Парадоксы времени

Сплошь и рядом сталкиваешься с удивительными представлениями современников, которые одни темы знают прекрасно, всю жизнь изучают, а другие – по верхам. Так у нас до сих пор бытует убеждение, что святой Стефан пришёл на Зырянскую землю с дружиной. Иначе, мол, как бы справился, побили бы, и всё. «А кто ему книги нёс?» – на полном серьёзе говорит человек, вроде и сведущий в той эпохе, но не способный избавиться от привычки судить по нынешним меркам, то есть на былое он смотрит не через телескоп или микроскоп, а через калейдоскоп, где вместо цветных стеклышек какие-то иллюзии.

«Святитель Стефан Пермский». Художник Наталья Писарева, г. Котлас

Книги в эпоху Стефана были огромной редкостью, их читали во время учения, что запомнил – то твоё. Поэтому если и было что у святителя поначалу, то разве что одна, так что сам донёс бы. И с дружиной куда опаснее, чем без неё: побили бы охотники дружину, расстреливая воинов день за днём. А вот пойти против духа русского попа, чтущего Бога, известного коми под именем Ен, решиться мог разве что какой отморозок, а таких не было в то время и при тех обстоятельствах – изгоняли их, как ушкуйников.

Ну или вот история. Как-то один знакомый, придерживающийся либеральных взглядов, заявил, что Англии и Франции в Крымскую войну приходилось воевать далеко за морем – добираться до мест боевых действий долго и сложно – и всё равно победили гнилую царскую администрацию, которая была у себя дома, до Севастополя рукой подать.

Франц Рубо. Фрагмент панорамы «Оборона Севастополя». Повозки с ранеными у батареи Никифорова

Он не понимает, что самолично создал и уверовал в очередной исторический миф. На самом деле по морю возить солдат и припасы было в десятки раз дешевле и намного быстрее. Скажем, из Марселя до Севастополя пароходам, которых у французов и англичан было около сотни, идти дней десять. Из Варны и Стамбула, где у врага имелись склады, и вовсе сутки-другие. А у нас до ближайшего Херсона – почти две недели в хорошую погоду, но возить приходилось из Воронежа, Тулы, Москвы, а это уже полтора-два месяца летом, а весной-осенью, как дороги развезёт, куда дольше.

В общем, море тогда – это как железные дороги сегодня, потому и расселились европейцы по земле так быстро, даже до Австралии можно было месяца за три доплыть, не перетруждаясь. Для сравнения: до Верного (ныне Алма-Ата) от столицы – месяца четыре с обозом. Потому в древности люди и жались так к рекам: лучше плохо плыть, чем хорошо ехать.

А знаете, когда я всё это начал понимать? Побывав несколько раз в Великорецком крестном ходу. Сотню вёрст пройдёшь – и куда лучше начинаешь понимать прошлое, людей и дороги.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий