Патриотизм Александра Невского

Замечателен ответ Великого князя Александра Невского монгольскому хану: «Я кланяюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари я не стану кланяться. Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь». Он показывает, что почтение и служение земным делам и даже правителям не противоречит любви и верности Единому Богу, если не переходит определённых границ, не сопровождается обожествлением.

Фёдор Моллер. «Отказ Александра Невского исполнить татарский обряд поклонения огню и кусту»

Именно эти слова Великого князя нужно брать за основу, когда мы начинаем рассуждать о патриотизме и соотношении его с верой во Христа. В этом смысле Александр Невский может послужить образцом для нас. Почему? Попробуем разобраться.

ПАТРИОТИЗМ

Каково его место в системе ценностей православного человека? Единомыслия в православном сообществе по этому вопросу нет. С одной стороны, это понятие часто выдвигают как высшую ценность для человека: дескать, если человек патриот, то в числе прочего он должен чтить и веру отцов. Другие в противовес этому клеймят патриотизм как инструмент государственного манипулирования людьми, как проявление шовинизма, а в отношении веры – чуть ли не как богоотступничество и идоло-служение. В чём же состоит истинное православное понимание патриотизма?

Согласно словарю Ожегова, патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Patria по-латински – «отец», а значит, духовные корни этого явления надо искать в отношениях человека с родителями и с Богом – Отцом всего сущего.

В четвёртой главе книги Бытия Священное Писание повествует нам о взаимном отгораживании людей друг от друга, а в 11-й главе – о разделении языков из-за гордости в ходе Вавилонского столпотворения. Это история возникновения отдельных народов. Казалось бы, в этом нет ничего позитивного. Однако посмотрим дальше. Через призвание Авраама исход евреев из Египта и дальнейшие пути израильского народа видно, что Творец пользуется национальным вопросом для достижения Своей главной цели – прихода в мир Христа через Пресвятую Деву Марию, воспитанную и подготовленную многими поколениями. Сам же Господь, воплотившись, подчёркивает по временам Своё особое отношение к родной нации и городу Иерусалиму.

А как же слова апостола Павла: «Нет уже Иудея, ни язычника»?

Да, через Сына Божьего все народы потенциально воссоединяются в духовную семью – Святую Соборную Церковь, Новый Израиль. Но происходит это после того, как на десятый день после Христова вознесения на учеников Его сходит благодать Святого Духа. В кондаке праздника Святой Пятидесятницы об этом поётся: «Когда сошёл Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа».

Почему же после Святой Пятидесятницы всё изменилось?

Потому что людям открылась тайна Троической любви: Бог един по существу, но троичен в Лицах. То есть соединиться и быть вместе, любить друг друга – не значит потерять индивидуальные особенности и раствориться в другом. Наоборот, это значит дополнять друг друга, являть разнообразие в единстве, уважать свободу другого и так далее.

Апостолы, чувствуя себя гражданами Царства Небесного, не забывали о своей национальной принадлежности. «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти», – говорит апостол Павел.

РОДИНА И ГОСУДАРСТВО

Важно подчеркнуть, что отчизна в христианском понимании не отождествляется полностью с государственной властью, хотя и во многом тесно связана с ней. Родина – это совокупность людей, культуры и природы, соединённых особенностями жизни и мировоззрения. Она может обозначаться в любых масштабах – от кровной семьи до вселенной. Поэтому служение Родине – это не политическая программа и не уничижение «не наших», а забота о своих, тех ближних по рождению и воспитанию, о которых поручил тебе заботиться Бог. Национальный патриотизм в христианстве – это не вражда против других народов, и целью святого князя Александра было не уничтожить захватчиков-католиков, но защитить русских людей, сделав их жизнь безопасной.

Но ведь святой Александр тем не менее довольно безжалостно расправлялся с врагами, убивал их – насколько это соотносится с христианством?

Тут важно понимать: Христос дал нам магистральный путь личного спасения через смирение, кротость и даже жертвенность. Но в общественном измерении продолжает действовать закон сдерживания зла, в том числе через механизмы принуждения: армию, полицию, тюрьмы и так далее. Неужели апологет пацифизма и «непротивления злу насилием» будет спокойно наблюдать, как хулиган обижает его старенькую маму или беспомощного младенца, либо всё-таки защитит их?

Вспомним также, что Иисус Христос однажды Сам не ограничился словами и не воспользовался Божественной силой для сотворения чуда, но именно Своей человеческой природой применил физическое насилие для изгнания торгующих из храма (Мф. 21, 12-13).

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви об этом сказано так: «Православный христианин призван любить своё Отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему… Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путём участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание».

Выделять свою родину (а равно и супруга, супругу, детей, родителей, профессию, нацию, страну и проч.) среди других – не значит превозносить и слепо оправдывать недостатки, но значит любить именно как близкое, родное, в большей степени присущее именно тебе, данное тебе по обстоятельствам жизни как упражнение по совершенствованию.

Да, национальные чувства могут выродиться в агрессивный национализм и ксенофобию, но православие не делит народы на лучшие и худшие. Противоречит православию и стремление поставить нацию на место Бога.

ОТЦОВСТВО

В Послании к Ефесянам апостола Павла есть такие слова: «Преклоняю колени мои перед Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле». То есть всякое отцовство, родительство и начальство в жизни берёт своё начало от Бога и поэтому требует уважения и почтения.

Святитель Феофан Затворник об этом рассуждал: «Так устроен мир, что высшие, старейшие пекутся о низших и младших и благоустрояют их. Первые в сем отношении суть отцы для последних. Высшие – чины Ангельские, передающие приемлемый ими от Бога свет низшим, суть в сем отношении отцы их. Между людьми лица, пекущиеся о меньших, суть отцы, деды, родоначальники, затем цари, начальники; в духовном отношении – пастыри Церкви. Это отчество присвояется им по образцу отчества Отца Небесного».

Потому у нас и именуются терминами «отец» и «мать» и служители Церкви, и монашествующие, и крёстные, и государи в былые времена, и отцы города, и отцы-командиры, и отцы в науке и так далее.

Святой Александр Невский как раз и являет нам пример такой жизни. Через служение Богу он находит силы и вдохновение правильно и даже чудесно выстраивать земные дела: семейную жизнь, управление государством, ратные подвиги, помощь нуждающимся, заботу о Церкви и другие. Он был как бы отцом для всех. А через служение всем он приобретает новые дары Божественной благодати и Небесное Царство, в котором продолжает помогать людям молитвой. В службе ему поётся: «Богомудре Александре, великий княже, блажен еси, яко блаженство наследовал еси… нищия удовлил еси, сирот питатель, пленных свободитель был еси».

Итак, именуемая патриотизмом любовь к Родине при должном отношении не противоречит православной вере, а раскрывает и осуществляет её в повседневной жизни, по слову Богочеловека: «Вы – свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Михаил Нестеров. «Благоверный князь Александр Невский»

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий