«Музыка была моим оружием»

25 сентября – 115 лет со дня рождения композитора Дмитрия Шостаковича (1906–1975)

В самом центре Санкт-Петербурга, на одном из домов Невского проспекта, со времён Великой Отечественной до наших дней сохранились синие буквы: «Граждане! При артобстрелах эта сторона улицы наиболее опасна». Возле памятной надписи люди часто оставляют живые цветы. Восьмого сентября нынешнего года их было особенно много – в этот день ровно 80 лет назад враг полностью окружил город и началась блокада Ленинграда. На целых 900 дней ленинградцы оказались отрезаны от всей страны.

Немецкие генералы рассчитывали, что не пройдёт и года, как город сдастся – голод, холод и постоянные бомбёжки сделают своё дело. Они уже готовились отпраздновать победу в одном из ленинградских ресторанов – но ни один захватчик в город так и не вошёл. Ленинград выстоял. А 9 августа 1942 года – в тот самый день, на который гитлеровцы назначили свой банкет, – они с изумлением услышали доносившуюся из осаждённого города прекрасную и героическую музыку. И в своих воспоминаниях о войне немцы, воевавшие под Ленинградом, признавались: вот тогда-то они и почувствовали, что войну неизбежно проиграют.

Музыка лилась из репродукторов, установленных на улицах опустевшего города, из чёрных «тарелок» радио в полутёмных квартирах. Это была Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. 9 августа в городской филармонии её впервые сыграли еле живые от голода музыканты. А чтобы вражеские пушки и самолёты не помешали им доиграть до конца, вся артиллерия и авиация города исполняли в этот час «симфонию маршала Говорова», руководившего тогда Ленинградским фронтом. В филармонии зажгли все люстры, чего не бывало с начала блокады. Зал был полон. Измождённые люди плакали и долго аплодировали стоя – они поверили музыке, убеждавшей их, что победа будет за нами.

 

Дмитрий Дмитриевич Шостаковича

Дмитрий Дмитриевич начал писать свою симфонию в Ленинграде в первый же день войны – это был его способ борьбы с захватчиками, раз уж на фронт его не взяли. «Музыка была моим оружием», – вспоминал композитор позже о том времени. Он почти не ел и не спал, настолько был захвачен работой, и отрывался от партитуры лишь на боевые дежурства – в консерватории тоже был создан отряд бойцов ПВО, которые несли дежурство на крышах ленинградских домов и тушили зажигательные бомбы. Покидать осаждённый город Шостакович не хотел, но всё же в октябре 41-го вынужден был с семьёй эвакуироваться в Куйбышев (ныне это город Самара). К этому времени три из четырёх частей симфонии были написаны, а в конце декабря произведение было окончено. Вскоре эту музыку услышал весь мир – она стала пророчеством о нашей победе. В одной лишь Америке её исполняли десятки раз – нотная партитура была доставлена туда в виде фотоплёнки самолётом.

Сын композитора Максим Дмитриевич вспоминает о годах эвакуации в Куйбышеве: «Ночами я чувствовал близость опасности и начинал плакать. Но моя верующая няня Прасковья Ивановна Демидова вставала, приходила ко мне, утешала меня, читала Псалтырь, и только после этого я засыпал. Её комната была вся в иконах, а лампада всегда теплилась». А главное – и сам Дмитрий Дмитриевич был верующим человеком. Без веры, считает Максим Дмитриевич Шостакович, его отец не смог бы создать ничего по-настоящему значительного.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий