Белый дом под водой
Сладко спится под стук колёс поезда. Но солнечный луч не даёт долго разлёживаться. Ранним утром мы проснулись и глянули в окно. Ого! За «бортом» нашего поезда плещутся волны безбрежного моря! Чайки носятся над водой, а стая уток пустилась с нами наперегонки – и победила. Но позвольте, откуда здесь море? Судя по расписанию, мы приближаемся к могучему Дону. Проводница разъяснила любознательным пассажирам, что море это рукотворное и зовётся Цимлянским водохранилищем. Оно питает водой судоходный Волго-Донской канал, который соединил две великие реки – Волгу и Дон.
О, как давно люди мечтали об этом воссоединении! – с древнейших времён. Российский император-реформатор Пётр Великий первым предпринял некоторые шаги к этому, но не хватило времени, да и по плечу ли была задача технике петровской эпохи! То-то бы порадовался Пётр Первый, если б смог заглянуть на два с лишним столетия вперёд и увидеть железных помощников, которых изобрёл русский человек себе в помощь! Например, гигантский шагающий экскаватор, загребавший своим ковшом столько земли, сколько поместилось бы в двух вагонах! Около 8 тысяч единиц всевозможной техники денно и нощно в течение 40 месяцев трудились тут да без малого миллион человек – и наконец 27 июля 1952 года, то есть ровно 70 лет назад, две могучие реки соединились.
А ведь начались работы всего лишь спустя три года после Великой Отечественной войны! Страна ещё лежала в руинах, ещё залечивала раны, но её сыны и дочери нашли в себе силы для новых трудовых подвигов. Недаром эта великая стройка была посвящена победе в войне и памяти тех, кто с неё не вернулся. Волго-Донской канал и сегодня, по прошествии 70 лет, остаётся одним из самых грандиозных сооружений в нашей стране.
Но чтобы построить его, потребовалось затопить огромные по площади, обжитые человеком земли. Под воду ушли 50 сёл и деревень, а также часть города с уютным названием Калач-на-Дону. Их жителей, конечно, переселили, но они не могли погрузить на телеги вместе со всем скарбом и увезти на новые места родные храмы, знакомые с детства рощи и луга. Под толщей воды остались и родные могилы.
Не так давно, в один из жарких летних дней, когда водохранилище обмелело и возле берега обнажилось его дно, священник церкви Святых апостолов Петра и Павла села Нижний Чир, что в Волгоградской области, отец Николай Охотников с помощниками обнаружили несколько старинных каменных надгробий – и с огромным трудом приволокли их к храму. Отмыв от чёрного ила, прочли имена ушедших людей и даже смогли выяснить, кем они были.
А ещё под водами Цимлянского «моря» скрылись сокровища древней хазарской крепости Саркел. Хазары построили её здесь в IX веке для защиты от наших с вами, ребята, предков – воинов-русов. На постройку ушло несколько миллионов белых квадратных кирпичей – потому и назвали её Саркел, то есть Белый дом.
Интересно, что, будучи худыми строителями, хазары пригласили архитекторов и мастеров из Византии. Те охотно согласились – они и сами боялись русов, ведь до принятия православия те без конца совершали военные походы «в греки». И вот византийцы прибыли, соорудили множество печей для обжига кирпича и взялись за дело.
Крепость получилась не очень большой, но мощной, со стенами трёхметровой толщины. Однако имя Саркел она носила недолго – после того как князь Святослав взял её, победив хазар, крепость стала частью Древней Руси и называться Белая Вежа (вежа – это башня).
Шли столетия за столетиями, сооружение древних строителей давно потеряло своё военное значение и зарастало травой, и в позапрошлом веке тороватые жители окрестных селений начали крепость потихоньку разбирать – знать, тысячелетней давности цареградский белый кирпич отлично сохранился.
И много ещё внутри Белой Вежи скрывалось сокровищ. Недаром советские археологи, как только стало известно о готовящемся грандиозном строительстве и затоплении крепости, в 30–40 годах спешно начали здесь копать, но при всей спешности смогли обследовать лишь третью часть крепости. Но даже при этом беловежские находки заняли целых три зала в Государственном Эрмитаже! Не считая тех, что разошлись по другим музеям страны.
А две трети территории Белой Вежи исследовать так и не удалось: в 1951 году пустили воду – и крепость стала подводной. Но никому до поры не было известно, где именно она находится. Пока Белую Вежу не обнаружили три года назад российские водолазы Юрий Ткаченко и Сергей Хохлов. В составе научной экспедиции они исследовали дно Цимлянского водохранилища, руководствуясь картами, выполненными до войны советскими археологами. И под толстым слоем ила разглядели очертания затонувшего форпоста. Сомнений быть не могло: это Белый город. Но его координат никто не узнает – чтобы древний памятник не стал добычей «чёрных ныряльщиков», которые исследуют такие места не ради науки, а ради собственного обогащения. А сами водолазы не теряют надежды на то, что крепость будет целиком обследована и залы лучших музеев нашей страны покажут людям её сокровища, которые будут подняты из-под толщи вод.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий