И снится корабликам море…
Этим кораблям не было суждено рассекать волны. На свет они появились не на верфи, где весело стучат молотки, а в обычной городской квартире в Череповце – целая флотилия в ней прекрасно разместилась. Вы, конечно, догадались, ребята, что наш рассказ о моделях кораблей.
Так вот, изредка кораблики покидают привычные места, чтобы отправиться в «плавание» по выставочным залам разных городов нашего необъятного Севера, и там, накрытые стеклянными колпаками, рассказывают людям, на чём в старину хаживали по морю их предки. Причём рассказ этот очень правдив, ведь каждый из них – точная модель настоящего корабля, существовавшего несколько веков назад.
Но пора познакомить вас, друзья, с их творцом. Это Сергей Владимирович Лушкин – офицер-подводник в отставке, который почти тридцать лет назад увлёкся судомоделированием, да так и ушёл с головой в своё хобби.
За это время он смастерил не один десяток кораблей. Всё это парусные суда русских мореходов, военные, торговые и промысловые: кочи, лодьи, карбасы, новгородские бусы, ушкуи, шитики, архангельские гукоры, пинки. Особенно по душе Сергею Владимировичу заниматься судами вологодских мастеров. Не только потому, что сам рождён на Вологодчине, но и потому, что эта земля славилась корабелами.
Модель старинного судна создаётся долго, иногда несколько лет. Это дело спешки не терпит. Ведь задача мастера – изготовить не сувенирный кораблик, а именно настоящий, пусть и уменьшенный в 72 раза.
Например, год назад он закончил модель пинка «Великий Устюг», спущенного на воду в 1751 году. Вначале нужно было раздобыть чертежи (они нашлись в архиве Военно-морского флота Санкт-Петербурга), затем – запастись деревом: найти, хорошенько просушить. В корабельном деле не допускалось окрашивать детали – мастера подбирали подходящую по цвету породу дерева. Этому правилу следует и наш судомоделист. Шутка ли – корпус, мачты и реи выполнены из дерева девяти видов! Белые детали – из клёна, жёлтые – из самшита, охристые – из яблони; в дело пошла древесина груши, сосны, эбенового дерева…
А как радовался Сергей Владимирович, когда нашёл в речке по весне, когда ушла большая вода, чёрную корягу! Это морёный дуб. Пролежав под водой сто лет, он затвердел как камень, и из него вышел отличный бархоут для боков «Великого Устюга» – так называют особо прочные доски, усиливающие обшивку корабля. И пусть кораблик не будут обстреливать пушки неприятеля, пусть ему не придётся быть зажатым полярными льдами – разве это важно? Главное – чтобы бархоут модели был прочен, как если бы ей пришлось побывать в переделках.
Это и есть всё по-настоящему, не понарошку. Канат реального корабля был сплетён из трёх нитей – и Лушкин плетёт из трёх, на специальном самодельном станочке. Детали были прибиты медными гвоздями – и Сергей Владимирович изготавливает микроскопические гвоздики из тончайшей медной проволоки. И так чего ни коснись, а ведь деталей в модели – от полутора до восьми тысяч! Порой мастер ворочается всю ночь без сна, обдумывая, как справиться с очередной загвоздкой. Но всё-таки придумывает!
Хорошо, что в наш торопливый век есть на свете такие мастера. Их творения воскрешают для нас хотя бы в миниатюре то, что безвозвратно ушло. И напоминают о славе русского флота – былой и нынешней.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий