Смутные дни

Если дом стоит и им «не пользуются» – это не значит, что он прослужит дольше. Скорее, наоборот – быстрее рухнет. За всем в этом мире нужен присмотр, всё склонно к деградации и распаду: и дом, и сад, а особенно – человеческое сообщество. Кто-то должен удерживать его в равновесии. Когда-то «удерживающим» был русский император. Недавно наш Президент объявил новую доктрину «здорового консерватизма» – но когда ещё от слов к делам перейдёт… На днях вот глава Конституционного суда Зорькин выступил в «Российской газете» со статьёй, в которой недвусмысленно говорит о перегибах в ограничениях свобод граждан. «У органов государственной власти возникает большой соблазн пойти по пути ограничения прав граждан в целях защиты прав других лиц, основ конституционного строя, обеспечения безопасности государства и т.д., – пишет он. – Однако жизнь показывает, что этот более лёгкий путь далеко не всегда бывает верным». Но разве статьи мы от него ждали? – нужны были внятные судебные решения, когда права граждан попирались. А таких решений не было.

Вот и получается, что роль «удерживающего» в наше время в нашей стране ныне играет Церковь – больше некому. В июне власти обсуждали вопрос о том, можно ли ограничивать доступ в культовые сооружения невакцинированных, использования куар-кодов для пропуска. Руководители исламских и иудаистских организаций допустили такую возможность в мечетях и синагогах, Русская Православная Церковь – нет. Это и есть «удержание» от сваливания в ад на практике. А то, что мы туда соскальзываем, всё очевиднее: в Крыму блок-посты выставляют, а в Хакасии комендантский час объявили…

Конечно, Церковь обязательно при этом обвинят в отсталости и скудоумии – это знакомо по эпохе главенства большевиков. Да и сейчас есть такие бесноватые вроде Невзорова или Познера – неистощимые источники грязи. Воздух сотрясают, но хоть властных полномочий у них нет. В этом отношении в последние дни октября отличилась Карелия.

На заседании правительства Глава республики Артур Парфенчиков решил проявить свои познания в области заповедей христианства: «Есть заповедь “не убий”. Ты отговорил человека от прививки, а он умер – значит, ты его убил».

Отговорить от прививки, вообще-то, можно только того, кто сомневается. Стало быть, не убедил его телевизор или недоработали власти. Но слыхал ли этот знаток христианства притчу о бревне в собственном глазу? Ведь кто говорит-то это?! Тот самый губернатор, который перед тем выпустил указиловку (иначе не назовёшь) о том, что «с 1 ноября цифровой сертификат (о вакцинации) необходимо представлять жителям республики при обращении за плановой медицинской помощью в учреждения здравоохранения республики». То есть заявляя: лечить не будем, вакцинируйтесь, – на себя он никаким образом плащ убийцы примерять не готов. Да и правонарушителем, вероятно, себя тоже не считает. Хотя его распоряжение грубо противоречит закону «Об основах охраны здоровья граждан» – по нему плановая медпомощь гарантируется каждому.

А уж раз начальник люк в преисподнюю открыл, туда с энтузиазмом полезли его подчинённые. Министр национальной политики Карелии Сергей Киселёв тоже решил выступить учителем Церкви. «Подчеркну важность организации трансляций богослужений в Интернете, – заботливо и в то же время твёрдо заявил он. – Это позволяет принять участие в мероприятии большему числу людей». Как трогательно! Этому предшествовал его комментарий о том, что отныне «проведение массовых мероприятий в помещениях с численностью 50 человек и более» разрешено только при наличии куар-кода – и в церквях тоже. Ну то есть просто зайти в храм можно, а вот воскресная литургия – ни-ни, обойдётесь телевизором. Безумие какое-то в условиях, когда наши бабушки часто и не слыхали про куар-код, да и телефоны-то у них кнопочные. Единственно утешает: чихать они хотели на это самодурство.

К сожалению, не окоротил зарвавшегося чиновника глава епархии. Надеюсь, что просто ещё не успел. Ведь больше некому в этой ситуации быть удерживающим. Понятно, что защита паствы от взбесившихся чиновников может быть связана с разного рода ущемлениями епархии со стороны властей. Но так ведь ничто не даётся без усилия и жертвы! Если не по любви, то хотя бы по закону надо действовать, потому что сегрегацией, то есть делением на «чистых» и «нечистых», попирается и то и другое. И реакция Церкви на ситуацию, подобную карельской, важна не только для верующих, но и для тех, кто за оградой Церкви. Они смотрят: действительно ли эти люди свободны во Христе и подчиняются «только Богу одному»? Или они такие же, как все: за плюшки от власти готовы своё первородство променять? Даже самым далёким от Церкви людям нужен какой-то ориентир – они могут сознавать, что живут во лжи, но и им во тьме нужен свет маяка, чтоб понимать, где они.

Особенно грустно смотреть на, как сейчас говорят, спикеров Церкви вроде митрополита Илариона, постоянно участвующих в каких-то пропагандистских кампаниях. Недавно он выступил за всеобщую вакцинацию. Кажется очевидным: ну не специалист ты, так оставь это врачам или платным бойцам пропагандистского фронта – эти по указке сегодня говорят одно, завтра будут другое, какой с них спрос? Ясно, что, когда несколько лет назад начало нарастать социальное недовольство, вирус стал хорошей возможностью не только рестораны ограничивать, но и митинги. Разделение на бедных и богатых – политическим манипуляторам выгодно подменить разделением по линии «правильных граждан» и «мракобесов-антипрививочников» – так оно безопаснее… Отношение же к Церкви другое – ей потом непременно предъявят счёт. Официальное лицо Церкви говорит про «личное мнение». Но личное должно оставаться в личном пространстве: в дружеской компании, на кухне. Какое может быть «личное мнение» у «министра иностранных дел» Церкви на центральном телеканале? Хотя слова митр. Илариона потом официально опровергли в Церкви, ущерб был уже нанесён.

На днях руководитель рок-группы «Алиса» Константин Кинчев, кстати недавно награждённый Патриархом, объявил о прекращении концертной деятельности своего коллектива из-за введения куар-кодов. При этом вероятность проведения подпольных концертов он не исключил. Возвращаемся в 80-е годы? Я в связи с этим вспомнил, как громили православные рок-музыку за «сатанизм», и чего только ещё им не приписывали. А главного-то не уловили: что не столько песни они пели, сколько били в набат, по-своему пытаясь пробудить нас для свободы. Теперь это становится ясно.

Это хороший урок нам, православным, и мне лично: нельзя присоединяться к пропагандистам или политикам, загавкивающим людей с другой точкой зрения. Да, я бываю несогласным с чем-то и порой моё мнение ситуативно может совпадать с позицией какого-нибудь манипулятора Киселёва с ТВ. Но если заметил это, видимо, надо остановиться, задуматься: стоит ли присоединяться? Задать себе вопрос: если готов человек пострадать за свою правду, то, может, стоит прислушаться и постараться понять его?.. В общем, времена смутные наступают, нужно внимать, трезветь и молиться.

 

Оглавление выпуска    Следующая публикация →

1 комментарий

  1. Татьяна:

    Да,узелок затягивается все туже. Правда в узелке передавливается ложью,переплетается с ней. И поди разберись в людях,если ,конечно ,это не Невзоров и Познер. Так и просится на язык-смутное время. Но не станем сами себя запугивать мятущимися тенями. Господь во все времена один и тот же. Во все времена помогал,и нам поможет. Веруем и молимся,братья и сестры!

Добавить комментарий