Вятская масленица

Ольга ТУЛЯКОВА

Известно, что «на Вятке свои порядки». А уж когда дело касается праздников, вятская особинка, помноженная на исконную удаль и юмор, бьёт фонтаном! И конечно, в такое развесёлое народное торжество, как Масленица, у вятских целый набор собственных забав и обычаев.

Вятские масленичные гулянья. Коллектив «Вересень» (фото: Центр русской культуры и письменности «Мир»)

«Света, солнца ожидаем»

Это и понятно, ведь зима для жителя Вятского края – настоящее испытание: пусть и не такая суровая, но уж очень долгая. Потому приход весны – событие: перетерпели, выжили! Даже современный житель, снабжённый горячими батареями, электрическими лампочками, разной тёплой одеждой, «колесницами» с обогревом и холодильником со всякой едой, радуется весне как переходу от болезни к здоровью. Что уж говорить про наших предков: тогда-то было холодно, голодно, темно.

Радостное и долгожданное это событие они праздновали как следует – с маскарадом, катанием на санях, лошадях и каруселях, обильным застольем и балаганами, кострами и снежными городками, смотринами и тёщиными вечорками, хороводами и кулачными боями. И называлось это гульбище Масленицей.

По сути, Масленица – это праздник перехода. От мясоеда к строжайшему Великому посту и от зимы к весне. Поэтому неудивительно, что праздник длится целую неделю – нужно переходить плавно да как следует нарадоваться, вдоволь наесться, выпустить пар перед долгим постом.

Фото: сайт Кирово-Чепецкого благочиния_(приход Всехсвятской церкви г Кирово-Чепецка)

Иностранцы, побывав в средневековой Московии, сравнивали Масленицу с европейским карнавалом, но лишь с той разницей, что в Европе стражи следили за порядком, а у нас сами предавались хмельному веселью. И так этот праздник в России любили, что даже в советское время Масленицу не удалось истребить, а пришлось превратить в Проводы зимы.

Происхождение праздника

Когда читаешь, что пишут про Масленицу газеты и порталы, глаза лезут на лоб: что они выдумали? Журналисты как непреложную истину утверждают: «Церковь заимствовала Масленицу из язычества», «Комоедица – древний общеславянский праздник».

Разумеется, народная Масленица когда-то и правда была языческим праздником, но он был наполнен совершенно другим смыслом, чем та Масленица, которую мы празднуем сейчас. И отмечался он в даты, никак не зависящие от Великого поста, – 21-22 марта, в день весеннего равноденствия. В его народных обычаях одни этнографы увидели остатки культа Велеса, другие – культа солнца.

Про «ведическую общеславянскую» Комоедицу и говорить не приходится – обычай праздновать пробуждение медведя (и есть в этот день гороховые «колобки»-комы) встречается только в одном месте Белоруссии. Да не в весеннее равноденствие, а 6 апреля, накануне Благовещения. Миф же про то, что комами звали медведей и им отдавали первый блин, совсем бредовый – ни в одном славянском или праславянском языке «ком» не значит «медведь».

Что бесспорно в Масленице, так это отголоски древних поминальных тризн: кулачные бои, скачки, обильные трапезы и блины, которые издавна были обрядовой поминальной едой славян и, вопреки расхожему мнению, никак не связаны с культом солнца. Кроме поминального, было у языческой Масленицы ещё несколько значений: встреча нового этапа годового цикла (светлого, тёплого); поклонение ожившей земле и её плодородию; преклонение перед продолжением рода.

Все эти смыслы Масленицы сопровождались обрядовыми действиями, имевшими для язычника сакральный смысл. Что мы видим сейчас? Бесшабашное веселье и только.

Причём Церковь Масленицу ниоткуда не заимствовала – нет такого праздника в церковном календаре. А есть Сырная седмица со своими особенностями богослужений, трапезы и со своим смыслом, очень далёким от языческого празднества. И если праздник встречи весны в разных местностях вселенского православия сильно отличается, то устав Сырной седмицы один и тот же.

Нечто похожее есть и у католиков. Воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» – последние скоромные дни до Великого поста – это аналог Сырной седмицы. И в народном сознании они также связаны с массовыми гуляньями – карнавалами. Причём карнавалы тоже имеют языческое происхождение, и примерно с тем же смыслом, что у восточных славян. А сейчас это лишь красочное мероприятие.

Что же стало с народной Масленицей? Она осталась, сохранив обычаи, но христианское сознание наполнило их совсем другим значением.

Отец Андрей Лебедев, помощник по миссионерскому служению Вятской митрополии, очень точно говорит о христианском смысле Масленицы:

– Главное – не в количестве съеденных блинов, а в том, чтобы навестить своих родных и близких, пообщаться с ними, помочь и, прежде всего, простить, оставить в прошлом все обиды и непонимания. Поэтому последний день масленичной недели называется Прощёное воскресенье. Мы просим прощения у всех, кого знаем, чтобы начать жизнь с чистого листа перед Великим постом.

 Красные блины

Масленица как праздник живота перед суровым Великим постом имеет много «съестных» названий: масленая, сырная, блинная, обжорная неделя, блинщина и даже объедуха.

На масленичной неделе накрывали обильные столы, где главным угощением были блины. Богатые люди начинали печь их в понедельник, бедные – в четверг-пятницу. Первый блин полагалось отдать нищим, прося молиться за помин души усопших сродников.

Все мы слышали, что блины – символ солнца у древних славян, подношение богу Ярило, о чём уже было сказано. Версия спорная, но точно одно – это исконная обрядовая пища. Когда она появилась, неизвестно, а первые упоминания есть в «Домострое», подробно описывающем русский быт XVI века. Из него же можно узнать, что пять веков назад на масленичный стол подавали… хворост! А ещё орехи, жирный творог и разные виды творожных блюд: запеканки, сырники, творожные бабки.

В XIX веке блинная традиция уже была «привычкой милой старины». И Пушкин в «Евгении Онегине» писал о Лариных: «У них на Масленице жирной водились русские блины». Вот только мы сейчас едим блины «не русские», по крайней мере не те, которые ел Александр Сергеевич. Тогда их готовили пышными, толстыми, на закваске: сначала делали опару, потом, когда она поднималась, замешивали тесто и опять ждали, чтобы оно подошло. Опару готовили с особыми обрядами, а приготовление самой первой держалось в величайшем секрете не только от посторонних, но и от домашних.

И конечно, не жарили как сейчас, а выпекали в русской печке. Тесто же замешивали… на гречневой муке. Эти гречневые – «грешневые» или «красные» блины – и есть настоящие, коренные, русские. Гречневая мука придаёт блинам чуть ореховый вкус и «загорелый» цвет. Но пшеничная тоже нужна, иначе тесто расползётся или порвётся.

Кроме гречневых, пекли на Масленицу блины ячневые, солодовые, гороховые, с творогом, мозгами, снетками, зелёным сыром, ветчиной, селёдкой, блины-суфле или муслиновые, блины-ситники или манные, сладкие и под солёную закуску… Современным блинопёкам такое и не снилось!

Один вятский шеф-повар рассказал, что в детстве ел блины… с квашеной капустой: «Моя бабушка из Зуевского района. Она пекла блинчики, складывала в них квашеную капусту с тмином, заворачивала, обжаривала – было очень вкусно!» А другие деревенские знакомые рассказывали про блины с «вятским» мороженым: «Наморозят в корыте молоко, наскребут как пух и с блинами едят».

С понедельника по воскресенье

Евгения Алексеевна Ичетовкина, фольклорист, преподаватель Детской школы искусств «Фольклорная» г. Кирова, – уникальный знаток вятских масленичных обычаев. Она обобщила этнографические данные, собранные в фольклорных экспедициях филологами МГУ, и провела ряд своих экспедиций по районам Кировской области.

– Скажите, как на Вятке готовились к Масленице? – спрашиваю Евгению Алексеевну.

– Ну, во-первых, начинали заранее, ещё с середины предыдущей недели. Хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома – от чердака до погреба: подновляли побелку печей, выметали мусор, скоблили столы, лавки, полы. Ещё готовили праздничную посуду, запасались разной снедью – солёной рыбой, пряниками, конфетами и орехами для детей. Закупали мешки муки разных сортов для блинов, пряженцов и пирогов. Накапливали молоко, сливки, сметану и коровье масло.

– И не скучно нашим предкам было всю неделю делать одно и то же – ходить в гости и есть блины?

– А каждый день масленичной недели отличался от другого. И назывался по-особому, и отводился разным родственникам – за семь дней успевали и сами в гости сходить, и у себя принять.

Понедельник назывался «встреча». Тут всё как в других губерниях было – строили качели и балаганы, чучело Масленицы делали и возили его с собой. Только на Вятке иногда вместо чучела обряжали мужика. Его возили на санях, запряжённых двенадцатью лошадьми. Мужик сидел на колесе, поставленном посреди саней, и держал в руках полуштоф с вином и калачи. С ним ехали наряженные музыканты.

Вторник – «заигрыши»: шли смотрины невест. Высмотрев своих суженых на Масленице, после Великого поста и Пасхи играли свадьбы. Среда – «лакомка»: зять приходил к тёще на блины. Четверг – «разгуляй»: начиналось основное веселье, работы останавливались. Пятница – «тёщины вечорки»: та приходила к зятю на блины. Суббота – «золовкины посиделки»: сёстры ходили в гости к женатому брату.

– Это всё так же, как и везде, праздновали?

– Да, в основном те же обычаи. Особо в эту неделю относились к молодым, поженившимся в том году. Получается, это была их первая семейная Масленица. Их катали в санях по деревне, но за скудное угощенье могли выкинуть лицом в снег. Могли завалиться в дом и «смотреть молодушку»: хороша ли, как одета, чем угостила. В масленичную субботу жена подносила каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целовался с ней. Поэтому на Вятке этот день называли «целовник». В Котельническом районе в субботу молодые уезжали к свёкру, а в воскресенье целовали молодушку. Там же был обычай «кататься на зяте»: залезут на гору, положат зятя в сани, сами на него – и поехали.

– Чучело Масленицы вятские жгли или хоронили?

– В основном сжигали. В воскресенье, а кое-где в Чистый понедельник. Чучело делали в последний день. Солому и дрова для костра собирали всей деревней: чем выше будет гореть, тем лучше. При этом приговаривали: «Маслёнка горит!» А мужики старые: «Маслёнка, прости, долгий лён расти!»

А в первую неделю Великого поста отмечали «тужилки» (поминки) по Масленице. В среду девушки приглашали к себе погостить подруг из соседних сёл, они приезжали на два-три дня, ходили на гулянья и посиделки – играли, пели, плясали.

«На горках покататься, в блинах поваляться»

– Евгения Алексеевна, а что тогда было из дошедших до нас масленичных гуляний?

– Да практически всё, что мы сейчас знаем. Были кулачные бои, когда одна деревня сражалась с другой. Причём участвовали все мужчины, кроме самых немощных и старых. Катались с ледяных гор (по-вятски – катушек), украшенных разными флажками и фонариками. В ход шли санки, салазки, лотки, рогожи, ледянки (расплющенные корзины, заледеневшие снизу), деревянные корыта, перевёрнутые скамейки.

Фото: Центр русской культуры и письменности «Мир»)

 

Фото: сайт Кирово-Чепецкого благочиния_(приход Всехсвятской церкви г Кирово-Чепецка)

Мастерили специальные «кобылки»: брали широкую толстую доску, передний конец стёсывали, чтобы он смотрел вверх, укрепляли две палки с поперечиной, а нижнюю часть доски обливали водой и давали замёрзнуть.

– А что из масленичных гуляний до нас не дошло?

– Например, катание на шестах. Под уклон горы ставили тонкие обтёсанные брёвна – шесты – и поливали их водой, получалась ледяная дорожка. Катались парами, взявшись за руки. Устоять нелегко – узко, скользко. И часто ребята падали друг на друга, хохотали. В конце дорожки делали в снегу углубление с соломой, чтобы падать было приятнее.

Было ещё одно развлечение – катание на лодейках. На льду мужики делали кружала. Расчищали от снега побольше места, в центр вмораживали толстый кол или бревно, на него надевали старое тяжёлое колесо, к ступице крепили длинную жердину. К одному концу привязывали санки-лодейки, за другой бралось несколько человек (иногда – лошади) и начинали вращать колесо.

И санные забавы, конечно, тоже ушли. Раньше из одной деревни в другую отправлялся «поезд» из 30-40 лошадей. И парни соревновались, кто лучше лошадь оденет: кто побогаче, накрывал лошадь ковром, сбрую украшал.

– А с особым размахом какие забавы проходили?

– Особо краеведы отмечают снежные городки. На льду озёр и рек были целые баталии. Парни строили снежно-ледяной городок-крепость, сажали туда стражу. На вершине снежного городка ставили шест. Другие парни, пешие и конные, шли в атаку – лезли на стены, врывались в ворота. От них оборонялись снежками, мётлами, нагайками. Нужно было сбить и захватить шест.

Ещё на Масленицу, как на Святки, рядились в медведей, женщины – в мужчин и наоборот. Проказили вовсю: закрывали печные трубы, заваливали снегом двери, раскатывали поленницы, затаскивали на крышу сани. Веселье было всеобщим.

В гости к бабушке

– Елена, как ваша православная семья относится к Масленице? – спрашиваю Елену Масальцеву, маму четырёх детей, стилиста.

– Масленица для нашей семьи – это преддверие Великого поста. Мясо уже не едим, входим в пост аккуратно и радостно, несмотря на то что он очень драматичный по сравнению с Рождественским и другими постами. Они какие-то лёгкие, а Великий пост, по мне, достаточно сложное, тяжёлое испытание, на пределе чувств. И заканчивается смертью, а смерть – это такое неестественное для человека состояние, травма души. Масленичная неделя для нас предвещает радостное событие Пасхи, что сейчас будет тяжело, а потом всё будет хорошо.

– Есть ли какие-то семейные традиции празднования этой недели?

– Конечно, печём блины. Я к этой Масленице подготовилась очень хорошо. Раньше всё делала на глазок, много чего не получалось, раз на раз не приходилось. Сейчас нашла и заготовила лучшие рецепты. Мне очень нравятся блины «в дырочку». Ещё лучше я научилась печь блины из сыворотки. Молоко скисло – получаем творог и сыворотку, а из неё – кучу блинов! Но однажды мы всей семьёй так переели блинов, что у нас желудки заболели! Сейчас решили есть очень аккуратно, не каждый день.

– Что больше всего любите в масленичном веселье?

– Мы любим всей семьёй ходить к бабушкам в гости на блины. Бывает, что дети пекут блины у бабушек, такой мастер-класс. И польза: не только бабушки кормят, но и внуки им помогают. Конечно же, ещё на масленичной неделе мы пытаемся куда-то выйти – в кафе, кино. Потому что в сам пост уже не то настроение куда-то ходить. Мы все это понимаем и на масленой неделе ходим на лыжах, на коньках, ещё куда-нибудь. А Великим постом уже труд, учёба, работа – не до веселья.

Ирина Боровик, патронажная сестра по уходу за лежачими больными, волонтёр «Автобуса милосердия», который бесплатно кормит бездомных горячими обедами:

– Масленица с детства для меня – это блины и угощения. Помню, родные собирались, бабушка с мамой пекли блины – и такая была атмосфера тепла и любви! Потом я училась в колледже, на практику мы попали в село Коршик. Там я увидела на Масленицу настоящее гулянье. Мы разучивали русские народные песни, готовили весёлые конкурсы, сжигали чучело. Такое душевное народное гулянье!

– Есть ли какие-то масленичные традиции в вашей Службе милосердия?

– Да, сёстры-волонтёры пекут блины, и всю масленичную неделю мы раздаём их бедным и бездомным. В этом году добровольцы «Автобуса милосердия» тоже будут печь блинчики и кормить бездомных в тёплом модуле и на раздаче на улице. Помню, как-то один бездомный берёт блинчики и говорит: «Как давно я блины не ел, мама в детстве делала, а больше-то и не пробовал. Спасибо вам, сёстры». Такие слова дорогого стоят! Так домашнее тепло душевное, которое и я помню с детства, откликается и сейчас. Слава Богу, что мы можем его почувствовать.

– Лена, а как вы воспринимаете Масленицу? – спрашиваю Елену Бадьину, певицу народного коллектива «Вересень».

– Масленица для меня – это ограничение в пище, приготовление к Великому посту, периоду воздержания. Уже не едим мясо, но ещё можно рыбу, молоко. И это даёт радость – позволить себе мороженое, пирожное, блины. Пожалуй, для меня главное в Масленице – это радость без греха. И возможность отдохнуть, встретиться с близкими, пообщаться. Хоть это и обычные рабочие дни, но мы семьёй стараемся напечь блинов, посетить родителей, выехать на природу с друзьями. Масленица для нас – время гостевания, радости, игр. Ещё Масленица – это удачный пример того, как древняя Церковь смогла адаптировать языческие традиции. Мне кажется, что современной Церкви стоит этому поучиться.

– Вы с мужем несколько лет поёте в народном коллективе «Вересень», выступаете на масленичных гуляньях. Как-то изменилось её восприятие?

– Радость праздника от того, что проводишь его с другими людьми, усиливается. Но, кроме радости, чувствуешь конечность Масленицы и наступление поста. Народные песни это очень точно отражают. Вообще, с ними лучше понимаешь настроение Масленицы.

– Как думаете, нужна ли Масленица православным?

– Может быть, современным людям она даже больше нужна, потому что построена на народных гуляньях и требует общего совместного действия, вырывает из замкнутости, индивидуализма. Русская культура вообще коллективна – традиции народных гуляний дают людям опыт совместного общения в играх, танцах, пении. Всё это очень ярко показывает человека для других таким, какой он есть, его сильные и слабые стороны, его ловкость или сметливость. То есть это реальная возможность и людей посмотреть, и себя показать.

* * *

Наверное, главное, что можно сказать о смысле Масленицы, – это радость. Не та радость с большой буквы, духовная, которую приносит Пасха, а наша, земная, но не грешная, а очень тёплая, простая – как блин. Вот солнце чаще выглядывает – радость, вот птицы начали петь – радость, а уж первая зелёная травка – праздник!

Если уж монахам, закалённым подвигами и духовной бранью, полезно иногда посмеяться, то как не повеселиться мирскому человеку! Главное, чтобы это веселье не переходило в разгульство и обжорство, а несло в дома мир и радость. Чтобы согревало страждущих и дарило тепло тем, кому его не хватает.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий