Нарисованные цветы

Галина ЗАХАРОВА 

Осенним днём Вера Леонидовна не спеша шла по улице, глядя, как волнуется от лёгкого ветра яркая листва клёнов. Проходя мимо одного из домов, она заметила яркую, притягивающую взгляд рекламу живописной выставки, посвящённой цветам. Вера Леонидовна взглянула на часы: «Успею». Цветы она любила, к тому же вход бесплатный.

В просторном зале она растерялась. Море разных цветов! Вот черёмуха в цвету: кажется, дунь на ветку – и осыплется; её так много, что в зале даже как будто благоухало. А ландыши в стаканчиках! Тоже так реалистично написаны, что слышишь их чарующий аромат…

Автор полотен, дородный мужчина, охотно что-то разъяснял посетителям, указывая на картины. Одни внимательно слушали, поглядывая на нарисованные цветы, другие задумчиво прохаживались по залу.

Вера Леонидовна тоже начала рассматривать картины. Казалось, она ходит по оранжерее. Каждый цветок манил к себе; вот натюрморты, а вот кусочек ржаного поля с неизменными васильками… И ей почему-то вспомнилось: «Ах, вернисаж, ах, вернисаж!» Талантливо. И освещение удачно. Долго бродила, и в глазах уже начинало пестреть. Вера Леонидовна вдруг начала терять смысл происходящего. Чего-то будто не хватало. Хотела было уже повернуть к выходу, как вдруг заметила в конце галереи, в слабо освещённом закутке, несколько небольших картин. Своей неожиданностью они как-то взбодрили её. Подошла ближе. Бескрайнее море. Тишина. Волны слегка поигрывают в сиреневой дымке тумана. И едва виднеется островок: покосившийся деревянный домишко, на завалившихся в сторону кольях забора отдыхают сети, тут же брошена хозяйственная рухлядь, а поодаль, обложенный у основания камнями, накренившись, стоит крест и чуть дальше узкая тропка, ведущая вниз, к воде, дремотно покачивающаяся лодка… Вера Леонидовна впилась глазами в этот заброшенный клочок земли. Кто бы там мог жить? Что-то кольнуло в душе, зашевелилось, что-то живое вошло в неё. Старик-рыбак, выживающий здесь в одиночестве? И крест!.. Она повернулась, чтобы узнать о картине, но живописец уже сам к ней направлялся, приветливо улыбаясь:

– Рад вас приветствовать. Как вам?

– Понравилось. Но меня тронул вот этот островок. Это что-то из реальности?

Художник поправил мизинцем оправу:

– Как бы вам сказать… Вообще-то у меня, как вы поняли, другое направление. Но, – он замолчал, загадочно посмотрев на неё. – Я люблю тишину моря. Рассветную. Вы это уловили? Необъятная водная гладь как бы просыпается. Простор. И вот этот крохотный мирок.

– А скажите, в этой избушке…

– Я понял вас. Это объект: домик, сети, утварь и прочее.

– А крест?

– Ну как вам сказать. Это маленькая изюминка, дающая реальность в соприкосновении с… макетик.

– Жаль… А мне показалось, здесь кто-то живёт… Именно в вашем «макете» и есть живое – не море, а человек в море. Простите, если это не так.

Он повернулся к выставке:

– А это не живое? И для чего здесь полно публики? Вам, может, моя выставка не…

– Очень понравилась, – краснея, перебила она. – Искренне, талантливо. Вот только…

Художник с удивлением посмотрел на неё:

– Простите, не понимаю вас.

– Цветы – это не жизнь человеческая. Человек – создание Божие, – она пыталась высказать свою мысль, но это ей не удавалось.

Он легонько взял её под руку:

– Простите, но ведь Бог создал и цветы, создал красоту для человека.

Вера Леонидовна чувствовала себя упрямой ученицей, не умеющей подобрать верные слова:

– Цветы могут завять, а у человека душа-то дальше…

Ей хотелось раскрутить эту мысль – и она бы это сделала, если бы он помог ей, если бы заинтересовался её мыслью.

– У каждого свой взгляд, сударыня. Простите, что оставляю вас. Меня ждут.

 

Репродукция картины Елены Юшиной «Художник, что рисует дождь»

На улице, чуть успокоившись, она снова вспомнила тот «объект». Кленовый лист, кружась, трепетал перед глазами – хотелось поймать. «И зачем ввязалась в спор», – думала она, переходя на асфальтированную дорогу, но случайно заметила, как над канавой из трещин старого асфальта изо всех сил протискивается к небу запылённая чахлая ромашка. С ней рядом на ниточках-ножках качались три бледненьких колокольчика, и своим немым звоночком они словно что-то хотели сказать. Но их никто не видел. Пронесётся иногда громоздкий «КамАЗ», обдавая их пылью, и закачаются убогие цветочки. Успокоятся и… снова потянутся к солнышку – Богу. И подумалось ей: «Это не те цветы с картин, которых лелеют. Что-то в жизни у нас не так: красивые выставки, “объект” на море – и эти, никем не замеченные, чахлые живые ромашки да колокольчики. И где-то живут забытые деревеньки с забытыми старушками, которые так же тянутся к жизни».

От этих мыслей защемило сердце.

Она перекрестилась: «Ничего. У Бога все сочтены. Спаси и укрепи нас, Господи!»

г. Сестрорецк

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий