И снится корабликам море…

Этим кораблям не было суждено рассекать волны. На свет они появились не на верфи, где весело стучат молотки, а в обычной городской квартире в Череповце – целая флотилия в ней прекрасно разместилась. Вы, конечно, догадались, ребята, что наш рассказ о моделях кораблей.

Так вот, изредка кораблики покидают привычные места, чтобы отправиться в «плавание» по выставочным залам разных городов нашего необъятного Севера, и там, накрытые стеклянными колпаками, рассказывают людям, на чём в старину хаживали по морю их предки. Причём рассказ этот очень правдив, ведь каждый из них – точная модель настоящего корабля, существовавшего несколько веков назад.

Но пора познакомить вас, друзья, с их творцом. Это Сергей Владимирович Лушкин – офицер-подводник в отставке, который почти тридцать лет назад увлёкся судомоделированием, да так и ушёл с головой в своё хобби.

Сергей Владимирович Лушкин

 

Изображение: vrorgo.ru

За это время он смастерил не один десяток кораблей. Всё это парусные суда русских мореходов, военные, торговые и промысловые: кочи, лодьи, карбасы, новгородские бусы, ушкуи, шитики, архангельские гукоры, пинки. Особенно по душе Сергею Владимировичу заниматься судами вологодских мастеров. Не только потому, что сам рождён на Вологодчине, но и потому, что эта земля славилась корабелами.

В старину корабелы давали судам имена святых. Модель лодьи «Преподобный Зосима» 1790 года

 

Галиот «Святой Пётр»

Модель старинного судна создаётся долго, иногда несколько лет. Это дело спешки не терпит. Ведь задача мастера – изготовить не сувенирный кораблик, а именно настоящий, пусть и уменьшенный в 72 раза.

Например, год назад он закончил модель пинка «Великий Устюг», спущенного на воду в 1751 году. Вначале нужно было раздобыть чертежи (они нашлись в архиве Военно-морского флота Санкт-Петербурга), затем – запастись деревом: найти, хорошенько просушить. В корабельном деле не допускалось окрашивать детали – мастера подбирали подходящую по цвету породу дерева. Этому правилу следует и наш судомоделист. Шутка ли – корпус, мачты и реи выполнены из дерева девяти видов! Белые детали – из клёна, жёлтые – из самшита, охристые – из яблони; в дело пошла древесина груши, сосны, эбенового дерева…

А как радовался Сергей Владимирович, когда нашёл в речке по весне, когда ушла большая вода, чёрную корягу! Это морёный дуб. Пролежав под водой сто лет, он затвердел как камень, и из него вышел отличный бархоут для боков «Великого Устюга» – так называют особо прочные доски, усиливающие обшивку корабля. И пусть кораблик не будут обстреливать пушки неприятеля, пусть ему не придётся быть зажатым полярными льдами – разве это важно? Главное – чтобы бархоут модели был прочен, как если бы ей пришлось побывать в переделках.

Это и есть всё по-настоящему, не понарошку. Канат реального корабля был сплетён из трёх нитей – и Лушкин плетёт из трёх, на специальном самодельном станочке. Детали были прибиты медными гвоздями – и Сергей Владимирович изготавливает микроскопические гвоздики из тончайшей медной проволоки. И так чего ни коснись, а ведь деталей в модели – от полутора до восьми тысяч! Порой мастер ворочается всю ночь без сна, обдумывая, как справиться с очередной загвоздкой. Но всё-таки придумывает!

Хорошо, что в наш торопливый век есть на свете такие мастера. Их творения воскрешают для нас хотя бы в миниатюре то, что безвозвратно ушло. И напоминают о славе русского флота – былой и нынешней.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий