Третий Спас

«ПРИЕЗЖАЙ КО МНЕ»

Праздник Третьего Спаса 29 августа не столь почитаем среди православных, как Медовый Спас или Яблочный Спас. Оно вроде и понятно: Медовый Спас совпадает с началом Успенского поста и по церковному календарю это праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, то есть он всё-таки посвящён великой христианской святыне – Кресту Спасителя. Яблочный Спас приходится на день Преображения Господня – тут тоже всё понятно. А вот Спас Ореховый, или Хлебный, посвящён «просто» иконе. Её каждый, конечно же, мог лицезреть в храме – это Нерукотворный образ Христа.

Но именно о том, сколь значима эта святыня в православии, и призван напомнить нам этот праздник. Он был установлен ещё 1078 лет назад в память о том, как перенесли этот самый Неруко­творный Образ в Константинополь (г. Стамбул) из Эдессы – ныне это город Шанлыурфа в Турции, близ сирийской границы. А история такова.

Праведный царь Эдессы Авгарь V Уккама болел проказой, причём в тяжёлой форме. До него дошёл слух об исцелениях, которые совершал в Палестине неизвестный прежде Учитель Иисус. Авгарь написал Ему письмо.

«Дошёл до меня слух о Тебе и об исцелениях Твоих, что Ты творишь их без лекарств и трав, – писал царь. – Ты, рассказывают, возвращаешь слепым зрение, хромым хождение, очищаешь прокажённых, изгоняешь нечистых духов и демонов. Ты излечиваешь страдающих долгими болезнями и воскрешаешь мёртвых. Слушал я всё это о Тебе и усвоил умом одно из двух: или Ты Бог и, сойдя с неба, творишь такие чудеса, или Ты Сын Божий, творящий чудеса. Поэтому я и написал Тебе. И прошу Тебя: потрудись, приезжай ко мне и болезнь мою исцели. Слышал я ещё, что иудеи ропщут на Тебя и против Тебя злоумышляют. Город мой очень маленький, но почтенный, и его нам двоим хватит».

Царь Авгарь получает Святой Убрус от апостола Фаддея. Икона X века из монастыря Святой Екатерины на Синае

Письмо это понёс Христу царский скороход Анания (Ханнан), архивариус и по совместительству живописец. Придя в Иерусалим, гонец нашёл Господа, окружённого толпой. Протиснуться к Нему было трудно, и Анания попытался нарисовать Спасителя. Но безуспешно. Тут Спаситель Сам подозвал Ананию, причём назвав его по имени. Прочитав письмо царя, Он написал ответ, в котором пообещал впоследствии прислать Своего ученика. Историк Евсевий Кесарийский сделал выписку с этого письма в госархиве Эдессы и сам же перевёл его с сирийского:

«Блажен ты, если уверовал в Меня, не видев Меня. Написано обо Мне: видевшие Меня не уверуют в Меня, чтобы не увидевшие уверовали и ожили. А что ты приглашаешь Меня к себе, то надлежит Мне исполнить здесь всё, ради чего Я послан; а когда исполню, то вознесусь к Пославшему Меня. Когда же вознесусь, то пошлю к тебе одного из учеников Моих, чтобы он исцелил болезнь твою и даровал жизнь тебе и тем, кто с тобой».

Гробница, найденная в 2016 году. Фото: lurer.com

Из письма понятно, что Спасителю некогда было идти в далёкую Эдессу, поэтому Он попросил принести Ему воду и полотенце (убрус). Иисус вытер им Своё лицо, и на материи отпечатался Его образ. Так убрус стал первой в истории иконой. Вместе с письмом плат был доставлен Авгарю, который и получил исцеление. Впоследствии царь крестился у апостола Фаддея и приказал поместить Святой Убрус (его ещё называют Мандилионом) в нише над городскими воротами, убрав находившегося там идола. Перед тем Авгарь написал на плате Спасителя: «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится» – всем нам знакомые слова из 30-го псалма.

Впоследствии на могильной плите в гробнице царя Авгаря высекли на ассирийском: «Великий царь Абгар V Укама Манну, первый христианский правитель Эдессы». За многие века гробница была утеряна, но в марте 2016 года во время раскопок археологи обнаружили семейную усыпальницу Авгаря. Гробница, в которой были похоронены 10 членов царской семьи, была украшена мозаикой и изображением креста. Там же была обнаружена и могильная плита Авгаря с надписью. Царь Авгарь прославлен в лике праведных Армянской Апостольской Церковью.

ВЕЛИКАЯ СВЯТЫНЯ

Большую часть года Убрус хранился в сокровищнице храма в особом киоте с закрывающимися на тонкие железные замочки дверками. По средам и пятницам верующим дозволялось созерцать и возносить моления закрытому киоту, однако никто не мог «ни приблизиться, ни коснуться устами или взором священного образа». В праздник Торжества православия совершался крестный ход с иконой: Мандилион полагался на трон и заносился в алтарь храма. После богослужения «божественный трон» возвращался в сокровищницу. Только раз год, в среду на «средней седмице» Великого поста, архиерей мог открыть киот. Губкой, смоченной в воде, он омывал Убрус, а выжатую из губки освящённую воду раздавал верующим, которые протирали ею глаза и получали очищение.

Впоследствии город был захвачен мусульманами, и лишь девять столетий спустя Мандилион был выкуплен у эмира – правителя города. Обычно упоминается, что императором было заплачено за него 12 тысяч серебряных монет. Но не всё было так гладко. Византийский историк, известный как «Продолжатель Феофана», писал: «Жители Эдессы, в которой хранился драгоценный образ Христа, доведённые до отчаяния осадившим город ромейским войском, отправили к царю Роману послов и просили снять осаду, обещая отдать образ… В обмен на этот дар они просили вернуть их узников из числа знатных, а также даровать хрисовул с обещанием, что ромейское войско перестанет опустошать их землю».

Нерукотворный Образ Спаса из Генуи

За Нерукотворным Образом и письмом Христа в 944 году был послан епископ Аврамий. Преодолев сопротивление эдессцев, не желавших расставаться со своими «оберегами», он выявил подлинный Неруко­творный Образ среди копий и отправился с ним в Константинополь. Долгий и торжественный путь в столицу сопровождался многочисленными знамениями и чудесами.

16 августа молодые императоры – Константин Багрянородный и два сына Романа Лакапина – с пением псалмов погрузили реликвии на императорскую триеру и проплыли с ними вдоль стен Константинополя. Далее процессия вошла в главные ворота столицы, которые, как и древние врата Иерусалима, назывались Золотыми, и направилась к храму Святой Софии. Оттуда Мандилион был перемещён во дворец. Здесь Неруко­творный образ Христа поместили на императорский трон – это символизировало, что истинный правитель империи – Сам Христос, действующий же император лишь Его наместник на земле. Перед Убрусом на троне было совершено «просительное моление», после чего его перенесли в церковь Богоматери Фаросской, домовой храм императоров. Там он и обрёл своё постоянное место. Тогда же и было установлено празднество в честь этого события.

Известен рассказ одного путешественника о том, как хранилась святыня в Константинополе: «Этот драгоценнейший плат, отмеченный ликом и прикосновением Господа Иисуса, почитается больше, нежели остальные святыни дворца, сохраняется с большим тщанием, так что всегда заключён в золотой ковчег и заперт надёжнейшим образом. И тогда как все остальные святыни дворца в то или иное время бывают показываемы верующим, этот плат, хранящий изображение лика нашего Искупителя, никому не показывают и никому не открывают, даже самому императору Константинопольскому». Сосуд из золота с Убрусом висел посреди церкви, на толстой серебряной цепи в арке подкупольного пространства.

О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному – его похитили в 1204 году во время разграбления Константинополя главными врагами православия, крестоносцами. Якобы дож Энрико Дандоло отправил награбленное в Венецию, но по Божьему Промыслу корабль с Мандилионом утонул недалеко от берега в Мраморном море. Неволь­но напрашивается вопрос: не насилие ли в Эдессе породило насилие в столице Византии спустя два с половиной столетия, в результате чего святыня ушла?

Но есть и другая версия. Вероятнее всего, Мандилион вместе с большинством реликвий Фаросской церкви был продан французкому королю Людовику IX Святому и с середины XIII в. хранился вместе с Терновым венцом в парижской часовне Сент-Шапель. В акте 1247 года, по которому 22 византийские реликвии передавались Людовику IX, на восьмом месте: между Железной цепью Христа и Камнем от Гроба, упоминается «Святой плат, закреплённый на доске». Известно, что плат с Нерукотворным Образом был как раз и закреплён на доске и украшен золотым окладом. Реликвия Нерукотворного Образа бесследно исчезает лишь в 1792 году, во время разорения Сент-Шапель французскими революционерами. Эта версия исчезновения Убруса говорит нам о том, что главным врагом Христа являются всё же не деньги и вероломство, а безбожие.

О том, как выглядела святыня, сегодня может нам напоминать Генуэзская копия Мандилиона, которая хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Она представляет из себя икону, написанную яичной темперой на льняной ткани. На ней весь фон, кроме лица Христа, закрыт гладкой золотой пластиной оклада с характерным вырезом, разделённым на три части внизу для ниспадающих прядей и бороды.

А что же письмо Христа? Упоминания о нём, хранящемся в церкви Богоматери Фаросской, у паломников встречаются до 1185 г., когда оно было украдено и бесследно пропало.

НА ПОЛОТНЕ И В ГУМНЕ

В храмах накануне праздника, вечером 28 августа, совершается всенощное бдение с великим славословием Господу Спасителю. В сам день Третьего Спаса «Служба Образа Господня (Убруса) совершается вместе со службой попразднства Успения», говорится в богослужебных указаниях. То есть православные продолжают вспоминать состоявшееся накануне Успение Божией Матери, и к этому присоединяются песнопения Неруко­творному Образу. «Этот праздник весьма важен для нас, потому что он разрешает вопрос, надо ли почитать святые иконы. Да, надо, потому что Христос Спаситель Сам показал, что это поклонение не противно Ему. Он оставил этому пример», – писал митрополит Трифон (Туркестанов).

После литургии совершается молебен с освящением воды. Затем искони было так: вместе с орехами освящался дар Божий от земли – испечённый хозяйкой с раннего утра хлеб. Можно только представить, каким духовитым ароматом наполнялись храмы во время богослужения. То есть начатки собранного на полях по традиции посвящались Богу. Ломоть хлеба в качестве приношения хозяйки клали дома к божнице, часть испечённых хлебов выносили нищим. Таким образом, Третий Спас был днём благодарения Господу за хлеб наш насущный.

И всё же большим праздником Третий Спас в народе не считался. Кроме молебнов и обычая печь пироги из нового хлеба, день этот ничем не выделялся в ряду деревенских будней.

Почему?

Возможно, ­причиной того была большая его привязанность к крестьянскому календарю и сельскому строю жизни. В день Третьего Спаса крестьяне работали: совершали «досевки», то есть сеяли озимую рожь. Эту пору называли обжинками – хозяйки провожали мужей на поля с хлебом и солью: на телегу укладывали три снопа, а сверху – мешки с семенами ржи для посева. Понятно, что традиции эти ныне забыты, да и сами деревни продолжают исчезать с лица нашей земли, а о старинном крестьянском быте давно и речи нет.

Прежде бытовало присловье: «Хорошо, коли Спас на полотне, а хлебушко в гумне!» Или: «Третий Спас хлеба припас». Ныне кое-где возрождается традиция освящения в этот день хлебных изделий в храмах, так же как освящают на Яблочный Спас плоды. На фотографии выше – храм Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде (между прочим, единственный из сохранившихся храмов, заложенных в память спасения Александра Третьего при крушении поезда в 1888-м). На нём запечатлён момент, когда священник окропляет святой водой принесённые прихожанами в храм разные булочки.

Освящение хлебов на Третий Спас в нижегородском храме.Фото: nne.ru

Так что праздник у нас больше про хлеб. Но связь с ореховой составляющей праздника всё же была. У Владимира Даля в календаре земледельца говорится: «Урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе и что, кроме того, никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб».

С орехами на Русском Севере не так чтобы богато, зато лён возделывали повсеместно – не забывают о нём и по сей день. Ещё в 1970-е годы мне довелось видеть, как на травке на берегу реки, обращённом к югу, были расстелены большущие полотна ткани. Это выглядело очень необычно и красиво. Перед этим полотна укладывали в горячую воду, смешанную с древесной золой, потом стирали и вот так раскладывали на солнце. Они были из серого льна, а полежав на солнце, должны были выгореть и стать почти белыми. Теперь такого не встретишь. Отбеливают лён в наше время химией. Но по традиции Третий Спас называют ещё Холщовым, или Спасом на холсте. Ну и вот, подобие: лик Христов на полотне и льняные полотна на земле, словно в ожидании, когда на них отпечатается Божий образ.

ПОЧЕМУ ОРЕХ?

Всё же Третий Спас обычно называем мы Ореховым. Как объясняют умные люди, всё дело в том, что к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор. Ну и поэтому, мол, первые собранные орехи неизменно несли освящать в храмы. Однако много чего поспевает в конце августа. Виноград, например. Почему же Спас именно Ореховый? Что в этих плодах такого особенного?

Это сейчас в Интернете доморощенные «ведуны» пишут про орехи разные благоглупости, будто «если держать миндаль в пиале с монетками, то добавится энергии денег». Да, в старину во Франции, например, орехи в мешочке развешивали на кухнях в ожидании богатства и долголетия – но мы-то не в средневековой Франции живём!

Тем не менее в древности к орехам относились вполне серьёзно, потому что считали их «ответственными» за плодородие. По сей день на свадьбе новобрачных осыпают семенами – это отголосок древней традиции осыпания орехами. В молдавских сёлах и поныне сохранился обычай глубокой старины сажать орех, когда в семье рождается ребёнок.

В мифологии кельтов Мировым древом был именно орешник. Человеку, отведавшему орехов с него, открывались все тайны мироздания. По верованиям древних славян, корни орешника уходят до центра земли, в царство мёртвых. А ещё в ночь перед Рождеством гадали на орехах. Так что орех для наших далёких предков был сакральным плодом.

Фото: ptoday.ru

Именно поэтому, думается, православие и взялось «воцерковить» орешник – дабы избавить людей от языческих страхов и суеверий. Просветитель Ирландии епископ Патрик ореховым прутом навсегда изгнал змей с острова в море. Но не орех был силён над гадами, а Господь. Это традиционный путь: таким же образом Церковь переосмыслила языческий праздник Ивана Купалы, день летнего солнцестояния, – и стал он праздником Рождества Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; так же случилось с языческой Масленицей и др.

Но современного человека больше интересует не сакральная суть ореха, а его практическая польза. Вряд ли и древние люди пользу орехов не учитывали, когда по-особому относились к ним.

Например, фундук по полезным свойствам не уступает мясу. Белок, содержащийся в нём, легко усвояем. Употребление фундука снижает холестерин и риск развития варикоза, а также очищает печень от токсинов. Фундук советуют употреблять людям после операций и болезней. А в составе фисташек есть витамины групп A, B, E, P. Количество витамина В6 в фисташках сравнимо с говяжьей печенью. Поэтому фисташки рекомендуют больным малокровием. Вносить их в рацион полезно для зрения. Это единственный орех, в котором содержатся лютеин и зеаксантин.

ЦАРСКИЙ ЖЁЛУДЬ

Более пристально глянем на грецкий орех. К Греции он имеет только то отношение, что на Русь его принесли первыми греческие монахи. На латыни он назывался царским жёлудем. А родина дерева – Персия, и грецкие орехи росли ещё в вавилонских висячих садах.

Не буду говорить о высокой питательной ценности орехов – это широко известно. Просто перечислю. Грецкие орехи полезны при заболеваниях сердца и сосудов, так как содержат много калия и магния, которые укрепляют сосудистые стенки, приводят в норму уровень холестерина. Орехи рекомендуется для улучшения работы иммунной системы, эндокринных и щитовидной железы. Масло грецкого ореха улучшает состояние кожи. Дубильные вещества оказывают противовоспалительное действие, а настоем промывают горло. Витамины группы B улучшают обмен веществ – чтоб не набрать лишний вес для перекуса достаточно пары орехов; суточная норма составляет около 50 граммов. Омега-3, содержащаяся в орехах, улучшает работу мозга. Фолиевая кислота помогает бороться со стрессом и бессонницей. Орехи поддерживают здоровье мозга в процессе старения. Также в составе грецких орехов есть биотин, он отвечает за рост и укрепление волос. Известно, что Сталин очень любил варенье из недозревших плодов грецкого ореха и всегда подчёркивал его полезность. И действительно, оно полезно для людей с проблемами сердца, почек, печени, ведь молодая кожура грецкого ореха содержит большое количество йода. Главное – не делать варенье слишком сладким.

Спас Нерукотворный. Новгород. Вторая половина XII века

Недавно было проведено исследование более 3000 женщин с диагнозом рака груди, которые употребляли в пищу орехи. Оказалось, что в течение 10-летнего периода исследования у потреблявших постоянно грецкие орехи была значительно лучшая выживаемость. Учёные выяснили также, что употребление грецких орехов может защитить от рака толстой кишки – за счёт изменения микробиома кишечника. Дело в том, что грецкие орехи могут выступать в качестве пребиотика, то есть вещества, полезного для «хороших» бактерий толстого кишечника.

Ранее была установлена взаимосвязь между повышенным потреблением орехов и снижением риска основных хронических заболеваний, включая сердечно-сосудистые и диабет 2-го типа. Правда, механизм, с помощью которого это происходит, до сих пор медикам непонятен.

НА СТОЛЕ

Важно правильно выбирать орехи. Скорлупка ореха должна быть чистой, светло-коричневой, без пятен. При постукивании орехами друг о друга звук должен быть звонким. Если нет – орех испорчен. А при потряхивании ореха не должно быть никаких звуков. В противном случае это значит, что орех высох. У орехов не должно быть посторонних запахов. Ядро не должно быть маслянистым на поверхности. Если это так, то орехи старые.

Вот некоторые рецепты использования грецкого ореха.

Паста Амосова, повышающая иммунитет. Для приготовления взять по 100 г грецких орехов, изю­ма, кураги, чернослива, пол-лимона и полстакана мёда. Все сухофрукты и орехи промыть, просушить. Выложить их в блендер, добавить к ним лимон, порезанный кусочками, и мёд. Измельчить и перемешать. Хранить в холодильнике, принимать до трёх чайных ложек в день.

Паста из грецких орехов. 250 г очищенных и промытых орехов запечь в духовке при 200 градусах в течение 8 минут. Главное, чтобы они не подгорели, иначе будут горькими. Остудить орехи и очистить от шелухи. Выложить орехи в блендер, добавить 3 зубчика чеснока, 2 столовые ложки масла грецкого ореха, 4 столовые ложки оливкового масла, перемолоть в пасту. Пасту хранить в стеклянной посуде в холодильнике до полугода. Годится как ингредиент для соусов или как самостоятельный продукт.

Настои и отвары створок грецких орехов можно применять для полоскания горла при хронических тонзиллитах, делать ванночки для ног при повышенной потливости. Чтобы приготовить настой, створки заливают кипятком, накрывают крышкой и дают остыть и настояться. Используют в тёплом виде. Ещё один вариант – настойка створок орехов. Их заливают водкой, ставят в тёмное прохладное место на 1–3 дня, затем принимают по чайной ложке 1–3 раза в день.

…Кому как, но мне, когда-то занимавшемуся мебелью, очень нравился шпон из ореха, его запах… И почему-то запал в память такой факт: из древесины грецкого ореха в Первую мировую делали пропеллеры для самолётов. Говорят же про талантливого человека, что он талантлив во всём. Так и ценное дерево полезно всеми своими частями.

«ГЛАВНЫЙ СИМВОЛ»

Напоследок несколько слов о почитании Нерукотворного Спаса на Руси.

Образ этот получил особое почитание в Великом Устюге с 1447 года, когда иноком Серапионом была написана икона, ставшая впоследствии одной из главных городских святынь. Она сначала находилась «на башне Городищенской на Прилуце», в начале XIX века её перенесли в специально воздвигнутую Всегородскую Спасскую церковь, где она находилась до 1921 года, когда церковь была разрушена. Ныне эта икона находится в Третьяковской галерее.

Знаменитая Спасская башня Кремля с часами, которая прежде называлась Фроловской, была переименована в 1659 году в честь иконы Неруко­творного Спаса, от которой в Вятке исцелился слепец Пётр Палкин. Сам образ царь Алексей Михайлович и Патриарх Иосиф внесли в Успенский собор Кремля. Но и над вратами впоследствии поместили образ Спаса.

За годы выпуска «Веры» мы рассказали о многих храмах в честь Спаса Нерукотворного Образа. Это и храм в Николо-Коряжемском монастыре, церковь на Запрудне в Костроме, Спас на водах в Мурманске, церковь в Юрьевом монастыре в Великом Новгороде, Санкт-Петербургский храм в Парголове…

Храм Спаса на водах в Мурманске.Фото: trifon.cerkov.ru

Но ещё много интересных историй, связанных с храмами в честь Нерукотворного Спаса, надо бы рассказать… И о Спасо-Конюшенной церкви в Санкт-Петербурге, где отпевали Александра Пушкина. О небольшом храме на Дороге жизни в Всеволожске, который хотели в своё время отдать под кафе. О совершенно изумительной XV века церкви Спаса Нерукотворного Образа с Жабьей Лавицы в Пскове. О Большой церкви Зимнего дворца, где хранились десница Иоанна Крестителя и Филермская икона Божией Матери евангелиста Луки. О храме-памятнике воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году… Даст Бог, напишем.

А ещё напомню, что сейчас в сражающихся подразделениях русской армии на Украине Нерукотворный Спас – самый распространённый образ на знамёнах. Войсковым священникам перед поездкой в зону боевых действий вручают бронежилеты, каски и стяги со Спасом Нерукотворным для бойцов. Корреспондент с фронта пишет: «Не перестаю удивляться, какое сильное воздействие на наших бойцов оказывают стяги со Спасом Нерукотворным. С разных сторон присылают материал, рассказывают, что то тут, то там просят прислать ещё. Эти стяги стали главным символом СВО. Собственно, как и должно быть».

Под Нерукотворным Спасом солдаты идут в бой.Фото: dan-news.info

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий