Девица «с секретом»
Наш сегодняшний рассказ, ребята, – о матрёшке. Те, у кого есть такая игрушка, знают, какую радость она дарит. Открываешь первую, самую крупную, матрёшку – а в ней сидит девица поменьше, во второй прячется третья, в третьей – четвёртая, в четвёртой – пятая…
Была и у меня в детстве матрёшка (да и сейчас есть). Видно, мастер знатный над ней потрудился – все восемь куколок были по-разному раскрашены, но все пригожие, нарядные, улыбчивые. А самая крошечная из них не разбиралась и была до того мала, что ни капли краски ей, бедной, на наряд не досталось – только две точки вместо глаз. Но эту самую маленькую, самую сокровенную матрёшечку я любила и жалела больше всех, даже брала её с собой обедать, ставя у своей тарелки. Эх, лучше бы я этого не делала – мама, вытирая стол, смахнула и мою малютку, приняв её за косточку от мандарина… А остальные девицы, с небольшими потерями, благополучно «дожили» до нынешних времён.
Про матрёшку однажды знатокам из телепередачи «Что? Где? Когда?» задали загадку: «У кого два отца и ни одной матери?» – и те не разгадали её. Почему два отца? – спросите вы. А потому, что в самом конце ХIХ века первый эскиз круглолицей крестьянки нарисовал художник Сергей Малютин, а по этому эскизу токарь-игрушечник из Сергиева Посада Василий Звёздочкин выточил её из дерева.
В Сергиево-Посадском музее игрушки хранится это, самое первое, семейство матрёшек из восьми фигурок, среди которых есть и паренёк. Расписаны они с большой выдумкой, и почти у всех есть «занятие»: одна сестрёнка идёт серпом жать, другая нянчит малыша, третья миску на стол несёт, а старшая кур-петухов созывает; у братца в кулачке зажат какой-то инструмент, а самые малые детки ещё младенцы: одна в нагрудничке, другая и вовсе в пелёнках.
Назвали куклу «с секретом» Матрёной – отсюда и произошло знаменитое на весь мир название «матрёшка». Едва появившись на свет, в 1900 году дружное семейство первых русских матрёшек отправилось в Париж на Всемирную выставку, где покорило западную публику и завоевало (вместе с другими игрушками российских токарей) бронзовую медаль.
Матрёшка вытачивается на станке, и в её создании имеется немало секретов. Все операции выполняются на глаз и требуют от мастера большого умения. Путь от деревянной чурки до готовой игрушки долог, занимает 15 этапов! А чтобы дерево не растрескалось во время работы, оно должно лежать на открытом воздухе целых два года. Вначале мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку, затем переходит к той, что побольше, и изготавливает только нижнюю её часть. «Низ» нужно хорошо высушить и только затем вытачивать и подгонять «верх». И так с каждой из фигурок. Чаще всего куколок бывает от трёх до двенадцати, но порой и гораздо больше. В 1970 году, например, на выставку в японский город Токио отправилась из Семёнова матрёшка метровой высоты, в которой было 72 фигурки, притом стенки их были не толще яичной скорлупы!
Сойдя с токарного станка, белые матрёшки попадают в руки художнику. Прежде всего он хорошенько покрывает каждую крахмальным клеем, чтобы краски легли хорошо, – так делали ещё прадеды. И если форма куклы неизменна на протяжении всей её истории (хотя и были неудачные попытки её изменить), то расписывают её в разных уголках нашей большой страны по-своему. Но и в Сергиевом Посаде, и в Нижегородской области, и на Вятке румяное лицо матрёшки должно излучать добрую улыбку – а иначе какая же это будет матрёшка?
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий