Первые и последние

 Христиане знают, что наш Бог – Бог живых, а все они принадлежат к телу Христову. Не может жить палец без ладони, а ладонь – без руки. Рука тоже не сама по себе. Бог Отец отдал нас Сыну, и мы не можем жить без Него, без Него мы душевно мертвы. Что до физического естества, то, думаю, люди переходят в вечность благую или злую не от болезни – ковида или инфаркта, от которых можно умереть, а можно излечиться, а по установлению Святой Троицы, когда, в какой день и час Святому Духу оставить наше естество. Прах наш после этого предают земле, а душа – та, что с Богом, – поднимается в рай, а та, что без Него, опускается в ад. Законы, управляющие миром видимым и невидимым, столь просты, что доступны всякому человеку. Мы нередко следуем им, когда нам выгодно, и забываем, когда они начинают мешать. Но свобода воли нам дана лишь для того, чтобы изменить себя, на законы Божии она не влияет.

Изображение: i.ytimg.com

Из Нагорной проповеди следует, что кроткие наследуют землю. Впервые это произнёс царь Давид, а Спаситель подтвердил, что да, это так. Речь, по слову святого Димитрия Ростовского, идёт о нашей земле, ведь другой псалмопевец не знал. Куда же денутся остальные человеки – жестокие, жадные, хамовитые или просто ни во что не верящие, ничего не чтящие, не имеющие корня, подобно перекати-полю? Они вымирали, вымирают и вымрут, сами себя изгладив из мира.

Вот передо мной три женщины, которым за пятьдесят. Всё у них плохо: и с детьми, и с родственниками, и с соседями, и со здоровьем. Сплошной ропот на свою жизнь, а значит, и на Господа. Все хорошо одеты, на пальцах – перстни и кольца, на лице – косметика. Чем дальше слушаешь, тем яснее понимаешь, что все их проблемы от пресыщения благами цивилизации, праздности, равнодушия к духовной жизни. Всё бы изменилось в их жизни, живи они, как предписывает Церковь: за всё благодари Бога, постись, молись, бойся осуждения и других грехов. Но нет.

Другая история. Как-то мне надо было причастить больную. Попросил собравшихся в храме довезти до города. Вызвался человек лет тридцати пяти.

Я обратил внимание, что в машине очень чисто. Водитель был несуетлив и внимателен. Когда выехал на дорогу, мы разговорились. Говорит: «Наверное, это прелесть, но я, как стал ходить в храм, всему радуюсь. И жизнь стала хорошая: хлеба покупай сколько хочешь, фрукты и овощи в магазинах даже зимой, вещи качественные, долговечные, работу, если хочешь, всегда можно найти, молиться в квартире никто не мешает. Боюсь заразиться осуждением, поэтому убегаю оттуда, где начинают говорить о политике и тому подобном. Даже телевизора нет. Не хочется ехать отдыхать ни в Турцию, ни в Грецию, ни в Египет. Зачем искать себе приключений? Меня не покидает чувство благодарности к Богу, оно всегда со мной».

Нет, это не прелесть. Понятно, что этот христианин спасётся сам, а его потомство наследует землю.

Как-то к нам приехала пожилая пара. Люди советского воспитания, как и я, только позже меня задумались о Боге. На моих глазах впервые взяли в руки молитвослов. Отслужили мы с ними молебен, поговорили о духовной жизни, к которой они оказались очень восприимчивы. На следующий день причастились Христовых Таин, наметили день венчания. Они с радостью попали в объятия Господа, с Которым их уже никто и никогда не разлучит.

На кладбище отпеваю давнюю знакомую – Нину, умершую от ковида. Люди из ритуальной службы торопят, так что я, отслужив литию, благословил закапывать. Отпевал, пока бросали землю. Молиться было тяжело: стучат комья земли, мелькают лопаты, люди громко разговаривают, не понимая, что мы молимся Богу. Установив крест и сформировав холмик, кладбищенские работники отошли. Я попросил тишины, попросил вслушаться в то, о чём и Кому мы молимся. К моему удивлению, установилась благоговейная, молитвенная обстановка. Пропев «Вечную память» и освятив могильный крест, стал говорить проповедь о том, что мы все на дороге жизни, но часто идём по ней в разные стороны, отсюда все наши беды и затруднения. Люди, далёкие от Церкви, слушали очень внимательно, по задумчивым лицам было видно, что они меня хорошо понимают. Думаю: почему они не в Церкви? Ведь хорошие все, крещёные, конечно. Может, дело в нас, церковных, осуждающих тех, кто не воцерковлён, и превращающихся в сектантов, отталкивая их этим. Многие из них со временем во всём разберутся и станут первыми, а мы, лицемеры, дай Бог хотя бы стали последними.

Иногда Бог, видя у человека искреннее стремление к Себе, спасает его против воли. Человек протестует, ему не нравится, но это не насилие над волей, где-то в глубине души человек дал согласие. Знаю одну женщину – деятельную христианку, любящую Бога, людей, ну и себя, конечно. Часто роптала, почему события происходят не так, как она ожидала: просит одного – а получает другое. Но вот надолго слегла в своей квартире. Сёстры во Христе стали за ней ухаживать. Однажды приснился ей сон. Выходит во двор, похожий на монастырский, на голове скуфия, в одной руке лакированный посох, украшенный драгоценными каменьями, в другой – корзина с украшениями из золота, серебра, драгоценных камней. За воротами ждёт персональный красивый автомобиль. Ей предстоит поездка, но она не знает куда. Утром прислала эсэмэску с просьбой истолковать этот сон. Я отмахнулся, сказав, что разгадывать сны не умею и не хочу. В течение дня, однако, мысли раз за разом возвращались ко сну болящей сестры. И вдруг всё стало понятно. За ней ухаживают, ей помогают без малого двадцать человек. Так Бог невидимо для людей и для Церкви произвёл её в игуменьи, дал возможность собраться вокруг неё, Христа ради, послужить друг другу.

Церкви нужны и первые, и последние. Вот, скажем, почти все патриархи и архиереи, многие настоятели храмов, монастырей и скитов вроде меня – они как бы и первые, но подобны евангельской Марфе: хлопочут по хозяйству, а над подобными Марии могут и превознестись, во всяком случае не всегда оценивают их по достоинству. Понятно, однако, кто есть кто, кто ближе к Богу. Это не значит, что Марфы не нужны – куда без них? Это значит лишь, что мы должны верно сознавать своё место, ради чего мы в Церкви, какими желает нас видеть Господь.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий