Территория Бога

Божественная литургия начинается с возгласа священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». При этом священник держит в руках Евангелие, крестообразно благословляя им престол. Я как-то раз задумался, что я благословляю: свой приход, благочиние, епархию? Потом понял, что Царствие Божие – всё мироздание. И когда выхожу на улицу, то благословляю при этом сначала Юг, имея в виду Кавказ, Астрахань и всё Поволжье, потом благословляю Запад – а это Киев и Минск, Псков, Петербург и Вологда. На Севере – Архангельск, Воркута, Усинск, Печора, Ухта. Наконец, приходит черёд Востока – Урала, Сибири, Дальнего Востока. Так я благословляю всю Русскую землю. Но прежде всего благословляю Царствие Божие «внутри нас» в каждом человеке.

Как-то раз с матушкой Марией с большим интересом посмотрели видео, где священник Олег Стеняев комментирует книгу Бытия. Там несколько раз было произнесено: «Территория Бога». Много людей было на земле, но лишь Авраам и немногие пребывали в богообщении и послушании Богу. Авраам шёл, куда Господь ему предписывал, делал, что ему наказывал Бог. Но там, где он пребывал, находилась территория Бога. Даже его племянник Лот оказался прельщён миром, его развлечениями и богатствами. Авраам жил в шатре и не был связан ничем, кроме велений Божиих. Лот же цеплялся за город, оказавшись связанным. За город, который был обречён на погибель.

Когда у меня проснулся интерес к духовной жизни, я начал читать святых отцов, понемногу понимая, что такое христианство, – это значит, что я начал искать территорию Бога. Где же она? Пришёл в церковь, но оказался со своими вопросами некстати. Пожилые люди были несколько напуганы настоятелем и сложившимися порядками, я был там лишним. На территории Бога я оказался, лишь когда пришёл в редакцию газеты «Вера». Там я встретил православного журналиста и мудрого человека Анатолия Сакова и будущего иеродиакона Варнаву (Трудова) – ныне покойных, а также тех сотрудников, которые здравствуют и сейчас. Мы обсуждали духовные искания, делились планами. Всё это было как бы полулегально. Было ощущение, что стране мы враждебны, хотя и любим её, и работаем честно.

Потом появился совет по строительству храма Петра и Павла в Орбите. Денег не было, и я предложил устроить церковь в каком-нибудь ангаре, на что главный врач госпиталя ветеранов Борис Эрвандович Захаров решительно возразил, что храм должен быть храмом. Дело двигалось, но закончилось всё это тем, что благочинный нас разогнал. Третий храм в городе ему, очевидно, был не нужен – впрочем, всей подоплёки я не знаю. Что было в этом ценного? Мы не думали, как заработать, а только как послужить, отчего на нас почивал Дух Святой. Если в Церкви такие места, такие собрания исчезнут, православные перестанут быть солью земли.

Вскоре у нас образовалась епархия. Храмы, монастыри стали строиться и возрождаться во множестве, всё больше было мест, о которых можно сказать, что это территория Бога. В одном из них – Кылтовской обители – я, став священником, получил послушание быть духовником. Но мир, видя своё временное поражение, ополчался на нас всё больше. Увеличилось число людей, враждебных к Церкви, а внутри неё росло число тех, кто ищет своего, а не Божьего. У меня из семидесяти прихожан лишь меньшая часть приходит ради спасения души. Остальным нужно что-то другое, в основном разрешение мирских проблем.

Нахожусь сейчас в санатории «Митино» в Кировской области. Отправляясь туда, взял с собой подрясник, епитрахиль и всё необходимое, чтобы служить молебны. У меня был опыт служения молебнов в профилактории посёлка Максаковка, где находился мой храм. Собиралось порой по 60-70 человек. Приезжаю в Митино, иду на обед. За столом со мной сидят пожилой мужчина, мусульманин Дамир, и две женщины лет примерно пятидесяти. У обеих – золотые крестики. Познакомились. Дамир рассказал притчу про богатого, который не попал в рай, и про бедного, который попал. Я на это ответил, что похожая притча есть и в Евангелии. Но в другом месте Евангелия говорится о разбойнике на кресте рядом со Христом, который вообще ничего не жертвовал, а оказался в раю. Дамир этого не понял. С женщинами, несмотря на их крестики, всё ещё хуже. Территория Бога им не нужна. Одна говорит, что в храм ходит иногда, но нужды в посредниках в отношениях с Богом не видит. Другая тоже захаживает в церковь, но в целом та же история. В доме отдыха плотная программа: лечение, экскурсии, танцы, выставки, вечера знакомств. Для молебна времени не остаётся. Чувствую себя потерянным.

Но зашёл как-то на процедуры, и медсестра спрашивает: «Вы, наверное, батюшка?» Отвечаю, что да – игумен Игнатий. Зовёт других, те подходят, благословляются. И здесь нашёлся уголок, где есть место Богу. В темноте иду в скуфейке. Из темноты появляется женщина, говорит: «Батюшка, я устраиваюсь на работу, тревожно мне». Благословляю. Наверное, лет сорок назад всё было примерно так же.

Но есть и изменения, которых всё больше. Быть может, военная операция послана нам для отрезвления. Люди меньше смеются и больше плачут. Плачут о себе, своих близких, своих потерях. И плакать, похоже, придётся не один год. Есть написанная в 1932 году книга святителя Николая Сербского «Война и Библия», которая рассказывает о причинах войн. Она учит, что, если сами мы не вразумляемся, нас принуждают к этому.

Мы привыкли разглагольствовать о победах, не получая никакой пользы от этих глаголов. Но сейчас приходит время для понимания, что победы даются Богом не просто так. Их не будет, пока мы не переменимся, а пока – трезвление и вразумление. Недавняя гибель военного священника протоиерея Михаила Васильева многим послужит катализатором, когда люди начнут понимать, что такое жизнь вечная. У него было шестеро детей. На днях погиб заместитель губернатора Херсонской области Кирилл Стремоусов, жена которого ждёт шестого. Оба православные. Их не стало, но род не прервался. А как горько, когда погибают люди вроде бы уже и пожившие, но не оставившие после себя никого. Это ещё один урок войны.

Нет смысла в приобретении земных владений, нет большого духовного смысла в мнимых победах. Смысл лишь в том, чтобы росла территория Бога, чтобы побеждал Бог.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий