На берегу уходящего озера

НЕУДАВШЕЕСЯ ПОХИЩЕНИЕ

– Дядя Егор! Дядя Егор! Веру украли! – кричат мальчишки, собравшись у небольшого деревенского дома.

Дядя Егор, колхозный конюх, появившись на крыльце, грозит в ответ:

– Что шумите? Вон она, на печке сидит…

Но на всякий случай, вернувшись в горницу, глянул на печку: а вдруг ошибся? Нет, сидит там младшенькая дочка – цела и невредима.

«Как быстро дети растут! – качает он головой. – Недавно, кажется, под стол пешком ходила, а нынче, глядь, уж воруют её…»

Обычай воровать невест у чувашей существовал – подумать только! – аж до 1980-х годов. Стоило парню схватить девушку да отвезти её к своему дому – с той минуты обратной дороги ей нет! Придётся её родителям сватов встречать да зятя принимать такого, какой есть, – его-то никто не выбирал.

Вера, молоденькая чувашечка, испытала настоящий ужас, когда на полевой тропинке, по которой она возвращалась из школы, вдруг нагнали её два парня из чужого села верхом на лошадях, схватили сзади за талию и стали затаскивать к одному из них на седло. И уж было поскакали с добычей, но девушка, извернувшись, вырвалась из их цепких рук и побежала прочь. Всадники – за ней, в два счёта настигли, но находчивая девушка юркнула в лесополосу, проскользнула меж частых берёзовых стволов и выскочила к оврагу. Пока преследователи объезжали преграду, она уже овраг миновала да через луг к своему дому прибежала. Закрыла двери на засов и на печку залезла. Вся в комок съёжилась и затаилась. Очнулась только тогда, когда отец с работы пришёл, в дверь постучал. А вездесущие мальчишки, видимо, с холма увидели, как чужие парни девушку хватают, пытаясь на лошадь поднять, и побежали быстрее в село объявлять, что Вера наконец замуж выйдет. «Наконец» – потому что уже много парней к ней сваталось, но она всем отказала. И симпатичные были, и умелые, и не самые бедные. Вере, правда, некоторые нравились, но вот только у них один недостаток был – не из родного Биляр-Озера родом.

Выйти замуж в другое село – обычное дело, многие девушки так под венец ушли. Но только для Веры это не подходило: она больше всего на свете любила родное село и ни за что не согласится его покинуть, хоть бы и принц приехал на белом коне. Не представляет, как можно жить где-то ещё – другого такого места, она уверена, нет нигде на свете!

ОЗЕРО УШЛО

Некогда село Биляр-Озеро, что находится практически на границе Татарстана и Самарской области, оправдывало своё название: в центре села было большое красивое озеро, богатое рыбой и раками. По берегам жили древние предки современных татарстанских чувашей. А сто пятьдесят лет тому назад на одном из берегов была построена церковь в честь Преображения Господня. Скромному деревянному храму, возведённому по типовому проекту, в богоборческое время суждено было стать оплотом православной веры для всей округи. В то время, когда в соседних сёлах рушились и осквернялись церкви, билярозерцы сумели отстоять свою матушку-церковь. Хотя она дважды всё же на короткое время закрывалась: один раз её переоборудовали под клуб, второй – под зернохранилище. Когда же она действовала, стены не могли вместить всех молящихся: на каждый праздник в неё стекался народ не только со всего Нурлатского района Татарстана, но и из соседних районов, даже из Самарской области.

К сожалению, сегодня храм стоит не на живописном озёрном берегу, а на… пустыре. Старшее поколение жителей села вспоминает, что осушить озеро приказал бывший президент Татарстана Шаймиев, в советские годы возглавлявший службу мелиорации республики. Озеро ушло, скукожившись до размера пересыхающего пруда.

Верочка с ранних лет вместе с мамой ходила в церковь, причащалась, и это была, быть может, та главная причина, из-за которой она не мыслила себя вне родного села: как жить без храма-то?

Наверное, избежать участи ворованной невесты ей тоже помог Бог, ведь Он-то знал, что тогда никакой муж ей не был нужен! Она учиться собиралась, чтоб стать образованной и умной! И поэтому после окончания начальных классов в родном селе Вера отправилась в семилетнюю школу, что в селе Чулпаново. И совсем не случайно теперь бегала за 12 километров от дома в село Якушкино, чтобы доучиться до 10 класса и получить настоящее среднее образование!

КАЛОШИ В ТРАВЕ

Бежит девчушка по краю ржаного поля. Добежала до раскидистой старой берёзы, остановилась, огляделась кругом: никого. Юркнула в кусты и достала… калоши! Села, скинула надетые на ноги лапти, переобулась в калоши и, вставая, задержала на минуту довольный взгляд на своих ножках – как же красиво блестят её чёрные калоши!..

Верочка – последняя дочка в семье, кроме неё ещё пять девочек. А вот с мужским продолжением рода не повезло: четверо мальчиков умерли вскоре после рождения, поэтому семья безземельная. После отмены крепостного права по указу царя всем бывшим крепостным крестьянам предоставлялись в собственность земельные наделы из расчёта на количество мужских душ, что означало: чем больше в семье мужчин, тем её поле обширнее. А в их семье мужская половина состояла только из отца. Но они не голодают: отец – мастер золотые руки, зарабатывает неплохо, на необходимое для жизни хватает. На разное баловство, будьте любезны, заработайте сами! Вот и ходит Верочка со старшими сёстрами на подённую работу: кому бельё перестирать, кому с ребёнком посидеть, а кому грядки прополоть. Полученную денежку завернёт в подол фартука да домой снесёт, положит на самое дно сундука, что ей для приданого подготовлен. Так и накопила на калоши. Нарядной стала. Старшая сестра на свои резиновые калоши так же накопила и вот уже 10 лет их носит – всё как новые, потому что бережёт. Верочка свои калоши тоже только на выход надевает: в школу и на сельские праздники.

УЯВ И ТРОИЦА

Зимой, во время перерыва между земледельческими работами, чувашские женщины рукодельничали: надо было холстов наткать для хозяйства, вышить полотенца к праздникам, сшить новые наряды красавицам. «Фирменным» стилем чувашского народного костюма можно назвать красно-белый цвет. Особенно эффектно смотрится клетка. Верина мама тоже научила всех дочек ткать.

Вот они, готовясь к Пасхе, вечерами трудятся над новыми своими нарядами: из клетчатого тканого холста кроят платья, украшают их оборками из цветного ситца, расшивают узорами фартуки. Вместо журнала мод – мамин наряд, сшитый ею ещё в девичестве, когда жила она в своём родном доме в селе Салтакаево. Образцом для юных красавиц служит и прабабушкин хушпуш – головной убор, украшенный бисером и серебряными монетами. На бабушкином они настоящие, тяжёлые – царские.

В праздничной национальной одежде встречали Пасху, но главным предназначением нарядов молодых красавиц был древний чувашский праздник Уяв, что означает хоровод. Он приходился на один из дней между Пасхой и Петровым днём.

Вечером на лугу возле Преображенского храма собиралась чувашская молодёжь. Водили хоровод, отстукивали ногами озорную топотуху, пели песни. Посмотреть на красочный праздник и послушать чувашские песни приходили и русские.

Не менее красочным получался и русский хоровод. Его молодёжь водила на Троицу. В этот день храм наполнялся духом земли: свежей травой, цветами, лесом. Также по вечерам у храма плыли в танцах с берёзовыми ветвями в руках русские красавицы. В этот день зрителями становились чуваши.

Одним из главных дней села был праздник Казанской иконы Божьей Матери. Для чувашей он имел особый смысл. Женщина ещё их далёкими предками воспринималась как самая важная часть мироздания, основа основ: мать-земля, женщина-мать. Она дарила жизнь, она же её оберегала. Поэтому, наверное, и сегодня более трети икон в биляр-озерском храме именно Богородичные. Большую их часть принесли прихожане соседних сёл из разрушенных в богоборческое время церквей. Спасали самые почитаемые, вот и собрались они разного письма в Преображенском в большом количестве.

РОЖДЕНИЕ ВЕРЫ

Девочка родилась 7 июня, и хотя на дворе был 1927-й безбожный год, родители – Егор Герасимович и Надежда Алексеевна – твёрдо решили: раз Бог послал её в день Своего Преображения, значит, назовём её Верой, в честь веры православной. Пусть хранит её!

Вся её жизнь доказала: не ошиблись в выборе имени папа с мамой. Любила Вера Бога, всю жизнь жила по Его заповедям, а Он хранил её и помогал в самые трудные моменты.

Однажды, будучи ещё совсем юной, возвращалась Вера от сестры, что вышла замуж в другую деревню. Путь лежал через лес. Ходить пешком на дальние расстояния для девушки не в диковинку – идёт песни поёт, цветы в букет срывает. Вдруг слышит шаги за спиной. Обернулась и похолодела: бежит за ней парень. Почувствовала неладное, сама побежала. Он – за нею, уже догоняет. О том, что бывает в подобной ситуации, знала в селе каждая девушка, и что после этого тоже: потеря девичьей чести хуже смерти. А парень догнал-таки, за шею схватил, повалил на землю. «Господи, помоги мне, грешной!» – взмолилась девушка в отчаянии.

– А ну пошёл прочь! – раздался грозный мужской голос откуда-то сверху. Вера, как только освободилась из ненавистных цепких рук, заплакала навзрыд, а её обидчик кинулся в кусты и убежал. Мужчина, кому принадлежал голос, оказался всадником на коне. Дал круг по поляне, потом подъехал к девушке:

– Что плачешь?

А Верочке стыдно выдать истинную причину слёз, только и выдавила из себя:

– Волка видела, боюсь.

Верховой махнул рукой в сторону:

– Вон там безопасная дорога. Иди! И никакие волки тебя больше не тронут.

Сказал, заехал за дерево и исчез…

– Так вот ты какой, мой Ангел Хранитель! – прошептала обомлевшая девушка.

Войдя в родное село, первым делом направилась в храм свечку Богу поставить в благодарность…

Вера всю жизнь чувствовала помощь Свыше. После окончания бухгалтерских курсов работала бухгалтером в леспромхозе «10 лет Октября». Сейфа в организации не было, поэтому ей каждый день приходилось носить с собой всю наличную кассу – леспромхозовские деньги – в обычном мешке.

Придёт домой, всё содержимое «ручного сейфа» в чугунок выгрузит да в печке спрячет. Потом весь вечер переживает: а вдруг кто об этом прознает? Суммы-то огромные, вдруг кто позарится? Убить ведь могут!

Да, могли и убить, времена были лихие. Казань, например, прославилась тогда на всю страну различными бандами вроде «Чёрной кошки». Гастролировали бандиты и по всей республике. Но Бог миловал: никто из лихих людей о том, что хрупкая женщина носит домой лакомый для грабителей куш, даже не догадывался.

А вот одну из старших Вериных сестёр, Ульяну, Бог, наверное, оставил за её отступление от Него. Ульяна родилась в 1917 году и поэтому ко времени, когда их биляр-озерскую церковь переоборудовали в клуб, подросла настолько, что бегала туда развлекаться. С другими пионерами, комсомольцами ставила там спектакли да сельчанам показывала. Однажды, во время войны, Ульяна везла на лошади колхозные дрова. Зима была морозная, лесная дорога заснеженная, телега тяжёлая. Лошадь не выдержала нагрузки и пала. За порчу колхозного имущества посадили Ульяну в тюрьму.

Той тяжести, которая свалилась на село во время войны, животные выдержать не могли. Выдерживали люди: женщины да ребятишки, заменившие ушедших на фронт мужчин.

В РЕЖИМЕ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

22 июня 1941 года в Биляр-Озере выдался жарким днём. Четырнадцатилетняя Вера вместе с женщинами жала в тот день на поле просо. Приехал бригадир. Крикнул: «Война началась!» Женщины побросали серпы и пошли по домам. А в селе уже царила суматоха. Муж старшей Вериной сестры – той, которая родилась в 1910 году, – в колхозе работал шофёром. Уже на следующий день он на своём стареньком грузовичке поехал прямо на фронт. Послужил своему хозяину железный конь верой-правдой на войне: возил на передовую боеприпасы, продукты, оттуда – раненых солдат. И погиб железный конь вместе с хозяином: где-то на Украине подорвались на мине. А жена до 90 лет ждала его и надеялась, что, может, спасся и лечится, не может приехать, не пускают.

Вера же прожила замужем 24 года, но, увы, с охотой бы поменялась судьбой со вдовой. Вышла замуж за биляр-озерского, осталась в родном селе. Но семейная жизнь не задалась: муж пил, буянил, бил её – может, из-за ревности, ведь супруга его не только получила среднее образование, но и была в колхозе вторым человеком – до самой пенсии проработала бухгалтером. Уважали её люди за трудолюбие, кроткий нрав, рассудительность, кругозор, а вот дома у неё творился ад; видимо, поэтому большинство её беременностей окончились выкидышами. Живыми появились на свет только четверо.

Вера Егоровна Ильдюшина

Как она переносила все тяготы жизни семейной? С Божьей помощью. В награду за терпение, видимо, Он дал ей замечательных детей. У младшего из них, Георгия, она живёт сегодня. Сноху Ирину Гоша, кстати, тоже привёз из другого села. Не ошибся: не только красивой оказалась невестка, но и доброй, работящей. Полюбила её Вера Егоровна как родную дочку.

 БАБУШКА-БАРЫНЯ

…Вера Егоровна Ильдюшина сегодня проснулась поздно. Дети, уходя на работу, осторожно прикрыли за собой дверь. Пусть мама выспится, за её долгую жизнь много бессонных ночей провела: ребёнком бегала по колхозным полям, собирала колоски пшеницы, чуть подросла – стала работать со взрослыми наравне, получая в качестве платы за долгий трудодень всего 100 граммов зерна. До войны, когда с колхозников собирали непосильные налоги, с одной коровы только надо было отдать 200 литров молока в месяц!

За то, что билярозерцы отстояли свою матушку-церковь, Бог, видимо, хранил село, помогал её жителям. Например, на огородах хорошо росла картошка, а её в качестве натурального налога не забирали. Много водилось в озере рыбы. Так что жители села никогда не голодали. Но трудиться всё время приходилось много и тяжело.

Итак, Вера Егоровна, проснувшись, понежилась ещё некоторое время в тёплой постели, как и полагается барыням. Потом встала. Вышла из своей маленькой, но чистой и очень уютной комнаты. Вот на столе специально для неё оставлен завтрак: молоко с пирогами. Позавтракала вкусно и к своему «телевизору» перебралась. Так она называет окно, у которого любила сидеть на стуле, наблюдая за жизнью на улице и размышляя о своей жизни…

Что-то зажилась она на белом свете: 94 года, слышит плохо, ходит еле-еле. Детям хлопоты доставляет… Для чего Бог держит её здесь уже целый век? Почему за нею смерть не посылает? А на самом деле интересно: как смерть к людям приходит? Она слышала, что в виде женщины в белом саване. Приходит как предупреждение, что пора собираться в последний путь, завершить все земные дела. Вера Егоровна как будто уже всё завершила: детей хороших вырастила и у них семьи замечательные, уже и внуки бабушке на радость растут. Каждый день молится Богу о всех родных и близких, чтоб достойны были Его милости, о селе родном, чтоб стояло вечно и люди в нём счастливо жили, о церкви своей любимой, чтоб не забывали её прихожане, заботились как о родной матери, о России – пусть её от бед и врагов хранит Господь! При случае исповедуется батюшке. Готова…

– Ой, кто-то в светлом появился из-за угла… А, это соседка с сумками в магазин, видать, побежала. Наверное, опять внуки из города приехали… Уезжает молодёжь из Биляр-Озера, – вздохнула бабушка. – Видимо, где-то лучше место находят.

Сокращается население некогда огромного села: каждый год по восемнадцать, а то и более человек умирает.

Вот две девочки прошли в штанах и кофтах, похожих на мешки.

– Не соседкины ли внучки? Ишь мода какая смешная пошла: девки как парни наряжаются… А в мою молодость…

И снова образы современные начинают переплетаться в её воображении с давними картинками. Многое изменилось с тех пор: и дома, и люди, и даже сама природа.

– Вот по весне да по осени на улицах долго стояла непролазная грязь, сохла несколько недель, а нынче глянь: снега вроде много намело, а вешняя вода ушла за несколько дней и везде стало сухо. Интересно, куда ушла вода?

«Кунда кильнэ ханезем ихер мазер…» – запела бабушка на удивление красивым молодым голосом песню, которую не раз певала когда-то на сельских посиделках.

«Пришли гости все званые, все желанные…»

Нет, Вера Егоровна Ильдюшина в здравом уме и твёрдой памяти: просто всё чаще её окружают воспоминания-призраки из далёких лет её молодости, они живее того, что её окружает, с ними есть о чём переговорить, есть что вместе вспомнить… Что смерть? Пусть не торопится! Бог отмерил Вере Егоровне долгий век, на радость всем, кто узнал эту замечательную женщину, научился у неё добру-разуму.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий