«Чьи это дети?»

В воскресный день этот старый храм в Сыктывкаре всегда полон. Пусть кривая ковидных графиков снова взлетела вверх, но люди всё равно идут к литургии, и «Символ веры» звучит десятками голосов. Много светлых детских лиц. Кто-то из православной молодёжи недавно народился на свет и возлежит в отцовских или материнских объятиях, а те, кто чуть постарше, чинно расхаживают в валенках по храму. Но дети есть дети. Заметив на руках знакомого мужчины его новорождённого сынишку, окружили малыша, тянутся к нему. А тот, тихий и серьёзный, вдруг хвать одного из них за нос! Словно по-своему наставляя: не шумите. Конечно же, это лишь добавило веселья. Стайкой воробьёв ребята перенеслись к солее и там расчирикались вовсю, едва ли не перекрывая пение хора (тем более что певчих на клиросе совсем немного – остальные, видно, болеют). Восстановило порядок лишь громогласное восклицание регента: «Чьи это дети?!» «Воробышки» вмиг разлетелись, рассевшись кто где и присмирев.

И в наступившей тишине зазвучала, пробирая до мурашек, стихира «Земле Русская» из службы Всем святым, на земле Российстей просиявшим, составленной епископом Афанасием (Сахаровым). На календаре ведь 6 февраля – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. «Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию… Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение» – слова песнопения, в сочетании с музыкой, трогают невероятно. А главное, написаны они «кровью сердца» – во время гонений на Церковь, притом человеком, вполне испытавшим их на себе. Работа над «службой» шла у владыки Афанасия долго – со времени Поместного Собора 1917–18 годов и до 1953 года. Редко когда удавалось посидеть в тиши рабочего кабинета. Как он сам говорил, за 33 года епископства он «был на епархиальном служении 33 месяца; на свободе, не у дел – 32 месяца, в изгнании – 76 месяцев, в узах и на горьких работах – 254 месяца». Мог ли святитель Афанасий (Сахаров) предугадать, что пройдёт не так много времени и сам он в 2000 году войдёт в Собор тех, к кому взывал словами молитв!

«Мужайся, Христова Церковь, и державствуй над всуе борющими! Христови бо друзи о тебе пекутся» – это слова из той же службы, составленной в годы гонений. Как же современно они звучат! Недаром на ектении возносились в день Собора новомучеников дотоле не слышанные прошения ко Господу сохранить Церковь: «Соблюсти ю невредиму и необориму от ересей и нестроений и миром Своим оградити», «О еже примирити разделения среди народов отечества нашего и силою Святаго Духа обратити всех на путь мира и братолюбия…»

Да и настоятель этого старого храма в проповеди говорил о том, как зыбок сегодня мир.

«Но это ничего, – ободрил он. – Что бы ни произошло, главное – печься о Небесном отечестве, тогда Христовы друзи помогут нам отстоять и отечество земное».

В праздник Новомучеников и исповедников как-то особо понимаешь, что в этих словах истина.

Игорь Минаков, «Причастие», 2016 г

…Настал момент причащения. Притихшие «воробышки» стали подходить к Чаше. Держась за руку отца или мамы, шли торжественно к столику с запивкой, и, хоть день был пасмурный, казалось, что их освещают солнечные лучи. Чувствовалось, что эти маленькие христиане, которые с пелёнок растут при храме, знают, Чьи они дети. И всем бы нам помнить это.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий