«Мы должны понять экономику…»

«В начале сотворил Бог небо и землю», – читает первые строчки Библии отец Максим Стыров.

Так начинается в Сыктывкаре первое собрание Православного экономического кружка имени святителя Иоанна Златоуста. В зале больше тридцати человек – от юношей и девушек до стариков. Иногда глухо бьёт колокол прямо над нами. Мы в звоннице собора Стефана Пермского – большом красивом здании, недавно построенном. Отец Максим, друг нашей редакции, шёл к этому событию много лет, и заседания кружка, думается, будут интересны не только сыктывкарцам. Читатели нашей газеты могут следить за выступлениями благодаря трансляциям, видеозаписям. Там же можно задавать вопросы. Набейте в «ВКонтакте» «Православный экономический кружок». Заседания дважды в месяц по понедельникам, в 18.30. Следующее – 12 сентября.

Выступление отца Максима

– Надо ли говорить, что освящение человека состоит не только в развороте души, не только в покаянии, но и в освящении тела. Преподобный Силуан Афонский, творения которого смиренны и просты, говорит, что если человек постоянно пребывает в благодати, не как мы – изредка, а постоянно, то тело его освящается и после смерти становится нетленным, от него бегут бесы и подаются исцеления. То есть душа вроде бы уже ушла, а тело стало чудотворно. Вспомните, когда к нам привозили мощи Преподобного Сергия, то даже ближе к полуночи очередь стояла до самых ворот; все чинно стояли, чтобы поклониться маленькой частице тела святого. Это открывает нам ту великую истину, что Господь сотворил нас Божественными и бессмертными.

Цель нашего кружка – научить не служению экономике, а соединению с Богом. Многообразен этот путь: и семья – это дорога к Богу, и богослужения, и дела земные. Кстати, завтра память мучеников Флора и Лавра, почитаемых как покровители лошадей. И даже в каноне им подчёркивается, что нищим помогали. Материальное нас или приближает к Творцу, или отдаляет от Него. Для христианина служить своей собственностью, своим имением, осуществлять любовь – всё это неразрывно связано с его жизнью. И главный вопрос для нас – как экономику и веру соединить правильным образом.

Естественно, экономика является чем-то вспомогательным на пути к Богу, но и сказать, что она совсем никакого участия в духовном становлении человека не принимает, тоже нельзя. А такое мнение есть. Ещё когда до создания кружка было далеко и я только начинал выступать, писать, осторожно нащупывая взаимосвязи, ко мне пришла женщина, ревностная христианка, которую я ни в чём не могу упрекнуть, а вот она меня упрекнула: «Отец Максим, вот вы выступали недавно, говорили про экономику, а это всё такое чужое, неправильное, не надо этого. Наша вера – она чисто духовная».

Иерей Максим Стыров

Простите, я не представился. Иерей Максим Стыров, или Максим Михайлович, если кому-то удобнее по имени-отчеству. Священник храма Александра Невского, а также старший научный сотрудник Коми научного центра Российской академии наук и преподаватель Сыктывкарского государственного университета. Так вот, по сей день я сталкиваюсь с таким отношением, что экономика сама по себе, а вера сама по себе. В этом и причина нашей сегодняшней встречи. Мы будем с вами раз за разом пытаться понять, например, что имеет в виду Господь, наставляя: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Когда мы «обнищаем», то есть положат нас в землю, поплачут над нами, а потом забудут, кто нам поможет? Помогут, помолятся те, кого в Евангелии называют ближними. Это необязательно родственники или друзья, а все те, кому мы помогли, к кому стали ближе. Что вы сделали ближнему, то вы сделали Христу – учит нас Евангелие. Голодного накормили, раздетого одели, сидящего в темнице посетили, заблуждающегося наставили – за всё воздастся.

Наша беда сегодня в том, что мы разделили земное и небесное. Пришли в храм, постояли, помолились, что-то в душе почувствовали и на этом остановились: вышли из церкви, сняли платочек или надели шляпу – и началась прежняя жизнь, имеющая мало общего с тем, что мы переживали в храме. Чтобы понять, как нам обрести цельность, нужно учиться, нужно изучать, в том числе и экономику. Помните, как искал такой цельности богатый юноша? Он был достойным человеком, который искренне желал стать ещё совершеннее. Но испугался цены, которую нужно заплатить за то, чтобы стать христианином: отречься от всего, что имел, раздать своё имение. Господь не предлагает совершить это всем и каждому – пойти и немедленно раздать. Но нужно каждый день воспитывать в себе готовность сделать это – отдать последнее, отдать жизнь, если потребуется.

Потрясённые этим случаем, апостолы спросили: кто же тогда может спастись, ведь никто не готов к тому, о чём сказал Спаситель? «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно», – ответил Сын Божий. Господь восполнит недостающее, спасёт тех, кто Царствия не достоин – а никто из нас его не достоин. Есть лишь одно условие: стараться идти тем путём, который начертал Господь. С нами та же беда, что с богатым юношей: мы не готовы веру осуществлять в жизни, от желаний и слов переходить к делам. Вера у нас сокровенная, личная, но не слишком жертвенная, не деятельная и потому не может нас преобразить. Она не преображает нас, не преображает мир, в том числе хозяйство, потому что, как вы знаете из Послания Апостола Иакова, вера без дел мертва.

Надо ли говорить, что экономика в наше время не только безбожная, но и античеловеческая. Она ломает человека, она подстраивает его под себя, отрывает его от семьи. В этом году мы ездили с батюшками на Рождественские чтения. Из аэропорта нас вёз парень-киргиз. Стали расспрашивать, есть ли у него семья. А он как о чём-то очевидном: «Это невозможно. Человек не может приехать работать в Москву и иметь семью». Сто лет назад люди жили гораздо беднее, но приезжаешь в наши сёла и видишь старые дома, которые стоят сто лет и ещё долго простоят. Люди женились, выходили замуж, рожали детей, строили прекрасные белокаменные храмы. А сейчас мы на порядок богаче, но обеспечить семью по современным стандартам, пусть даже самым скромным, становится всё труднее. Спрашиваю у одной женщины о дочери, живущей в Санкт-Петербурге, кем она работает. А мама отвечает: «Что вы, батюшка, женщина сейчас не может в столице работать и заботиться о семье. Если работает, то не может иметь детей. Разве что когда зарплата хорошая, можно нанять няню, или трудиться дистанционно, или на полставки». То есть современный капитализм отчуждает людей друг от друга, разрушает семью. Кто заставляет нас трудиться как белка в колесе? Почему мы всё меньше можем уделять время воспитанию детей? Их воспитывают телефон, компьютер, детский сад, школа, но не мы. С соответствующими результатами. Впрочем, об этой тенденции глубоко размышлял наш земляк Питирим Сорокин, она может иметь и христианское измерение. Когда-нибудь на одной из встреч обсудим подробнее.

* * *

– Мы должны понять экономику, но, с другой стороны, понять веру. Человек, имея дело с экономикой, может бежать от неё в лень, перестать что-либо делать, сесть на шею родителей. С таким очень трудно иметь дело. К счастью, большинство из нас воспитано в любви к труду. Но ведь и излишним трудолюбием можно себе навредить, забывая о Боге. Поэтому Господь дал нам шестой день – день молитвы, посвящённый Ему. Насколько это сейчас искажено! Люди старой закалки запрещают ближним работать в воскресенье, при этом телевизор можно смотреть, болтать и объедаться можно, а работать нет. А что день сей ради богослужения – забыли. У меня друг устроился на стройку – возводили школу. Платили хорошо, но работали люди без отдыха. Спрашиваю: «Почему в церковь не ходишь?» А он: «Нас не отпускают». – «Даже в воскресенье на пару часов?» – «Да, и в воскресенье». – «Так вы же с ума сойдёте!» – «Так люди и сходят. Не помнят, какое сейчас число, какой месяц, даже забывают, где находятся».

Одна из тем, которую мы будем обсуждать на своих заседаниях: «Собственность и богатство». Что такое собственность, откуда она берётся, как к ней относиться? Что такое богатство? Как оно влияет на нашу жизнь? Богатый спасётся или не спасётся?

Есть умеренная экономическая доктрина, по которой мы сейчас живём. Если коротко: богатство не губит, бедность не спасает. Милостыню, согласно этому подходу, подавать нужно, но не всем, а преступнику помогать и вовсе не стоит или десять раз подумать, прежде чем помочь. Мне думается, здесь есть опасность сползания к протестантской этике, которая из-за нашего охлаждения проникает потихоньку и в нашу Церковь. Согласно такой этике, если человек состоятелен, смог устроить свою жизнь, значит, Бог этого человека любит. А если беден, то, может, где-то нагрешил, что-то с ним не так.

В протестантизме, как известно, деньги – один из показателей, что человек идёт правильным путём. Чтобы наша жизнь не скатилась в подобное, мы должны не забывать о святоотеческом наследии. Был такой профессор Киевской духовной академии Василий Ильич Экземплярский, написавший в конце XIX века книгу, которую я очень рекомендую: «Учение древней Церкви о собственности и милостыне». Экземплярский собрал выдержки из святых отцов и, возможно, за это был изгнан из академии: его заподозрили чуть ли не в желании сокрушить основы. А я, начав читать, поразился: почти все высказывания святых отцов стали для меня новостью – они забыты, не проповедуются, под спудом у нас даже сейчас. Оказывается, святые отцы постоянно напоминали, насколько опасным может быть богатство.

Иоанн Златоуст упрекал: «Как это не хотеть быть бедным? Ты не хочешь быть бедным? Тебе должно быть стыдно. Христос был беден и родился в хлеву, апостолы были бедны». Но как редко мы слышим об этом в наши дни! Конечно, деньги сами по себе – это не добро и не зло, всё зависит от человека. Но настолько сильна эта страсть сребролюбия, что к ней применимы слова Спасителя: «Если соблазняет тебя рука твоя – отсеки её и брось от себя»! Насколько опасно утратить понимание о том, что гоняться за материальным достатком губительно!

На днях мы праздновали память святого Феодосия Печерского. Одна женщина меня спрашивает: «Вы читали его житие?» «Нет, – признаюсь, – не успел». – «А ведь он каждую неделю посылал воз хлеба сидящим в тюрьме. Поэтому я и ваше попечение о заключённых поддерживала и буду поддерживать». О каком попечении идёт речь? Всё началось со случайной встречи в женской консультации. Наши батюшки там ведут беседы с женщинами, собирающимися идти на аборт, при этом готовыми выслушать аргументы священника, психолога, почему этого нельзя делать. Однажды туда привезли заключённую, которой мы дали адрес, куда она может написать. Сама она писать не стала, но передала кому-то адрес – и начали приходить письма, которые мы частично выкладываем в «ВКонтакте», чтобы все люди могли поучаствовать в помощи. Как-то одна девушка попросила адрес одной из отправительниц письма, а часа через два уже прислала фотографию чека со словами, что закупила и отправила всё необходимое. А потом сказала: «Я не знаю, что со мной сегодня произошло. Я работала в правоохранительных органах. Видела много преступников, но всегда считала – они недостойны милостыни. А сегодня что-то во мне изменилось». Собрать, отправить посылку – это невеликие деньги, но великая благость!

Сегодня заведи разговор о помощи заключённым – услышишь, что не надо этого делать, что люди сами виноваты, что у них есть родственники, а мы их балуем, развращаем. И понимаешь, как далеко мы ушли от христианского понимания. Поэтому о помощи заключённым мы говорили и будем говорить. Одна женщина рассказывала, как в детстве их семью обокрали цыгане, оставшиеся на ночлег. Утром семья просыпается: ни матрасов, ни тазиков. Мама начинает ругаться на мужа: «Вот вечно пускаешь кого ни попадя!» А он ей: «Галя, ведь если бы им было не нужно, они же не взяли бы». И я думаю, что если заключённые просят чай, печенье, носки, тетрадки, шампунь – им это действительно необходимо. А иногда и лекарства, и одежду. Не сигареты же. Правда, их тоже иногда просят, но мы не посылаем, как и краску для волос. Только то, что действительно необходимо.

Практическая часть деятельности нашего кружка – это не только помощь заключённым, будем смотреть, что мы ещё можем. Очень не хватает сестёр милосердия в больницах, помощи многодетным, бездомным и многого другого. Посмотрим, найдутся ли люди, будут ли силы.

* * *

– Почему Иоанн Златоуст избран покровителем нашего кружка? Ведь он монах, а один из обетов, который даёт монах, – обет нестяжания. У него ничего своего: ни жены, ни детей, ни воли, ни имущества. Встретил недавно одного старого, ещё с советских времён, христианина, который говорит: «У меня есть восемь томов Иоанна Златоуста, целиком прочитал. И я могу сказать, что он не имеет никакого отношения к экономике, ни малейшего».

Это подтверждает, что мы перестали понимать, что такое экономика. Нам кажется, что это что-то далёкое – цены на нефть, курсы валют, сальдо торгового баланса, ставки налогов. На самом деле это ещё и то, что мы заработали, купили, съели, ради чего тратим время и силы, часто больше, чем на всё остальное. В тот же день прихожу домой. Беру с полки Иоанна Златоуста – Толкование на Евангелие от Матфея. Думаю, сейчас открою и точно будет про экономику. Но нет, с первого раза не угадал. Главная мысль святого всё-таки о догматике, о правильной вере во Христа. Открываю второй раз, читаю – и действительно, об отношении к деньгам. Вот послушайте его слова:

«Представим себе человека, извергающего из очей своих огонь, чёрного, вместо рук имеющего на обоих плечах своих висящих драконов; представим у него такие уста, в которых вместо зубов вонзены острые мечи, а вместо языка находится источник, изливающий яд… Пусть лицо его будет составлено из собачьего и волчьего; пусть он не будет произносить ничего человеческого, но будет издавать из себя звуки нестройные, отвратительные и страшные; пусть также и в руках у него будет пламень. К сказанному надо присовокупить и ещё нечто: пусть он поражает встречающихся с ним, пожирает и терзает плоть их».

Фильм ужасов какой-то, правда? И дальше:

«Но сребролюбец гораздо хуже и такого чудовища. Он нападает на всех, всё поглощает, подобно аду, всюду ходит, как общий враг рода человеческого. Ему хочется, чтобы не было ни одного человека, чтобы ему одному обладать всем. Мало того, он и на этом не останавливается. Но когда всех истребит, тогда желает истребить самое существо земли и увидеть на месте её золото; и не землю только, но и горы, и леса, и источники – словом, всё видимое».

Вот с какой силой мы имеем дело, когда говорим о сребролюбии. Сегодня оно правит бал, хотя ещё не всесильно. Слова о том, что сребролюбие пожирает людей самым страшным зверским образом, – это не преувеличение. Понимание этого утрачено. Встречаясь со школьниками, воспитанниками детских домов, слушаю, что они желают друг другу на днях рождения. Сначала что-то из карьеры или материальных благ. Лишь в конце, может, вспомнят о семье и о любви. О духовном же речи не идёт. Потом слушаешь их учителей, воспитателей, сотрудников госорганов, которые занимаются образованием, и понимаешь, почему дети сейчас такие. Потому что сами взрослые верят, что все проблемы в жизни из-за денег. Даже в советское время такого не было – можно было услышать о любви, о добрых делах, которые преображают человека, и о других важнейших вещах. А сегодня вся ответственность на нас – верующих. Так и родилась решимость организовать этот кружок.

* * *

– Что ещё мы будет обсуждать? Тему семьи. Обсуждая экономику, мы не можем уйти от вопроса о супружеских отношениях, о детях. Есть слово «экономия», а есть «икономия» – наука об устроении дома. Сейчас книгу «Домострой» упоминают, как правило, в негативном тоне. Дай, думаю, прочту. Открываю на середине, 24-я глава – как вода живая пьётся! Называется «Как рукодельничать всякому человеку и любое дело делать, благословясь». Перед каждым делом там советуется: «Очистясь от всякой грязи и руки начисто вымыв, прежде всего – святым образам поклониться трижды в землю, а если болен – только до пояса; а кто может – “Достойно есть” произнести; так, благословясь у старшего, и молитву Иисусову проговорит, да, перекрестясь, и молвит: “Господи, благослови, Отче!”». Или вот совет: «А есть и пить с благодарностью – будет сладко».

Ещё одна тема, которой мы будем заниматься, – «Конкуренция». До неё мы дойдём, обсуждая четвёртую главу Священного Писания, историю Каина и Авеля. Другая больная тема, которую мы тоже попытаемся правильно понять, – «Церковь и деньги». Как нам сейчас на каждом шагу говорят: «Ну что вы, батюшка, о духовной жизни, спасении души… В какой храм ни зайти, везде ценники, везде нужны деньги». Я по-разному пытался на этот вопрос отвечать. Что да, был случай, когда Христос применил физическую силу, изгнал торговцев из храма. Но там, конечно, другая ситуация, там устроили откровенный базар, даже хуже, торговали скотом, менялы звенели монетами. Этого у нас, конечно, нет. Но важно понять вот что. Храм ведь существует – это его главное предназначение, ради этого он построен: для исповеди и причастия. А ещё для молитвы, для научения вере, для общения. За всё это с вас денег никто не попросит. Так, может, некоторые люди не за тем приходят и поэтому не то получают? У тех, кто приходит, чтобы принять Святые Дары, я специально спрашивал – нет никакого раздражения по поводу кружки для пожертвований или ценника на книге. Они знают, зачем они в Церкви, и не ищут причины туда не ходить.

Вопросы

Задаю вопрос батюшке: «Экономика построена на борьбе, это схватка за ресурсы, рынки, далеко не всегда приличных людей. И если христианин хочет участвовать в любом виде экономической деятельности, ему ведь тоже придётся вступить в борьбу, он не всегда сможет вести себя безупречно, чтобы не прогореть. Как же быть?»

– В мире, который далёк от веры, мы привыкли быть в храме одними людьми, на работе другими, в семье третьими, – отвечает о. Максим. – Хочу сказать словами Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». То есть нам необязательно бежать в пустыню, можно заниматься тем, чем занимался прежде, и при этом вести себя достойно, спасаться. Это возможно. Сегодня позвонила молодая женщина, плача, потому что врачи ей твёрдо сказали, что ребёнок жить не будет. А отец её, дед ребёнка, – верующий человек, который твёрдо против аборта. «Вы знаете, – сказал я ей, – у меня немало знакомых детей, которые через несколько дней пойдут в школу, про которых врачи говорили то же самое или даже что они уже мертвы. Но у врачей свои прогнозы, диагнозы, а у Бога свои. Молитесь со всей искренностью, причащайтесь, а в остальном положитесь на Бога». Так и в экономике. Твори правду, а Господь определит, что будет. Может, тебя уволят, может, ты разоришься, а может, нет и всё будет хорошо. Мы не знаем. Но мы можем довериться Богу.

На первом заседании православного экономического кружка

Вопрос из зала: «Я работаю в школе, классный руководитель. На мой взгляд, уроки финансовой грамотности, которые сейчас внедряют, – это перенос проблем взрослых на детей. Детей погружают в мир кредитов, ипотеки, процентов, готовят правильно распоряжаться деньгами. Но что на самом деле должны знать дети сегодня, чтобы в будущем не повторять ошибки родителей?»

Отец Максим:

– Да, уже несколько лет финансовая грамотность преподаётся и в школах, и на рабочих местах, и для пенсионеров. Ваш покорный слуга является членом Координационного совета Республики Коми по повышению финансовой грамотности населения. И несколько лет назад я на этом Совете представил проект просветительской работы «Финансовая грамотность по Евангелию». Опасался, что меня воспримут не очень хорошо, будут иронизировать, но нет, люди задумались, а потом говорят: «Как хорошо, что вы об этом нам напомнили. Если мы забудем о душе, то зачем всё то, что мы делаем?» И сейчас и в школах, и везде эта идея духовно-нравственного отношения к финансовой грамотности получила распространение, а Министерство финансов республики даже разместило на своём сайте объявление о нашем первом заседании православно-экономического кружка. Так что всё возможно. Бог даст, лет через двадцать общество поймёт, что без Евангелия финансовая грамотность невозможна.

А сейчас давайте посмотрим фильм «Другие люди», который очень хорошо иллюстрирует тему «Вера и экономика».

«Другие люди»

Фильм нам показывают на большом экране, он короткий – восемь минут идёт, но интересен и сюжетом, и тем, что, оказывается, это последняя роль замечательного актёра Льва Дурова. И так получилось, что фильм стал совершенно потрясающим итогом его жизни. Это нужно пояснить, рассказав о сюжете. Небольшой книжный магазин, где работают две девушки. Одна, жёсткая, современная, ироничная, предупреждает другую, добрую, сердобольную, что директор запретил покупателям читать книги, что просматривать можно, но не надо путать магазин с библиотекой. Дело в том, что в магазине чуть ли не поселился старик (эту роль исполняет Дуров), который читает какую-то очень важную для него книгу. Купить не может – книга стоит четыре с лишним тысячи рублей. Добрая продавщица подходит к нему и скрепя сердце говорит о решении директора, о том, что сегодня ему можно надолго задержаться в магазине последний раз. Входит суровый директор. Первая продавщица заигрывает с ним, намекает на поход в ресторан. Тут он замечает старика. Вторая продавщица и старик растеряны, чувствуют себя виноватыми, пытаются что-то объяснить. Директор выслушивает, думает и неожиданно бросает книгу на пол, а потом, подняв, надрывает уголок и объясняет, что раз книга повреждена, её можно уценить до ста двадцати рублей. Пока старик расплачивается, директор – а он явно холостяк – как-то особенно смотрит на добрую девушку, снимая какую-то ниточку или пылинку с её плеча. И просит заказать стол и стулья, чтобы люди могли приходить, сидеть и читать. Тем временем Дуров, отдав деньги, уходит, не взяв книгу, и растворяется в свете. Конец фильма.

– Один вопрос, – говорит отец Максим, когда гаснет экран. – Почему он не взял книгу, за которую заплатил?

– Он приходил пообщаться. Ему было одиноко, – говорит пожилой участник встречи, сидящий в одном из задних рядов.

– Я был в такой ситуации, – подхватывает его ровесник. – Нашёл в магазине дорогие ноты, которые были мне нужны. Начал переписывать, продавцы были мне не слишком рады, но всё-таки дали возможность закончить.

– Да, наверно, он не за книгой приходил, – говорит отец Максим. – Создатели фильма как-то обсуждали его с детьми, и один мальчик говорит: «Это же ангел». Да, как ангел: пришёл, всех изменил и ушёл.

Звонит колокол на звоннице.

– Ну что, дорогие, – улыбается батюшка, – колокола звенят, восемь часов. До следующей встречи!

На улице мы оказываемся рядом с человеком, сказавшим про ноты.

– Вы на чём-то играете? – спрашиваю я.

– На гитаре, фортепьяно, баяне. А вот гармошка не даётся, не могу её понять. Не профессионально играю, любитель.

– А по профессии вы кто?

– Преподаватель. Доктор экономических наук. Николай Дмитриевич. Ныне, к сожалению, безработный, – улыбается мой собеседник.

Мы идём с ним от Стефановского собора до Стефановской площади, где прежде, до разрушения, стоял собор.

– Я не сказать что особо верующий, – признаётся Николай Дмитриевич, – но всё-таки пришёл на кружок. Знаете, есть вещи, которые нужно знать любому экономисту. Кроме университета, я много где преподавал, в том числе будущим медикам, к которым проникся большим уважением. Это люди, сделавшие свой выбор – спасать жизни. И вопросы, касающиеся веры, они задавали мне довольно часто. Возьмём калибровку больных, раненых в каких-то критических ситуациях. Кому помогать в числе первых? Есть правило, что тем, кого можно спасти, а безнадёжных лечат во вторую очередь. Страшный нравственный выбор, который мне, экономисту, приходилось обсуждать.

Профессор уходит в ночь, а я сознаю промыслительность, так можно сказать, этой встречи. Кругом прав отец Максим: «Мы должны через веру понять экономику, но, с другой стороны, через неё понять веру».

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий