Пять тысяч километров

Вот уже тридцать лет они здесь, на площади Первоучителей в Мурманске. Два святых брата, Мефодий и Кирилл. Сквозь ветки тонких рябин за их бронзовыми спинами видны окна областной научной библиотеки. И правда, где, как не здесь, перед самым крупным на Мурмане книжным хранилищем, стоять памятнику просветителям славян? Ведь они подарили нам азбуку, а значит, и путь к знаниям, освоению наук, появлению учёных из народа. А главное – славяне научились славить Бога на родном языке, потому как до Кирилла и Мефодия допускалось писать богослужебные книги лишь по-еврейски, погречески и по-латински.

Памятников святым братьям теперь много в России. А вот мурманский стал самым первым. И, как это всегда бывает с первопроходцами, судьба его необычна. Прежде чем встать в Мурманске на гранитный постамент, учителям словенским пришлось проделать путь в пять тысяч километров на КамАЗе!

Отправной точкой путешествия была София – столица Болгарии.

В этой стране святых первоучителей почитали даже в советское время, День славянской письменности отмечали ярко и широко. А вот у нас его никак не праздновали. Друг нашей газеты писатель Владимир Крупин вспоминает, как побывал в середине 80-х годов в Болгарии на Дне славянской письменности: «Я был поражён его величием, красочностью, общегосударственным размахом. И возмечтал о таком празднике в России. Но не один я. В Мурманске были два хороших писателя: Виталий Маслов и Виктор Тимофеев. Они и стали двигателями и организаторами такого Дня». А помогал писателям редактор главной молодёжной газеты края Дмитрий Тараканов.

И вот ровно 35 лет назад, 24 мая 1986 года, в Мурманске прошёл первый в нашей стране праздник славянской письменности. Следом и другие города подхватили эстафету – так в храме от одной зажжённой свечечки зажигаются и другие. В 1991 году этот день стал государственным праздником, с тех пор его отмечают повсеместно, славя и святых тружеников Мефодия с Кириллом, и всех тех, благодаря кому книга и знание на Руси стали первостепенным сокровищем.

А братья-болгары в благодарность за память о первоучителях подарили мурманчанам памятник – точную копию того, что с 1968 года стоит перед зданием Национальной библиотеки в Софии. Чтобы отлить его из бронзы, нужно было собрать немалую сумму, и множество людей горячо откликнулись на такой призыв. Когда же памятник был готов к отправке в СССР, Патриарх болгарский Максим в Александро-Невском соборе Софии освятил его. И отправились Кирилл и Мефодий на КамАЗе в дальний путь.

В пути

Мурманский писатель Игорь Козлов-Капитан (в прошлом и правда капитан дальнего плавания) оставил интереснейшие воспоминания о том, как это происходило. КамАЗ, который должен был привезти памятник, выехал не налегке: в кузове его был «камушек» – семитонная глыба апатита, дар северян болгарскому музею «Человек и Земля» (не пустыми же ехать в такую даль!). «Что, в Болгарии своих булыжников нет?..» – рассмеялся сотрудник таможни в Одессе. А когда ехали обратно, снова его повстречали. На этот раз он уважительно посмотрел на памятник, даже пожалел Кирилла с Мефодием, точно живых: «Накрыли бы брезентом, чтобы дождик не мочил или снег… Счастливого пути!»

А как встречали их в Киеве! Только въехали – на колокольне Софийского собора впервые за 60 лет зазвучали колокола! В честь Кирилла и Мефодия! «И разлился колокольный звон по Киеву, и людей собралось великое множество, огромные тысячи, – пишет Игорь Козлов-Капитан. – Фотографы даже на крыши домов позалезали, чтобы увидеть всё и запечатлеть для истории. Запел хор Владимирского кафедрального собора, и началась служба – благодарственный молебен святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию… Но и после этого люди не разошлись, а, напротив, окружили машину плотным кольцом. В мгновение ока весь КамАЗ оказался заставлен куличами, в которых горели свечи. Сотни нагрудных крестиков висели на нитках, шнурках и цепочках, накинутых на то, за что они могли зацепиться. Люди трогали памятник руками, вставали на цыпочки, чтобы прикоснуться к нему лбом, поднимали высоко на руки малышей и даже грудных детей и прилагали их к святыне. И плакали, и молились, и снова плакали».

Так же многолюдно, по-братски тепло, колокольным звоном встречали Кирилла и Мефодия в Минске. Потом были остановки в Новгороде, Петрозаводске – и вот, наконец, прибыли в Мурманск. 18 марта КамАЗ с драгоценным грузом остановился у Свято-Никольского храма. «За памятник можете не беспокоиться! – сказал игумен Никодим. – Наши бабушки его будут охранять лучше всякой милиции! А колокола звонят – это в честь Кирилла и Мефодия…»

Будто в объятия Святителя, покровителя моряков и путешественников, вернулись после трудного пути. Неслучайно и установили памятник как раз на Николу Вешнего – 22 мая 1990 года.


  • По сложившейся традиции мы зовём братьев «Кирилл и Мефодий», а вот Церковь их имена упоминает в обратном порядке: «Мефодий и Кирилл». Это потому, что св. Мефодий имел высокий сан игумена.

  • Когда Кирилл и Мефодий перевели богослужебные книги на славянский язык, то принесли их в Рим для освящения. Это было ещё до разделения христиан на православных и католиков, а Римская кафедра была самой уважаемой. Римский Папа Адриан встретил их радостно и с почестями и тут же освятил новые книги. Такой почёт был оказан святым братьям потому, что с собой они принесли мощи священномученика I века Климента, чудесно обретённые ими в Корсуни.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий