По Сибири – на поморском карбасе

«Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу…» – помните, ребята, это шутливое стихотворение Самуила Маршака? Оно уместилось всего в две строчки, потому что таз не подходит для плавания. Другое дело – Таз с большой буквы! Это река в Сибири, и по ней в июне отправятся в экспедицию несколько мудрецов – историков. Они пройдут по сибирским рекам и озёрам целых 500 километров, повторяя путь, по которому в XVII–XVIII веках шло освоение этих земель. Дорог в то время не было, открывали Сибирь по рекам, и при переходе из одного водоёма в другой (например, из Оби в Енисей) судно тащили по земле – то есть волоком. Так же придётся поступать и нынешним путешественникам: где-то тянуть-толкать, а где-то и нести на руках. Поэтому рук будет много – в экспедиции собираются принять участие 12 человек из Москвы, Геленджика, Санкт-Петербурга, Нового Уренгоя и Крыма.

А поплывут они на настоящем поморском карбасе, который нынешней зимой был построен в Архангельске. Именно на таких судах шло освоение восточных областей нашей необъятной России. Эти деревянные кораблики бороздят просторы Белого и Баренцева морей с XV века до наших дней.

Так выглядел поморский карбас в XVI веке. Автор модели – вологжанин Сергей Лушкин

Конечно, мастеров, владеющих секретами древнего кораблестроения, нынче можно по пальцам пересчитать, но они всё же есть.

Один из них – потомственный мезенский судостроитель Виктор Петрович Кузнецов , с ним встречались наши корреспонденты во время экспедиции по Мезени («Мезенские обеты, ноябрь, 2011 г., № 648).

Он специально приехал с северо-востока Архангельской области, из отдалённого села Лешуконское, чтобы руководить постройкой карбаса для будущей экспедиции. За свою жизнь мастер построил уже немало судов, на своих карбасах 15 лет ловил камбалу в Белом море, да и в Баренцево море на рыбный промысел ходил на большом, девятиметровом, карбасе.

Нынешнее творение мастера Кузнецова длиной шесть с половиной метров. Сейчас карбас весит около 300 кг, но, напитавшись водой, станет примерно в два раза тяжелее. Сделан он из ели, а собран на медные гвозди. «Морская вода, соль… обычные гвозди быстро ржавеют», – пояснил судостроитель. Даже пришлось самим делать длинные гвозди из проволоки – в продаже таких нет.

К строительству судов поморы издревле применяют глагол «шить». Портной шьёт платье, а помор – лодку. Вот и Виктор Петрович так выражается, по-старинному: «Отец шил, а я за отцом с трёх лет, и вот сейчас, под старость, ремесло пригодилось. Главное – с Божьей помощью, тут без Божьей помощи никак не построишь».

Виктор Петрович Кузнецов: «Главное – шить карбасы с Божьей помощью»

 

А в подмастерьях у судостроителя – петербуржец Никита Карбасов

В подмастерьях у Виктора Петровича молодой петербуржец Никита – с «говорящей» фамилией Карбасов (а говорит она о том, что предки Никиты были поморскими судостроителями). Сам Никита думает о своём новом деле так: «С такой фамилией очень хочется понять, что такое настоящий карбас и как его всё-таки шили. Когда я шёл по Белому морю, что-то внутри заиграло, и такая любовь родилась, которую очень хочется воплотить».

Вот на таком карбасе, сшитом в Архангельске со знанием дела, с Божьей помощью и с большой любовью, и отправятся путешественники по сибирским рекам. В добрый путь!

«Новоиспечённый» карбас освятили и дали ему отличное название – «Архангелъ».

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий