Историческое Рождество

Рождество Христово – второй по значимости христианский праздник после Пасхи. Большинство наших представлений об этом событии – из детства, из рассказов взрослых, спектаклей и сказок. Но попробуем «исследовать Писание» и восстановить события этого праздника такими, какими их видят учёные и богословы.

ВРЕМЯ РОЖДЕНИЯ

Мы не знаем точно ни года, ни дня рождения Иисуса Христа. Но можно попробовать восстановить хотя бы год.

Рождество свершилось в конце правления царя Ирода Великого, а он умер в 750 году от основания Рима. По нашему счислению это 4 г. до н.э. Перепись в Иудее была назначена за три года до этого. Получается, год рождения Спасителя – 7-й до н.э.

Определить год рождения Спасителя можно также по времени выхода Иоанна Предтечи на проповедь. Апостол Лука тут точен: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря», то есть 28 г. н.э. В это время Христу около тридцати лет. Если предположить, что Христу было не менее 32 и не более 35 лет (потому что 36 лет – это уже ближе к сорока), то получается, что год Рождения Иисуса Христа между 7 и 4 годами до н.э. Поэтому большинство исследователей придерживаются этой точки зрения.

Но ведь новая эра считается от Рождества Христова – откуда тогда пошла ошибка современного летоисчисления? В расчётах года Рождества в VI веке ошибся составитель пасхалий римский аббат Дионисий Малый.

ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ПЕЩЕРА

Из Евангелия от Луки мы знаем, что вместо колыбели для Младенца Дева Мария использовала ясли.

В библейские времена ясли обычно представляли из себя каменный ящик – об этом свидетельствуют находки археологов. О пещере, в которой родился Богомладенец, речи у евангелиста нет. Некоторые исследователи считают, что речь идёт о загоне для скота, который располагался на первом этаже в большинстве домов на Святой Земле, – на втором этаже жили хозяева. Ссылаются на то, что греческое слово из Евангелия «гостиница» (kataluma) – это не столько отель, сколько горница на верхнем этаже. Приходившие на перепись в Вифлеем квартировали, а не обретались на постоялых дворах, которых в любом случае было мало.

Впервые о вертепе (пещере), в котором родился Христос, упоминается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова» и «Диалоге с Трифоном Иудеем» св. Иустина Философа. Иустин записал устное предание тех мест: «Когда же Младенцу пришло время родиться в Вифлееме, то Иосиф, по недостатку в том селении места, где остановиться, пришёл в одну пещеру недалеко от селения».

Точно указывает место Рождества Ориген, посетивший Вифлеем в 238 году: «Самая пещера Вифлеемская указывает, где Он родился, а также и ясли пещерные свидетельствуют о том, где Он был повит пеленами».

Святая царица Елена обнаружила это место благодаря резкому неприятию христиан императором Адрианом (он считал их иудейской сектой). Чтобы полностью изгнать память об иудейском наследии из Палестины (именно так, в честь филистимлян, он переименовал Иудею), правитель старался на местах всех значимых для иудеев святынь ставить алтари языческих святилищ. Это и помогло найти Вифлеемскую пещеру. На месте ясель стояло святилище в честь Адониса.

ВОЛХВЫ

Волхвы, описанные в Евангелии от Матфея, пришли с востока. Откуда именно?

Иустин Мученик и Тертуллиан полагали, что из Аравии, а Блаженный Августин – из Халдеи, но наиболее достоверно выглядит точка зрения Иоанна Златоуста, считавшего, что волхвы явились из Персии, то есть страны, прежде бывшей Вавилонией. Там во время 70-летнего пленения евреев предки этих волхвов узнали от евреев, что те ждут Великого Царя, Который покорит весь мир.

В целом персы и иудеи благосклонно воспринимали друг друга как носителей веры в Единого Бога. Учение о Мессии походило на представления зороастрийцев о последнем суде: вавилоняне верили, что в конце времён придут три спасителя, последний из них воскресит мёртвых, а мир будет преображён до первозданного райского состояния.

Видимо, волхвы были звездочётами-астрологами (в то время астрономия сосуществовала с астрологией) – Св. Писание называет их «магами». Путь до Иерусалима занимал от нескольких месяцев до года. Конечно, волхвы ехали не на трёх верблюдах, так бы их, несомненно, ограбили в дороге – у них были вооружённая охрана и слуги.

После рождения Богомладенца, после обрезания и 40 дней очищения Семейство вернулось в Назарет. Так пишет апостол Лука. По апостолу Матфею, семья Иосифа сначала ушла в Египет, а уж потом пришла в Назарет.

Исследователи рассуждают так: коль Мария дала голубей в качестве выкупа за первенца, значит, у Неё не хватало достаточно денег на ягнёнка. Следовательно, на тот момент у Неё не было золота, которое Ей принесли в дар волхвы. Стало быть, волхвы на тот момент ещё не пришли. К кормушке для скота, где лежал Младенец, пришли пастушки.

Волхвы пришли поклониться Богомладенцу не потому, что зажглась звезда, а потому что им явился Ангел Господень. Они увидели звезду у себя на востоке и потому отправились в Иудею, но точного места рождения Царя они не знали.

Не звезда, а иудейские мудрецы сообщили волхвам и Ироду о Вифлееме как месте рождения Иисуса. Туда же, в Вифлеем, восточных мудрецов направил Ирод. Но к моменту прихода волхвов в Иерусалим Семейство уже жило дома, в Назарете, Младенца носили в Храм и Ему было от года до двух лет. И волхвы отправились не в Вифлеем, а «за звездой» – к месту, где жило Св. Семейство. «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 11).

Когда Каспар, Бальтазар и Мельхиор отправились восвояси, Ангел Господень во сне Иосифу приказал бежать в Египет. Потом Ирод устроил избиение младенцев мужского пола до двух лет в Вифлееме. Но если Святое Семейство жило в Назарете, чего им было бояться? Дело в том, что они были приписаны к Вифлеему и там во время переписи сохранились сведения о всех вифлеемских детях, в том числе о постоянном их местожительстве.

Исследователи задаются вопросом: в Египте Семейство пробыло несколько лет (до смерти Ирода) – на какие средства оно там жило? Было ли это золото, полученное от волхвов, или его часть? Матерь Божия не могла не понимать значения этих даров: золотом платили дань царям, ладаном курили при богослужениях, а ароматическим благовонием – смирной – умащали тела умерших. Таким образом, золото было принесено Иисусу как Царю, ладан – как Богу, смирна – как Человеку.

Предание Церкви говорит о том, что Божия Матерь бережно хранила дары и передала их Иерусалимской Церкви, затем они были перенесены в храм Святой Софии Константинополя. После падения Византии в 1470 году дары волхвов передала сербскому монастырю Св. Павла на Афоне вдова турецкого султана Мария, дочь правителя Сербии (не принявшая ислам до конца жизни). Дары волхвов и ныне хранятся в 10 специальных ковчегах в монастыре Св. Павла.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий