О загадочной гравюре, сандалиях святого Сергия и первом космонавте Земли

Круглый год со всей России приезжают люди в древнюю Троице-Сергиеву лавру – поклониться Преподобному Сергию, помолиться в храмах монастыря, побывать на святых источниках. Но в Лавре есть места, которые тоже нельзя обойти стороной, – это её музеи. Старейший из них – Ризница. А более молодой – тот, что расположен в стенах Духовной академии и зовётся Церковно-археологическим кабинетом (сокращённо – ЦАКом).

Такие кабинеты существуют во всех православных высших учебных заведениях, но сергиево-посадский – самый крупный: за скромным названием «кабинет» скрывается целый музей христианского искусства со множеством залов. Хранится в нём множество интереснейших предметов церковной старины. Чего только здесь нет! Иконы, макеты храмов, книги, диковинные музыкальные инструменты, старинные виниловые пластинки с записями церковных хоров… А главная реликвия Церковно-археологического кабинета поистине бесценна, хотя и скромна на вид. Это кожаные сандалии Сергия Радонежского, сшитые его собственными руками!

Сандалии, сшитые Сергием Радонежским

В залах музея развешаны картины, написанные известнейшими русскими художниками. Но многие талантливые произведения принадлежат кисти неизвестных мастеров. Одна из таких работ, созданная в 1838 году, очень необычна. Дело в том, что лик Спасителя на гравюре неизвестного русского мастера исполнен одной-единственной линией, разворачивающейся по спирали от центра. Наверно, если бы можно было «выпрямить» эту линию, она протянулась бы не на один десяток метров!

Гравюра Клода Меллана «Плат Святой Вероники»

Гравюра поэтому и названа так: «Единый единою чертою». Но на самом деле это искусная копия работы западного гравёра XVII века Клода Меллана, который и придумал эту технику. А придумал он её так: Меллану не нравилось, когда штрихи на гравюре пересекались, вот он и нашёл выход – наносить изображение параллельными тончайшими линиями. Точнее, одной линией по спирали, в необходимых местах утолщая её.

Лик Спасителя на гравюре исполнен единственной линией. Она разворачивается по спирали от центра

Интересно, что Клод Меллан был твёрдо уверен, что никто и никогда не повторит его художественного достижения, оттого и написал на гравюре по-латински: «Уникальная»… Видимо, эта надпись и побудила неизвестного русского мастера-гравёра спустя два столетия проверить: точно ли уникальная и неповторимая? И он не просто слепо скопировал произведение Меллана, а добавил что-то новое (вы заметите это, ребята, сравнив обе гравюры). Быть может, он хотел этим сказать, как опрометчиво считать дела рук своих исключительными и неповторимыми?

Гравюра русского мастера

И всё же, как ни замечательна по мастерству гравюра, она мало похожа на икону, перед которой хочется помолиться. Наверное, это оттого, что форма здесь главнее содержания. Икона – окно к нам из Неба, и нехорошо, если при взгляде на изображение Спасителя в страшный момент Его крестных страданий человек думает о виртуозной технике мастера: «Невероятно! Как такое возможно?!»

А ещё в ЦАКе при Троице-Сергиевой лавре хранится макет Храма Христа Спасителя, собранный сто лет тому назад, в 1920 году. С ним связана одна история. Однажды в Лавру приехал и зашёл ознакомиться с экспонатами музея церковной старины наш знаменитый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Постояв возле искусно сделанного макета, он спросил, где находится храм – памятник воинской славе, возведённый в честь победы над Наполеоном. На что ему ответили, что в 1931 году храм взорвали и теперь на его месте бассейн. Вскоре Гагарин не побоялся с самой высокой трибуны страны сказать, что стыдно так относиться к памятникам старины, и призвал восстановить Храм Христа Спасителя. Тогда в возможность этого почти никто не верил, но прошло несколько десятилетий – и храм восстал из небытия. А воссоздать его помог как раз тот самый макет из Церковно-археологического кабинета. И теперь, любуясь красотой храма, люди радуются: «Как такое возможно?! Слава Тебе, Господи!»

Если вам, дорогие ребята, приведётся оказаться в Троице-Сергиевой лавре, постарайтесь побывать и в её музеях. Они много дадут и уму, и сердцу.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий