Исполняя заветы

Есть такая притча. Не помню, кто рассказывал. Жили-были парень и девушка, которые любили друг друга. Он был человеком очень порядочным, она же нагрешила куда больше по слабости своей. Так получилось, что умерли вместе, и вдвоём они отправились на мытарства. Он их проходит, она – нет. «Пропустите её в Царствие Небесное вместо меня», – просит парень ангелов, предлагая, стало быть, занять место девушки в аду. Бесы не были против, но ангелы сказали: «Он исполнил завет Господа, предал душу свою за други своя», – и пропустили в рай обоих любящих, праведника и грешницу. Думай о других, а о тебе подумает Бог.

Когда приходит понимание этого, тогда, быть может, и происходит настоящее воцерковление. Был у нас в Максаковском приходе диакон. Служил безупречно, всегда собран, следил за одеяниями. Вроде всё слава Богу – образцовый священнослужитель. Но вид обычно неприступный, холодный, не знаешь, что и сказать. Как-то у нашего алтарника, мальчика лет четырнадцати, начался насморк. Диакон, вернувшись после каждения шестого часа, грубо и зло произнёс: «Иди высморкайся, не мешай вести службу». Если бы иначе сказал, другим тоном – ничего бы страшного, но тут и алтарник был огорчён, да так, что слёзы появились на глазах, и меня словно шилом в сердце кольнули. Потом началась литургия, а я всё не мог прийти в себя, еле сдерживался, чтобы не сделать выговор. После службы, когда начали снимать одеяния, сказал: «Нельзя же так, это ребёнок, а ты его обидел». Диакон сердито на меня посмотрел и отвечает: «Вытащи сначала бревно из своего глаза».

Обиженные, мы разошлись. Отец диакон уехал домой, а я в то время, бывало, обходил Максаковку – это примерно девять километров. Иду, читаю Иисусову молитву, прошу у Бога за жителей посёлка. Так было и в тот раз. Снежок пошёл, темно, настроение начало понемногу подниматься. Возвращаюсь в скит, а там машина нашего диакона. Вхожу, вижу его в трапезной, но куда делся его вечно благообразный вид? – всклокоченный, в одежде беспорядок… По глазам видно, что плакал. Ждал меня, как выяснилось, давно, часа два. Попросил прощения за то, что случилось и о чём я уже начал было забывать. Помолились вместе, попили чай, поговорили и… с той поры стали с ним родными людьми.

Знаете, можно креститься в православие, венчаться, участвовать в таинствах и даже служить в Церкви, но при этом жить без Бога. Смотришь на иного, как он поёт, служит, как проповедует, и думаешь: «Какой артист пропадает!» Другой, лишённый подобных талантов, и проповедь-то читает по бумажке, и голоса-то у него нет, чтобы громко молиться, но на нём почиет Дух Святой, у него всё настоящее. Нужно понимать, Кому служишь. А сам я как? По совести, думаю, на треть актёр: когда ты на виду и на тебя глядит множество глаз, искушение слишком велико. Но стараюсь с этим бороться, воюю с собой потихоньку.

Хорошо хоть, здесь всё более-менее понятно. Очень часто не знаешь, что и делать. Нам постоянно приходится выбирать, и самое простое – выбор между добром и злом, тут вроде бы всё ясно. Но что делать, когда выбор стоит, скажем, между любовью и дисциплиной? Как-то раз были мы на собрании в Ульяновском монастыре, нас собрал на него благочинный. Рядом со мной сидел недавно приехавший в епархию батюшка – отец Нил. Мне было тогда лет пятьдесят, а ему семьдесят два. Отец благочинный вдруг командным голосом строго говорит: «Отец Нил, закрой дверь». Я вскакиваю, закрываю. Минут через десять благочинный просит: «Отец Нил, открой дверь». Снова вскакиваю, открываю. Благочинный хмурится, но молчит. Спустя какое-то время: «Отец Нил, закрой…» Поднимаюсь с места. «Ты что, отец Нил?!» – спрашивает меня благочинный возмущённо. Попало мне от него, и стало понятно, что он хотел проверить, насколько отец Нил умеет исполнять команды, хорошо ли у него с послушливостью. А я-то и не понял.

Ночью нас с отцом Нилом поселили в одной келье. Проснулся я, когда уже светало, и понимаю, что кто-то заботливо старается меня укрыть одеялом. Слышу, как батюшка трижды меня крестит и что-то шепчет – молитву, понятно. Недели через две он уехал из епархии, что-то не сложилось. Думаю, я был неправ, проявив непослушание. С другой стороны, отцу Нилу было одиноко, грустно, так что моя поддержка оказалась, наверное, не лишней. Получилось это, кстати, совершенно рефлекторно, так был воспитан – проявлять уважение к старшему по возрасту. Вот и решай, что делать в таких ситуациях? До сих пор не могу разобраться со многими подобными вопросами: думаешь, сомневаешься – и не находишь ответа. Приходится часто идти на ощупь. Разве что после смерти узнаешь, чего хотел от тебя Господь в той или иной истории, правильный выбор ты сделал или нет.

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», – говорит апостол Павел в послании к Филиппийцам. Спаситель по любви к людям молился даже за тех, кто Его распинал. Он их как бы оправдывал перед Богом Отцом, говоря: «Не ведают, что творят». Поэтому от нас, христиан, Господь ждёт сострадания не только к правым, с ними Бог, но и к неправым. Желать им блага и спасения, молиться за них. Если сострадаем несчастным, это показывает, христиане мы или всего лишь крещёные язычники, так и не воцерковившиеся. Когда видишь отсутствие сострадания не то что к врагам, а к таким же, как мы, православным христианам, с которыми разошлись во мнениях, это особенно ужасает, и это сегодня на каждом шагу. Жестокосердием сейчас едва ли не гордятся, путая его с принципиальностью, вот что особенно печально. А ведь принцип у нас один – тот, что начали забывать: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». Каждый ищет своего, а не того, что угодно Богу.

Пришло сообщение от доброй христианки: «Меня гонит начальница». Помолюсь за них обеих. При этом нужно понимать: всё, что с нами происходит, Господь либо посылает, либо попускает. Бог даст, и начальница по нашим молитвам утихомирится, а не даст – значит ли это, что старались впустую? Молитва, по меньшей мере, спасёт от приёма валидола, корвалола и прочих лекарств, если удастся уберечь сердце от дурных, чёрных мыслей. При этом исполнена будет заповедь: «Претерпевший же до конца спасётся».

Мир всем!

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий