетка. Существуют специальные декупажные салфетки, но я использовала обычную, с изображением яичек. Важно аккуратно её расправить. После сверху ещё раз промазать клеем, чтобы хорошо закрепить рисунок.

Затем делаем буквы. Берём шпатлёвку по дереву и через трафарет наносим слоем в несколько миллиметров на поверхность. Раскрашиваем. Точно так же делаем веточку. Затем наступает очередь создания винтажного эффекта.

Вот здесь начинается работа с восками. Сначала поверхность обрабатывается прозрачным воском, потом тёмным. Тёмные воски наносятся только в те места, которые нужно затемнить: трещины, углы, вмятины, выемки. После чего затираются. Именно воск даёт эффект патины, какая бывает на старинных вещах.

– А вот здесь ржавые подтёки и коричневые точки, – показываю на медальон, – очень выразительные, словно само время… Их как сделать?

– Очень просто. Для этого понадобится обычный растворимый кофе. Маленькие гранулки кладёте на поверхность, обильно опрыскиваете водой – и получаются похожие на ржавые разводы и точки. Много есть таких секретиков. Можно сделать следы от короедов на деревянной поверхности, например, с помощью щётки с гвоздями, которая продаётся в любом строительном магазине. Она предназначена для обработки терразитовых штукатурок, но следы короедов с ней получаются замечательные!

Также есть специальная краска-глина. Наносишь её на простую картонную коробку – и вот уже она как глиняная. Сверху декоративным воском покроешь – и такой археологический ореол появляется. Красиво ведь?

– Необычно то, что вы такая молодая, а техникой состаривания занимаетесь.

– Мне старые вещи очень нравятся. В них есть история, уют. Вот есть такая техника, которую я для себя называю «окна в деревне». Берём краску, смешиваем с кварцевым песком и наносим на отдельные части поверхности. В этих местах слой краски получается неровным, с выпуклостями. Затем берём ножичек…

Матушка показывает медальон с выпуклым белым голубем, который словно вылупился из красочных слоёв.

– Тут в чём секрет: ножичком слегка сковыриваешь выпуклости, а из-под них проявляется другой слой. Вот у меня в деревне, куда я к дедушке с бабушкой ездила каждое лето, как раз такие окна и были, по много раз перекрашенные поверх старой краски. Верхний слой облезал, трескался, а из-под него проступал старый. И такое чувство времени, что вот жили здесь другие поколения!

– А как ваша деревня называется?

– Уезжа. Это на севере Новгородской области, где станция Бурга.

– Ваш род оттуда?

– По дедушкиной линии. И что интересно, по этой линии в моём роду были священники. Узнала я об этом, когда вышла замуж и поняла, что буду матушкой. Я слышала, что мой прапрадед был священником, но никто ничего о нём не знал, потому что, когда его жена умерла при родах, его с тремя сыновьями отправили в другую епархию, а малышку, мою прабабушку, оставили с тёткой. И она никогда не говорила об отце. Была у нас фотография старинная, на которой он был отрезан прабабушкой от обиды, что отец с братьями к ней не вернулись.

 И вот когда я стала искать сведения о прапрадеде, то обнаружила, что в моей родословной целые поколения священников. И родители, и деды прапрадеда были священниками, по линии прапрабабушки – тоже. Оказалось даже, что один из моих предков, Александр Здравомыслов, служил в храме, который сейчас находится в музее деревянного зодчества «Витославлицы», что на окраине Великого Новгорода, близ Юрьева монастыря. Через сервис «Жди меня» мы нашли родственников, детей и внуков тех трёх братьев, которых никогда не знала моя прабабушка. И у них оказалась точно такая же фотография, как и та, что хранилась у нас, только не обрезанная, а с маленькими детьми и их отцом, стоящим в подряснике и с крестом.

Также узнала я, что по той мужской линии священнический род пресёкся. А вот правнучка той маленькой девочки-сироты – то есть я – вдруг стала матушкой. Вот ведь как Господь всё устроил!

* * *

Батюшка завёл в церковный домик детей, шести и трёх годиков, и те сразу же уселись за фортепиано, стали музицировать. Творческие натуры. Понимаю: время позднее, детишек пора везти домой. Прощаюсь. Какие всё-таки светлые, радостные люди! Сами молодые и приход молодой – и сколько ещё у них всего впереди! На улице совсем свечерело, было темно, и я, спеша к метро, постоянно оглядывался на храм – сияющий праздничными огоньками. Радостный, пасхальный.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий