О загадочной гравюре, сандалиях святого Сергия и первом космонавте Земли
Круглый год со всей России приезжают люди в древнюю Троице-Сергиеву лавру – поклониться Преподобному Сергию, помолиться в храмах монастыря, побывать на святых источниках. Но в Лавре есть места, которые тоже нельзя обойти стороной, – это её музеи. Старейший из них – Ризница. А более молодой – тот, что расположен в стенах Духовной академии и зовётся Церковно-археологическим кабинетом (сокращённо – ЦАКом).
Такие кабинеты существуют во всех православных высших учебных заведениях, но сергиево-посадский – самый крупный: за скромным названием «кабинет» скрывается целый музей христианского искусства со множеством залов. Хранится в нём множество интереснейших предметов церковной старины. Чего только здесь нет! Иконы, макеты храмов, книги, диковинные музыкальные инструменты, старинные виниловые пластинки с записями церковных хоров… А главная реликвия Церковно-археологического кабинета поистине бесценна, хотя и скромна на вид. Это кожаные сандалии Сергия Радонежского, сшитые его собственными руками!
В залах музея развешаны картины, написанные известнейшими русскими художниками. Но многие талантливые произведения принадлежат кисти неизвестных мастеров. Одна из таких работ, созданная в 1838 году, очень необычна. Дело в том, что лик Спасителя на гравюре неизвестного русского мастера исполнен одной-единственной линией, разворачивающейся по спирали от центра. Наверно, если бы можно было «выпрямить» эту линию, она протянулась бы не на один десяток метров!
Гравюра поэтому и названа так: «Единый единою чертою». Но на самом деле это искусная копия работы западного гравёра XVII века Клода Меллана, который и придумал эту технику. А придумал он её так: Меллану не нравилось, когда штрихи на гравюре пересекались, вот он и нашёл выход – наносить изображение параллельными тончайшими линиями. Точнее, одной линией по спирали, в необходимых местах утолщая её.
Интересно, что Клод Меллан был твёрдо уверен, что никто и никогда не повторит его художественного достижения, оттого и написал на гравюре по-латински: «Уникальная»… Видимо, эта надпись и побудила неизвестного русского мастера-гравёра спустя два столетия проверить: точно ли уникальная и неповторимая? И он не просто слепо скопировал произведение Меллана, а добавил что-то новое (вы заметите это, ребята, сравнив обе гравюры). Быть может, он хотел этим сказать, как опрометчиво считать дела рук своих исключительными и неповторимыми?
И всё же, как ни замечательна по мастерству гравюра, она мало похожа на икону, перед которой хочется помолиться. Наверное, это оттого, что форма здесь главнее содержания. Икона – окно к нам из Неба, и нехорошо, если при взгляде на изображение Спасителя в страшный момент Его крестных страданий человек думает о виртуозной технике мастера: «Невероятно! Как такое возможно?!»
А ещё в ЦАКе при Троице-Сергиевой лавре хранится макет Храма Христа Спасителя, собранный сто лет тому назад, в 1920 году. С ним связана одна история. Однажды в Лавру приехал и зашёл ознакомиться с экспонатами музея церковной старины наш знаменитый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Постояв возле искусно сделанного макета, он спросил, где находится храм – памятник воинской славе, возведённый в честь победы над Наполеоном. На что ему ответили, что в 1931 году храм взорвали и теперь на его месте бассейн. Вскоре Гагарин не побоялся с самой высокой трибуны страны сказать, что стыдно так относиться к памятникам старины, и призвал восстановить Храм Христа Спасителя. Тогда в возможность этого почти никто не верил, но прошло несколько десятилетий – и храм восстал из небытия. А воссоздать его помог как раз тот самый макет из Церковно-археологического кабинета. И теперь, любуясь красотой храма, люди радуются: «Как такое возможно?! Слава Тебе, Господи!»
Если вам, дорогие ребята, приведётся оказаться в Троице-Сергиевой лавре, постарайтесь побывать и в её музеях. Они много дадут и уму, и сердцу.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий