Образ будущего

Мир как сад

Каждый надеется, что Господь, по милости Своей, примет его в Царствие Небесное. Это будущее, которого мы желаем и своим родным, и близким. Но есть ещё земное будущее нашей страны. Как сказал отец Сергий Булгаков, «христианство же есть царство не от мира сего, хотя путь к нему проходит и через этот мир, оно подготовляется в человеческой истории». Представьте, у вас есть сад, которым можно пользоваться небрежно, собирая урожай, пока не засохнет последнее дерево. Но стоит ли после этого рассчитывать на добрый ответ на Страшном Суде? А можно деятельно беспокоиться о нём, чтобы и много лет спустя сад радовал наших потомков.

Таким садом является и наша страна. Вопрос: каким нам видится её будущее, есть ли у нас его образ? В двадцатом веке мы, на мой взгляд, уже совершили большую ошибку, отдав в руки революционеров формирование повестки земного будущего. Сейчас это повторяется – не отсюда ли умножение левых даже в стенах Церкви? У меня их довольно много среди родных и друзей, так что говорю о том, что болит. Не раз приходилось наблюдать, как православный человек, почитав что-то из святых отцов, следом берётся за очередную статью, восхваляющую, скажем, Сталина. Напоминаешь ему о богоборчестве, репрессиях, но понимаешь, что слова твои ушли, словно вода в песок. Слышишь в ответ, что было примирение с Церковью во время войны, была Победа, были огромные успехи в самых разных областях. И самое главное – имелся образ будущего, вектор движения, которого сегодня не хватает многим.

Помню, как однажды я, вернувшись в родной Рубцовск, это Алтайский край, первым делом спросил, что нового в городе. Отец с мамой в ответ с гордостью называли мне новостройки, говорили, что открылся такой-то дворец культуры или магазин, построен мост и так далее. Незадолго до этого появилась песня «Мой адрес – Советский Союз», ставшая для меня частью этого воспоминания. Что там осталось сейчас от Рубцовска? Знаю лишь, что после закрытия тракторного завода, где работали мои родители, город приходит в упадок. При всех огромных недостатках коммунистической идеи доминанту оно всё-таки давало – создание общества, где человек человеку брат, нет борьбы за выживание, жить можно и нужно не ради потребления, а во имя каких-то сверхзадач, в том числе нравственных.

Другое дело, что вся эта идеология была обречена с момента появления.

«Последняя и самая решительная попытка»

Эти слова принадлежат отцу Сергию Булгакову. Целиком мысль его звучит так: «Coциaлизм есть последняя и самая решительная попытка человечества устроиться без Бога, добыть земной рай, с тем, чтобы совершенно окончательно забыть об утраченном Эдеме, о небе».

Это объясняет, почему столь яростной была борьба с Церковью. Но там, где нет места Богу, в итоге обесценивается, мельчает, деградирует человек. После войны, по мере того как душевно здоровые люди заменяли во власти революционеров, Советский Союз очеловечивался, но врождённые недостатки социализма никуда не исчезли.

Идти наперекор вере, традициям, здравому смыслу – обычное для него дело. Хотя практически у каждого коммуниста мать была христианкой, державшей в красном углу образа. Какая польза коммунизму от стравливания одной половины страны с другой? Один из тех бесчисленных вопросов, на которые не было ответа. Так же обстояло дело и с остальным.

* * *

Когда большевики объявили лозунг «Фабрики – рабочим!», пообещав сделать пролетариев коллективными директорами заводов, они, наверное, верили, что это возможно. Напомним, что значит освобождение труда, согласно марксизму: выборность руководства снизу доверху и распоряжение производителем продуктами собственного труда.

Вот только для создания производства нужна воля одного человека или спаянной группы единомышленников, притом что, согласно выводам психологов, нормальная численность группы, как правило, семь человек; дальше начинается распад на звенья – каждое со своей энергией и целями. Что ещё важнее: для создания производств требуется готовность рисковать и угадывать запросы покупателей. Не угадал – разорился. Готовы ли к этому рабочие, когда их несколько тысяч? Примеры предприятий, управляемых самими рабочими, – огромная редкость. Если бы рабочие могли их создавать, чтобы жить свободной жизнью совладельцев, они, естественно, делали бы это безо всякого марксизма и революций. Не могли.

Вот почему коммунисты в России вынуждены были отказаться от утопических марксистских представлений о коллективной собственности и освобождённом труде, сделав все предприятия казёнными и назвав это народной собственностью. Ничего нового: казённые заводы были и до революции, но лишь в тех областях, где это было возможно и необходимо. При этом казённые предприятия не пытались удовлетворять миллионы заказов на самовары, сапоги, картошку, гречку. Государство физически не способно справиться с такой нагрузкой: чтобы экономика работала нормально, нужно множество независимых от государства, не связанных его диктатом интересов, волевых импульсов, рискованных шагов отдельных людей. Начинаешь всем этим управлять – импульсы гаснут, интересы рассеиваются, про риск и говорить нечего. И всё, система даёт сбой, начинается вечный дефицит, который с каждым годом у нас не только не смягчался, а, наоборот, усиливался.

Иной путь выбрали социал-демократы в Европе. В Швеции, например, ничего отнимать у капиталистов не стали, обложив их огромными налогами. Те покряхтели, но как-то устроились, так что Швеция сейчас одна из богатейших стран мира. Но что за этим богатым фасадом? Мой знакомый курд покончил с собой вскоре после того, как получил гражданство в этой стране. Ему было там бесконечно тоскливо – в мире, где отчуждение людей зашло слишком далеко.

«Они больше не нужны друг другу», – говорили курды о шведах. «Может, только с вами не хотят общаться?» – уточнял я. «Нет, мы видим, друг с другом тоже».

Атеистов, агностиков, неверующих в Швеции 85 процентов, значительно больше, чем у нас. А как уже было сказано, кому не нужен Бог, не нужен и человек. Увы, при всех достоинствах советского социализма, при всех достоинствах шведского – и то и другое тупиковый путь.

Такой образ России будущего нам не нужен.

О природе капитализма

Может, образ капиталистической России лучше?

Часто крупнейшие производители договариваются, выпуская товары с сознательно урезанным сроком жизни. Несколько десятилетий в результате сговора производителей повсеместно снижается качество товаров, особенно в тех странах, которые считаются второсортными, таких как Россия. Недавно Федеральная антимонопольная служба проверила бытовую химию и ряд других товаров, которые под одними названиями продаются и в России, и в странах Европейского Союза. Оказалось, качество разное. Например, у стирального порошка Ariel другой процент моющих реагентов. Финский Fairy действительно лучше пенится и отмывает – те, кто вёз его из-за границы, вовсе не были параноиками. Это касается сыра Valio, шоколадной пасты Nutella и тысяч других наименований, в число которых входят и лекарства. Недавно Евросоюз поднял тему качества техники, судя по всему, в этой сфере тоже появятся или уже появились высокие требования. В Европе стараются соблюдать определённый баланс между жадностью капиталиста и правами потребителя. Но на нас, как и на большую часть мира, защита, конечно, не распространяется.

Наоми Кляйн

Те, кто не согласен играть по этим правилам, разоряются. Иногда можно лишь догадываться, как им перекрывают воздух, но нередко всё очевидно. Как пишет канадская журналистка Наоми Кляйн, много лет специализирующаяся на экономике, «конкурентов либо инкорпорируют в монолит Microsoft, либо просто выдавливают с рынка, включая собственные конкурирующие программы-аналоги в один пакет с очередной версией операционной системы».

Все крупные корпорации непосредственно связаны с правительствами, но особенно болезненный, антисоциальный характер это приняло в США, где лекарства, например, стоят в несколько раз дороже, чем в Канаде, что невозможно без сговора с властью. Огромные средства, выделяемые страной на медицину – больше, чем где бы то ни было, – исчезают в карманах доверенных компаний. В итоге Соединённые Штаты в 2018 году, согласно рейтингу Блумберг, были на 55-м месте по уровню здравоохранения, уступив не только России, но и Венесуэле, Казахстану и так далее.

Впрочем, всё это было бы не столь опасно, если бы борьба с верой не была заложена в природу капитализма. Служение мошне не терпит конкуренции, но до поры до времени капитализм был недостаточно силён, чтобы всерьёз претендовать не только на кошельки, но и на души людей. Перелом наступил благодаря холодной войне, когда по примеру социализма капитализм начал формировать свою идеологию. Практически все либеральные идеи, которые пытаются выдать себя в наши дни за передовые, лишь обслуживают рынок, подпитывающий их финансово. Подсчитано, что средний американец каждый день только до 9 часов утра слышит или видит от 50 до 100 рекламных объявлений – никакая психика с таким напором справиться не в состоянии. Цель – формирование стиля жизни, когда всё возрастающее потребление подаётся как норма, а не следующие ей – чудаки, реликты минувших эпох. Во что это обходится, свидетельствует профессор В. Лукьяненко: «За один лишь XX век площадь суши с разрушенными экосистемами оказалась в два раза больше, чем за несколько предшествующих тысячелетий, и достигла сегодня 63,8 процента».

Так как практически все мировые религии учат другому – превосходству духовного над мирским, бережливости или безразличию к материальному, нравственности и уважению к традициям, – их конфликт с капиталом нарастал по мере его укрепления. Например, регулярные разоблачения католических священников-педофилов начались вовсе не спонтанно и поддерживаются осознанно. Разумеется, борьба с извращенцами – благое дело. Но, например, среди школьных учителей-протестантов педофилия распространена значительно шире, однако борьба с ними не вылилась в шумную кампанию. В уничтожении протестантизма избрана другая тактика. Насаждение женского и гомосексуального священства – лишь два направления в планах по его полному разрыву с христианской традицией. Разумеется, не обошли стороной и православие. Конфликт Русской Православной Церкви, с одной стороны, Константинопольского Патриарха и ряда греческих архиереев, с другой, как и легализация украинских раскольников, полностью, от начала до конца, – дело рук правительства Соединённых Штатов, оно это и не скрывало.

Так куда же идти?

Образ России будущего, где нас будут разделять, чтобы властвовать и властвовать, чтобы обогащаться, нам тоже не нужен. А какой нужен? В первую очередь, конечно, устремлённый в Небо. Это основа основ, без которой, что ни придумывай, всё выйдет какое-то унылое зверство. Но такой сад требует не только молитв: его нужно поливать, нужно обрезать деревья, представлять, каким хочешь его видеть. Почему же мы так редко задаёмся вопросом: какой мы бы хотели видеть свою страну в будущем?

Может ли религия влиять на экономику в наши дни, предлагать свои альтернативы? Возьмём мусульманскую банковскую систему, о которой несколько лет назад в нашей газете рассказывал отец Максим Стыров. Мусульманам, как известно, запрещено ростовщичество в любом виде. Но в конце XX века появилось несколько банков, которые нашли выход из этой ситуации. Их метод – проектное инвестирование. Банковские работники изучают человека, который пришёл к ним за помощью, его бизнес-план, анализируют риски и вместе с ним берутся за дело на паях, не получая процентов. Спекуляции запрещены, банк жёстко ориентирован на производство. Эксперимент дал блестящие результаты. В обороте банков, которые приняли в нём участие, находится сейчас 2,2 триллиона долларов, рост 15-20 процентов в год.

Американские, японские, немецкие банкиры о таком не смеют даже мечтать. Но их ставка на финансовые спекуляции всё чаще даёт сбои. По некоторым оценкам, примерно лишь каждый пятый доллар, который был напечатан с 2008 года, уходил в реальный сектор экономики, а большая часть уходила на вздутие финансовых пузырей. Только в последние два года эти спекуляции лишили вкладчиков пятнадцати триллионов долларов. В России дела обстоят ещё хуже – в реальный сектор экономики идёт лишь один рубль из двадцати.

О том, что произойдёт со страной, Святейший Патриарх Алексий предупредил ещё в начале 90-х в своём обращении к молодёжи:

«Мне 62 года. Вам приблизительно в три раза меньше. Очевидно, что вам придётся жить в мире, который будет сильно отличаться от того мира, в котором я прошёл всю свою жизнь, за исключением оставшегося и самого сложного для меня отрезка. Общество, в котором будете жить вы, будет более жёстким. Я надеюсь, в нём будет меньше внешнего, государственного принуждения. Но оно само будет принуждать вас к действию, к выбору, к непрестанной активности, к борьбе за выживание и успех. А бремя свободы всегда жёстко, всегда трудно.

«О том, что произойдёт со страной, Святейший Патриарх Алексий предупредил ещё в начале 90-х»

Общество, в которое вы войдёте (или в которое введут вас), будет небывалым ещё в истории. Это не похвала ему. Это предостережение вам. Дело в том, что впервые общество конкурентной экономики будет создаваться в условиях духовной разрухи. Общество рыночного хозяйствования в Европе возникло в среде строгого протестантского пуританизма, который давал моральную и религиозную оценку хозяйственной и социальной деятельности человека. В свою очередь, Католическая Церковь, вышедшая из Контрреформации более сильной, нежели она вошла в неё, помогала человеку избавиться от экономической “одномерности”, напоминала ему, что и он, и другие прежде всего чада Божии и лишь затем предприниматели или работники. Это и много других необходимых духовных напоминаний может дать людям и наша Русская Православная Церковь. Но многие ли готовы услышать нас?»

Церковных СМИ тогда почти не было, а светские эту речь замолчали – и власть, и наиболее активная часть общества в то время были преисполнены оптимизма, как оказалось, ложного. Они отвергли советские представления, но были совершенно чужды религиозной традиции.

И всё же для тех, кто услышал, слово Патриарха помогло определиться, а кому-то и прийти к вере. Вот почему и Церкви, и православному сообществу, думается, есть смысл более деятельно, системно участвовать в поисках пути, по которому должна идти страна. Какой мы бы хотели видеть Россию в будущем? Предлагаем нашим читателям, которым есть что сказать по этой теме, присоединиться к обсуждению.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий