В перелесках близ Хотьково…

8 Октября – память преподобного Сергия, игумена Радонежского

Вот уже пять веков прошло с тех пор, как Русская Православная Церковь прославила в лике святых Преподобного Сергия. За это время его облик старались запечатлеть многие мастера и мастерицы. Чаще всего это были безвестные насельники и насельницы монастырей: иконописцы создавали иконы, золотошвейки унизывали мелким жемчугом вытканные драгоценными нитями покровы и пелены, и святые изображения игумена Радонежского расходились по Руси.

А начиная с конца XIX века и некоторые крупные русские художники, вдохновившись личностью и жизненным подвигом Преподобного, посвящают ему полотна.

Фрагмент картины «Видение отроку Варфоломею»

Самая известная из таких работ – «Видение отроку Варфоломею» кисти Михаила Нестерова (как вы помните, ребята, имя Варфоломей дали святому при рождении). Художник был глубоко верующим человеком, а к этому святому в его семье относились с особенной любовью. Дело в том, что во младенчестве Михаил сильно заболел и, как ни пытались его вылечить, был на волосок от смерти. Лишь чудесная помощь Преподобного Сергия вернула его к жизни. Став художником, свою любовь и благодарность чудотворцу Нестеров выразил в серии работ, посвящённых ему. За «Видением отроку Варфоломею» последовало полотно «Юность преподобного Сергия Радонежского», затем – триптих «Труды Преподобного Сергия».

«Юность преподобного Сергия Радонежского»

А с картиной «Юность преподобного Сергия Радонежского» произошла вот какая история. Михаил Васильевич дружил со знаменитыми братьями Васнецовыми. И вот однажды, в 1903 году, у одного из братьев, Александра Михайловича, тяжело заболел сын Серёжа. Лекарства не помогали, и, когда отец готов был отчаяться, он решил «погадать» об исходе болезни – открыл наугад альбом репродукций картин художников-передвижников. И что же! – альбом раскрылся на картине Нестерова «Юность преподобного Сергия Радонежского»! А этот святой был небесным покровителем больного мальчика. И тогда родители Серёжи, молодые учителя, вспомнили, что надо надеяться больше на Бога, а не на докторов. Господь подал им знак. Поспешили за батюшкой, тот отслужил молебен – и Серёжа сразу пошёл на поправку. Александр Михайлович в письме к брату Аполлинарию очень просил рассказать Нестерову об этом случае.

А сам художник больше всего любил своё первое «сергиевское» полотно. История его создания интересна. Фон для «Видения отроку Варфоломею» он нашёл близ Хотькова монастыря, где покоятся святые мощи родителей Сергия – преподобных Кирилла и Марии. В деревне Комякино Михаил Васильевич снял жильё у одной старушки и с утра до вечера бродил по осенним полям и перелескам, делал этюды. Он жил своей картиной и был счастлив. Беспокоило лишь одно – никак не встречался ему среди деревенской загорелой и румяной ребятни мальчик, с которого можно было написать юного Сергия. И вот однажды, когда он почти отчаялся найти такого, на сельской улице увидел «отрока Варфоломея» – худенького, почти прозрачного, с огромными светлыми глазами на бледном лице. Правда, «отрок» оказался коротко остриженной отроковицей, дочерью бедной крестьянки Марьи из избы на краю деревни. Она всё лето проболела – вот откуда была её худоба и бледность. Михаил Васильевич сделал с девочки, которую называл с нежностью «моя больнушка», несколько этюдов, а матери её дал денег, чтобы хорошенько кормила дочку и поскорей вылечила её. Вот так и получилось, что по молитвам к Преподобному Сергию Господь послал Нестерову не только долгожданную «модель», но и даровал возможность совершить доброе дело. Как знать, может, на Божьих весах это доброе дело весит даже больше, чем бессмертное полотно…

Ведущая рубрики Елена ГРИГОРЯН

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий