Первые и последние
Христиане знают, что наш Бог – Бог живых, а все они принадлежат к телу Христову. Не может жить палец без ладони, а ладонь – без руки. Рука тоже не сама по себе. Бог Отец отдал нас Сыну, и мы не можем жить без Него, без Него мы душевно мертвы. Что до физического естества, то, думаю, люди переходят в вечность благую или злую не от болезни – ковида или инфаркта, от которых можно умереть, а можно излечиться, а по установлению Святой Троицы, когда, в какой день и час Святому Духу оставить наше естество. Прах наш после этого предают земле, а душа – та, что с Богом, – поднимается в рай, а та, что без Него, опускается в ад. Законы, управляющие миром видимым и невидимым, столь просты, что доступны всякому человеку. Мы нередко следуем им, когда нам выгодно, и забываем, когда они начинают мешать. Но свобода воли нам дана лишь для того, чтобы изменить себя, на законы Божии она не влияет.
Из Нагорной проповеди следует, что кроткие наследуют землю. Впервые это произнёс царь Давид, а Спаситель подтвердил, что да, это так. Речь, по слову святого Димитрия Ростовского, идёт о нашей земле, ведь другой псалмопевец не знал. Куда же денутся остальные человеки – жестокие, жадные, хамовитые или просто ни во что не верящие, ничего не чтящие, не имеющие корня, подобно перекати-полю? Они вымирали, вымирают и вымрут, сами себя изгладив из мира.
Вот передо мной три женщины, которым за пятьдесят. Всё у них плохо: и с детьми, и с родственниками, и с соседями, и со здоровьем. Сплошной ропот на свою жизнь, а значит, и на Господа. Все хорошо одеты, на пальцах – перстни и кольца, на лице – косметика. Чем дальше слушаешь, тем яснее понимаешь, что все их проблемы от пресыщения благами цивилизации, праздности, равнодушия к духовной жизни. Всё бы изменилось в их жизни, живи они, как предписывает Церковь: за всё благодари Бога, постись, молись, бойся осуждения и других грехов. Но нет.
Другая история. Как-то мне надо было причастить больную. Попросил собравшихся в храме довезти до города. Вызвался человек лет тридцати пяти.
Я обратил внимание, что в машине очень чисто. Водитель был несуетлив и внимателен. Когда выехал на дорогу, мы разговорились. Говорит: «Наверное, это прелесть, но я, как стал ходить в храм, всему радуюсь. И жизнь стала хорошая: хлеба покупай сколько хочешь, фрукты и овощи в магазинах даже зимой, вещи качественные, долговечные, работу, если хочешь, всегда можно найти, молиться в квартире никто не мешает. Боюсь заразиться осуждением, поэтому убегаю оттуда, где начинают говорить о политике и тому подобном. Даже телевизора нет. Не хочется ехать отдыхать ни в Турцию, ни в Грецию, ни в Египет. Зачем искать себе приключений? Меня не покидает чувство благодарности к Богу, оно всегда со мной».
Нет, это не прелесть. Понятно, что этот христианин спасётся сам, а его потомство наследует землю.
Как-то к нам приехала пожилая пара. Люди советского воспитания, как и я, только позже меня задумались о Боге. На моих глазах впервые взяли в руки молитвослов. Отслужили мы с ними молебен, поговорили о духовной жизни, к которой они оказались очень восприимчивы. На следующий день причастились Христовых Таин, наметили день венчания. Они с радостью попали в объятия Господа, с Которым их уже никто и никогда не разлучит.
На кладбище отпеваю давнюю знакомую – Нину, умершую от ковида. Люди из ритуальной службы торопят, так что я, отслужив литию, благословил закапывать. Отпевал, пока бросали землю. Молиться было тяжело: стучат комья земли, мелькают лопаты, люди громко разговаривают, не понимая, что мы молимся Богу. Установив крест и сформировав холмик, кладбищенские работники отошли. Я попросил тишины, попросил вслушаться в то, о чём и Кому мы молимся. К моему удивлению, установилась благоговейная, молитвенная обстановка. Пропев «Вечную память» и освятив могильный крест, стал говорить проповедь о том, что мы все на дороге жизни, но часто идём по ней в разные стороны, отсюда все наши беды и затруднения. Люди, далёкие от Церкви, слушали очень внимательно, по задумчивым лицам было видно, что они меня хорошо понимают. Думаю: почему они не в Церкви? Ведь хорошие все, крещёные, конечно. Может, дело в нас, церковных, осуждающих тех, кто не воцерковлён, и превращающихся в сектантов, отталкивая их этим. Многие из них со временем во всём разберутся и станут первыми, а мы, лицемеры, дай Бог хотя бы стали последними.
Иногда Бог, видя у человека искреннее стремление к Себе, спасает его против воли. Человек протестует, ему не нравится, но это не насилие над волей, где-то в глубине души человек дал согласие. Знаю одну женщину – деятельную христианку, любящую Бога, людей, ну и себя, конечно. Часто роптала, почему события происходят не так, как она ожидала: просит одного – а получает другое. Но вот надолго слегла в своей квартире. Сёстры во Христе стали за ней ухаживать. Однажды приснился ей сон. Выходит во двор, похожий на монастырский, на голове скуфия, в одной руке лакированный посох, украшенный драгоценными каменьями, в другой – корзина с украшениями из золота, серебра, драгоценных камней. За воротами ждёт персональный красивый автомобиль. Ей предстоит поездка, но она не знает куда. Утром прислала эсэмэску с просьбой истолковать этот сон. Я отмахнулся, сказав, что разгадывать сны не умею и не хочу. В течение дня, однако, мысли раз за разом возвращались ко сну болящей сестры. И вдруг всё стало понятно. За ней ухаживают, ей помогают без малого двадцать человек. Так Бог невидимо для людей и для Церкви произвёл её в игуменьи, дал возможность собраться вокруг неё, Христа ради, послужить друг другу.
Церкви нужны и первые, и последние. Вот, скажем, почти все патриархи и архиереи, многие настоятели храмов, монастырей и скитов вроде меня – они как бы и первые, но подобны евангельской Марфе: хлопочут по хозяйству, а над подобными Марии могут и превознестись, во всяком случае не всегда оценивают их по достоинству. Понятно, однако, кто есть кто, кто ближе к Богу. Это не значит, что Марфы не нужны – куда без них? Это значит лишь, что мы должны верно сознавать своё место, ради чего мы в Церкви, какими желает нас видеть Господь.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий